Певческий союз в Козлове. (очерк). Что есть у
профессионального певчего на случай инвалидности? Воспоминания о прошлом,
пережитки бывших времен, полных анекдотической
прелести и только. А «насущный»? В нем ощущается вопиющий недостаток.
Хорошо, если певчий в свое время мог оставлять кое-что на черный день, тогда
дело кое-как поправимо; ну а сели вся жизнь его протекла в труде, тогда как?
Положим, некоторые сердобольные ктиторы поддерживают остаток жизни инвалидов:
дают к великим праздникам мучицы, того-сего. Но разве человек хочет есть только
по великим праздникам? А насколько полезна благотворительность ктиторов,
привожу некрологи, доставшиеся мне по наследству. 1) Лукин – знаменитый бас
«бывал у благочинного в гостях, где всегда пел «Оседлаю коня» в великое
удовольствие присутствующих. Потеряв под старость голос, расписывался в полиции
за неграмотных. Умер в бедности. 2) Ботуновский - своим голосом обращал в
бегство животных(?) … В последнее время состоял у нотариуса в качестве
свидетеля и терпел нужду. 3) Ситников – любимец козловского купечества. Рано
потерял голос и стал пить. Купец Р. из человеколюбия помогал ему. Замерз. 4)
Патутин – тенор, приятный, как ни у кого. Человек бедный, содержал семейство:
мать и две больных сестры. Умер в чахотке. 5) Дубровин – замечательный
октавист. Под старость писал деревенским мужикам и бабам письма, сочинял
прошения. Во время приема новобранцев был сильно избит и скоро умер. Так
хорошие певцы кончали годы, несмотря на то, что имели право на лучшую жизнь в
старости: были любимцами не только прихожан данной церкви, но и купечества
(Ситников) т.е. богатейшей части населения могущей, не ограничиваясь подачками
к праздникам, обеспечивать последние дни своих любимцев. Касаясь здесь материальной
поддержки членов союза, я не беру исключительно денежный вопрос. Представьте,
что певчий, еще сравнительно молодой, а почему-либо потерял голос и совершенно
сделался непригодным для хора. Работать он не привык, да и не может в силу
прежней профессии. Что ему прикажется делать? Вот тут-то союз и обязан придти
на помощь. Он должен озаботиться приисканием бывшему певчему места регента в
каком-либо маленьком хору. А для этого безусловно должна быть широкая организация
союза и хорошая постановка певческой школы. И певческий союз не должен
ограничиваться членами исключительно хоров Козлова, его деятельность необходимо
развить и в уездах, и как можно далее. Разве, например, певчие других городов
не могут быть членами «Певческого союза в Козлове» и, сорганизовавшись
представлять единицу целого? (продолжение следует) П.Д-в. |