Памятник седой старины. Каждый раз,
заезжая в свой родной город, меня более всего интересует Троицкий монастырь. И
не потому, что с ним связаны мои воспоминания о детстве, шумной ярмарке,
живописной роще над рекой, а потому, что здесь есть возможность получить
эстетическое удовольствие созерцанием вида этой церкви, созданной, без
сомнения, по проекту московских зодчих XVII
века. Этот памятник, напоминая собой слегка Николо-Воробьинский храм в Москве,
или по деталям окон – Соликамский, в то же время говорит о самостоятельном
неподражаемом характере, в строгом смысле. Пожалуй чудом он охранил общий
контур и некоторые детали, тогда как внутри все обесценено и испорчено рукой
маляра-живописца и резчика. Храм с квадратным нефом, увенчанным в плане тремя
полукруглыми абсидами, имеет на четырехскатной крыше только одну главку.
Обладая высотой, превышающей ширину, невольно наталкивает на мысль, что душа
строителей стремилась ввысь, к Дивному несравненно Великому Строителю. Окна поставленные
не по отвесу одно над другим, говорят о русском зодчем, не любившем искать
красоту в симметрии. Наличники с фронтонами по рисунку кокошников,
поддерживаемых колонками из граненых брусочков с плитами, говорят о прелести
русского народного искусства, получившего право гражданства и в церковной
архитектуре. Кирпичные наличники абсидов имеют вид уже не кокошников, а
двускатных карнизов. Видно, зодчие хорошо различали значение уборов и делили их
на благородные и неблагородные. Главка, единственное украшение крыши, имеет очень правильную форму луковицы и посажена
на барабан, единственное отверстие в своде. Сам же свод (звездное небо) имеет
причудливое сочетание коробового, наружного и крестового, выказывая тем самым
не просто строителя, а искусного, опытного. Тяжелы только два столба – опоры
свода. Крылечко северных ворот и южных, и паперти с запада, как-то не вяжутся с
общим видом, а остатки поломок говорят,
что эти прелести, созданные удобства ради, дополнены после, а чугунная
плита говорит, что история сего храма имела Христовых строителей и переустройщиков
их трудов. Отличительной чертой москальской архитектуры, или московья, являются
полуциркульные карнизы-свесы, замещающие пустое место от застрехи до окон. Весь
храм с надворными постройками оцеплен высокой стеной, часть стены сохранила
древний тип бойницы, с крутыми сводами снизу и ходом-навесом сверху. Осмотрев
храм снаружи, невольно тянет заглянуть внутрь, увидать внутри новые откровения
русского искусства, искусную руку «знаменьщика» учившегося у флорентийца или у
грека. Но в старые мехи влито новое … и не вино, а вода мутная, застоялая.
Дешевая живопись среднего мастера-маляра. Не любим мы старины, не любим
искусства. Не любим творить во славу Творца. Все сделано для людей и для
людской славы. Слабая попытка рассказать то, что сами плохо понимаем. Вот такое
впечатление выносим из храма. И все-таки этот храм я люблю и, каждый раз,
заезжая в родной Козлов, посещаю его. Н.Валукин. |