Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.04.2024, 00:11
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Публикации и воспоминания » Публикации

И. И. Дубасов «Очерки из истории Тамбовского края».
20.03.2014, 08:56

И. И. Дубасов «Очерки из истории Тамбовского края».

Из Тамбовской бытовой истории. Т.6. стр.57-63.

О Тамбове и строении черты  я уже писал раньше. Теперь я скажу несколько слов о  строении г. Козлова. 5 сентября 1636 года Царь и Великий князь всея Руси Михаил Федорович повелел своим ясельничим и воеводам Биркину и Спешневу ехать в поле для строенья нового города (Козлова). Мотивами для этого царственного повеления послужили следующие обстоятельства:

«Ведомо нам учинилось , писал царь, что степью меж Воронежских и Ценских  верхов , мимо Урлапова городища , приходят в Русь войною Крымские и Ногайские люди на Шацкие , Ряские и на Данковские места  и на Резань, и православных крестьян побивают , и в полон емлют , и назад отходят той же степью… А иные воинские люди приходят войною Изюмскою сакмою…  И государь царь… указал для береженья от татарские войны меж Воронежских и Ценских верхов на Урлапове Городище, или где пригоже … поставить город, а для городового строенья и береженья указал Государь… быти ратным людям из Переславля Рязанскаго… с Михайлова … из Пронска … из Рясково … с Сапожка … с Воронежа, Лебедяни, Ельца и Шацково … всего 760 человек, а бытии тем ратным людям у городового дела и для береженья, опричь проезду, по шти недель; и тем ратным людям велено быти всем с пищальми; да у них же велено быть по рогатине и по топору, да по лошади с телегою; да им же велено дать в городах по фунту зелья да по фунту свинцу из Государевы казны … Да с Иваном Биркиным и с Михайлой Спешневым послано с Москвы наряду: пищаль медная – ядро в 3 гривенки, другая пищаль – ядро 2 гривенки, две пищали – ядро по гривенке … да 50 пищалей с замками … Да для церковного и городового строенья велено взять плотников из Переславля Михайлова и Пронска; да с Переславля же, из Ряскова, Ельца и Лебедяни кузнецов взять трех человек … Да с Иваном же и с Михайлом отпущен в новый город вестовой колокол в 10 пуд … А жилецких служилых людей указал Государь устроити … 500 человек, а прибрати их изо всяких из вольных и из охочих людей … А земли за ними учинити … против Данковских стрельцов … по 40 чети, по 30 чети и по 20 чети … И всем тем служилым людям служити конную и пешую службу безпрестани переменяясь …  А денег Государевых с Биркиным и Спешневым послано 400 рублев … Да запасу всем тем ратным людям, чтобы идти на поле на Урлапово Городище, велено взять с собою на 6 недель, опричь проезду … Очевидно, дело затевалось, по тому времени, не малое… Были утомительные, сложные и склочные сборы. Была и серьезная опасность для наших царских колонизаторов…

Поэтому царь в своем подробном указе опасливо предостерегает Биркина и Спешнева:  «А дорогою до Урлапова Городища идти вам со всеми разными людьми бережно и усторожливо и станицы поред собою посылать частые и станом становиться в крепких местах и сторожи держати и самим на стороже дозирати, чтобы сторожи стояли во всю ночь крепко и усторожливо … чтоб татарове безвестно не пришли и не погромили …

Старая Русь, в лучших своих представителях, отличалась строго православной церковностью. Всякое дело , большое и малое, она начинала и вершила молитвою… Этот прекрасной элемент былой нашей народной жизни сказывается и в данном случае. «А на том месте, продолжает царская грамота, где новому городу быти, изготовить лес … А изготовя просить у Бога милости и у Пречистыя Богородицы помощи … и у всех святых … и молебны петь …

Замечательна та тщательная и предупредительная заботливость, с которою первый царь из дома Романовых относился к строению города Козлова. « А Вы, Иван Биркин, да Михайло Спешнев, устройте в новом городе на зелейную казну погреб дубовый и колодези покопайте и тайники поделайте, чтоб в приход воинских людей без воды не быть … Да вы же, Иван да Михайло,  писал он, - устройте в новом городе на зелейную казну погреб дубовой и колодези покопайте и тайники поделайте, чтоб в приход воинских людей без воды не быть… Да вы ж, Иван да Михайло, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятые Богородицы … с приделом … Воеводы Биркин и Спешнев исполнили царскую волю в том же 1636 году. Город Козлов, одновременно с Тамбовом, стал на страже Тамбовской окраины… Кончилась спешная воеводская строенная работа, возник город Козлов – далеко не последний из современных городов русских. Много ли, мало ли – но краю стало легче. Было где укрыться от орды, было где по силе-мочи и суд-управу найти. Город Козлов постепенно рос. Всем инородным охочим людям в торговые дни бирючи кликали про всякие земельные угодья, и те охочие люди шли и шли в новый край. Иные из них устраивались на новом месте порядливо, но были и такие, что сразу начинали баламутить. Стало это известно на Москве и Царь-Государь указал: «А которые люди учнут каким воровством воровать, или от кого учинится татьба и разбой, или которые люди учнут держать корчму, и б … и зернь и табак …, и тех людей от воровства накрепко унимать – бить батоги и кнутом, смотря по вине, и писати о тех к Государю». (Москов.арх. Мин. Юстиции, по приказному столу № 1-й). Козловские воеводы Биркин и Спешнев, очевидно, были истовые Государевы люди. Своею Службою они прямили Царю, а не лукавили. Это видно из следующего: Козловские воеводы строили, опричь города, большие остроги и малые острожки на двунадесяти верстах.

Было где разгуляться алчбе и татьбе. Но верные царские слуги вели дело по совести и по смете. На остроги они извели 248000 деревьев; а на надолбы и столбы – 60000. Сколько извели, столько и показали. Впоследствии воеводы убедились в том, что то острожное дело от пожару будет непрочно, и они не скрыли этой невольной своей ошибки, а горячо настаивали на земляном строении... И царь внял их опытности, и в Козлове с окрестностями вместо деревянных скоро появились земляные городки, укрепленные валами и рвами. Инженером при этом был Галанец Ян Корнилов. В его распоряжении деловцов было 1200 человек, конных и пеших; да 150 человек таковых, кои хворостом вал прокладывали. Все эти тяглецы пришли к нам из Рязанских городов, с Лебедяни, Ельца, и Воронежа. И было всем им дадено Государева жалованья по полтора рубли человеку в месяц. А явились все они в Козлов, по Указному велению, с полным нарядом: с пищальми, рогатинами, топорами, лопатами, заступами и кирками. Начались работы тотчас, наскоро с великим поспешением. И были на той нудной работе всякие люди: и боярские, и жилецкие, и патриаршие и монастырские. Кои работали заступами и кирками, а другие сторожу держали и делали разъезды по степи, высматривая Татар и Ногайцев, которые и не заставили долго ждать себя. Тогда в нашей степи начались беспрерывные, ожесточенные схватки. Бились вогненным и всяким боем смертно, друг у друга уши и языки вырезывали, в полон имали. После того на короткий срок разъезжались. Не в то ли время явилась поговорка: гляди в оба?.

И действительно, местные воеводы, верные слуги Царские, глядели в оба. Это видно из памятей и отписок.
В 1643 году Козловский воевода князь Иван Ростовский отписывал Государю: « … для береженья от татарского приходу стояли мы на реке Польном Воронеже на Касимове броду … и июня в 12 день … приходили татаровя, и полковые казаки на городскую сторону татар не перепустили, а татаровя Польной Воронеж перелезли в Стрелкове броде и сторожей поимали и лошадей отогнали … И в другие и в третие приходили к нам татаровя, в августе и ноябре; и был бой. А как ушли татары, и начали мы на перелазах сваи бити и колоды дубовые класти, чтоб те перелазы отнять …».

В это время всем жителям Козловским заказано было накрепко сидеть в городе и острожках, по реке Польной Воронеж не ездити, бродов не отыскивать и стежек по степи не накладывати. А которые люди самодуром учали действовати и воевод ослушивались, и те были в жестоком наказании … Тогда же усилены были степные сторожи и вся местная ратная сила призвана была к оружию. Результат получился самый благоприятный. Воевода князь Ростовский так доносил об этом Царю: «служилых людей в избылых не было в те татарские приходы и стало всем безстрашно и надежно».

Скоро в Козлов и Царская милость пришла: всем служилым людям дано по золотому и на дворовую селитьбу да на завод по шти рублев.

И начали обзаводиться наши служильцы и жилецкие люди. Сходцев в нашу сторону все прибывало и прибывало. Их манила необъятность тучных тамбовских диких полей и замечательное обилие всяких угодий. Новые селитьбы вырастали одна за другой, окруженные тынами и надолбами. Внутри их воздвигались немедленно же храмы Божьи. Все они были, как известно, деревянные, строились самими обывателями, художественной красоты в них не было и быть не могло, но вокруг этих скромно созданных православных святынь созидалась и крепла наша излюбленная святорусская земля.

Категория: Публикации | Добавил: Олег | Теги: И. И. Дубасов «Очерки из истории Та
Просмотров: 637 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]