Певческий союз в
Козлове. (очерк). Намеченная союзом цель в
п.г. «защита членов союза от произвола, от кого бы этот произвол не исходил»,
забирается в сущность певческого быта. Мало того, что хоры всецело зависят от
ктиторов, они еще находятся под влиянием интриг «священнослужителей». Чтобы не
быть голословным, привожу факты. Вступивший ктитор озаботился «благолепием»
церкви: устроил водяное отопление, улучшил хор, поправил украшения; на все это
ктитору пришлось вложить свои деньги. «Батюшка», - потому что им дано право
контроля над церковными суммами, даже и в тех случаях, когда ни один грош из
этих сумм не попадает в их карманы, - потребовал от ктитора отчет в
расходовании денег. Вмешательство «главы церкви» в приходы и расходы церковных
денег, дефицит которых всегда покрывался ктитором, взорвало последнего, и он
разогнал хор, как поглощающий большую часть доходности церкви… Певчие,
профессия которых – только пение, остались без заработка. А где его искать при
существующем антагонизме между хорами? Так как ктиторами обыкновенно выбирают
людей денежных и близко стоящих к церкви, а также желательными людьми являются купцы
– мы всюду видим ктиторов купцов. Конечно, люди денежные для церкви и для хоров
безусловно полезных, если бы от их самодурства и желания некоторых согласовать
личные интересы с интересами церкви, не страдали певчие. Возьмите в пример
ктитора одной здешней лавры. Что он в пении? А говорит: этот плоховат, того бы
прогнать и, не знаю уже с чем соображаясь, платит скверно певчим жалованье. А
то еще есть ктитор – купец «из благородных», с «современными» взглядами на
жизнь, а когда нанимает певчего, спрашивает: не пойдет ли тот к нему в
приказчики? Разсчет… 15 руб. как певчему, 15 руб. как приказчику. Дешево и
мило! Я знаю одного ктитора миллионера, а в церкви у него все певчие -
приказчики… Можно ли согласовать профессии приказчик с профессиею певчего? Не страдают
ли профессиональные певчие от таких несообразных явлений? А ведь подобные
явления не исключение. Да потом, почему именно ктитор – всегда купец? Не все же
купцы – ктиторы покрывают личными деньгами перерасходы церкви, а все-таки
держат певчих в могучем кулаке, и под давлением своей натуры. Были случаи,
когда ктиторы нанимали певчих, совсем нежелательных как для хора, так и для
регента. Регенту необходим голос, а ктитор ставит ему иерихонскую трубу…
Регенту необходимо увеличить хор, а
ктитор говорит: «ладно, и так хорошо!». А если регент требует, ктитор заявляет:
«будет приставать – последних разгоню…». Регент – приказчик ктитора. – Пой
Веделя! – говорит ктитор. Регент поет «Веделя». – Разрази Архангельского нынче!
– приказывает ктитор. Разражается Архангельский. А попробуй регент возразить
против такого варварства, ктитор сейчас: «да ты петь плохо стал…, что-то у тебя
не ладно». И пошло…Регенты и певчие поступают в хоры, договариваясь «словесно»,
ктиторы могут прогнать, как тех, так и других, когда заблагоразсудится. У
некоторых ктиторов развито желание «скасчивать» жалованье певчим, у других
мания менять их. При условии найма по словесному договору, певчий ничем не
гарантирован даже на следующий день. Бывали случаи, что сегодня певчего наняли,
завтра прогнали. Певчие в руках ктиторов- игрушки. Певчие настолько зависимы от
своих нанимателей, ктиторов, что им приходится дрожать за каждый день. Поэтому
певчим, сорганизовавшимся в союз,
необходимо привлечь ктиторов для решения вопроса о роли последних по отношению
к организации в общем, и каждого ктитора к своему хору – в отдельности.
(продолжение следует). П.Д-в. |