Дела учебные. Второе приходское училище,
помещающееся в доме Телелюевой, на монастырской улице, в августе должно
переехать на новую квартиру, так как домовладелица сдала училищное помещение
частной женской гимназии Е.П. Сатиной, находящейся в том же доме. Потребность
гимназии в увеличенной квартире объясняется, во-первых, приливом учениц,
во-вторых, прибавлением с будущего учебного года двух классов. Пример г-жи
Сатиной, взявшей на себя не легкую задачу организовать вторую гимназию в
уездном городе, прекрасно иллюстрирует ту жажду просвещения, которая далеко не
удовлетворялась одною казенною женскою гимназиею. Мы не знаем, как поставлено
дело в частной гимназии, но родители учащихся, кажется, очень довольны, что их
дочери учатся именно в этой гимназии. Если бы не было этого, то не было бы и
прилива учениц. А еще лучше будет, когда, вообще, учебное дело отойдет в руки
частной предприимчивости. И тогда, только тогда живо выработается та система
обучения по классам или предметам, которая укажет, чего хочет общественная
мысль. Она, эта мысль, теперь отсутствует в обучении. Её нет. Она сказалась
было в отзыве родительского комитета об экзаменах в казенной женской гимназии.
И получила приказ не соваться «не в свое дело»… Так было и всегда. От этого
учебное дело у нас и не двигается. Оно в вечных потугах, как при тяжелых родах.
Эти потуги изводят его без малейшего толку. Ученики бастуют, устраивают химические
обструкции, училища закрывают. Разве это нормально? Нет, не нормально, потому
что казенно Представьте учебное дело частной инициативе – и все эти
ненормальности сразу исчезнут. У нас оно опутано такою массою формальностей и
мундирности, что надо еще удивляться тому, что дышит и растет… Но как оно
шагнет, когда вся эта труха и плесень слетят с него! |