Приветствую Вас Гость!
Среда, 15.05.2024, 18:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Публикации и воспоминания » Публикации

"И. В. МИЧУРИН - ОСНОВОПОЛОЖНИК СОВЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ДАРВИНИЗМА"
12.01.2013, 12:07

В разработке вопроса о целесообразном режиме воспитания при создании сорта из негибридного и гибридного сеянца Мичурин исходит из исторических оснований. При установлении режима воспитания вообще и питания в особенности надо считаться с прежней историей сеянца для того, чтобы творить его новую историю. Ещё в письме от 20 ноября 1911 года к своему корреспонденту под инициалами «Н. М.» Мичурин писал: «При улучшении местных видов и разновидностей растений необходимо сеянцам предоставлять пищу в избытке, т. е. по возможности стараться ожирять их, что и служит главным рычагом к улучшению как в крупноте, так и в вкусовых качествах плодов новых сортов... При воспитании сеянцев из семян, взятых с растений из более теплых по климату стран, нужно остерегаться с внесением удобрений в почву для ожирения сеянцев, в противном случае сеянцы могут легко вымерзать, такие сеянцы полезно выращивать в возможно более сухой почве и в случае выхода при таком режиме воспитания из сеянцев растений с неудовлетворительными качествами их плодов, то последние можно легко улучшить при воспитании второй и в особенности третьей генерации, причем можно гораздо смелее поступить с внесением в почву излишков удобрения» (1).

Мы видим, что режим питания для местных форм, история формирования которых протекала в суровых условиях, и для форм из жарких стран, по Мичурину, должен быть совершенно различным. Если сеянцы от растений тёплых по климату стран получат избыточное питание, то этот режим питания будет столь схожим с исторически им свойственным, что они повторят в своём развитии особенности своих предков и тем самым разовьются как неморозостойкие растения. Что же касается сеянцев от местных видов и разновидностей растений, то им именно нужно обеспечить весьма питательную пищу для того, чтобы обеспечить соответствующее развитие вкусовых качеств их плодов.

Мичурин разработал также сменный режим питания растений в онтогенезе. В зависимости от того, какое развитие и каких органов нужно обеспечить, должен меняться и режим питания растений.

Сейчас уже широко известно, что Мичуриным открыт и исследован закон управления доминированием свойств гибридных организмов и разработаны приёмы управления этим доминированием. Как и все другие проблемы, так же и проблема доминирования разработана Мичуриным на основе исторически созидательных установок. Из многочисленных фактов, которыми Мичурин обосновывает открытый им закон доминирования и возможность предвидения явлений доминирования, приведём только один словами самого Мичурина.

«Цветы груши Тонковетки, оплодотворенные пыльцой зимней груши Бере Диль, дали семена, из которых выросли сеянцы, давшие плоды хотя хорошего вкусового качества, но мелкой величины и раннего летнего созревания. Почему? Да потому, что свойства Тонковетки, выработанные в течение столетий в нашей местности (подчёркнуто мною.— И. П.) как при-

------------------------------------------

 1. И. В. Мичурин. Соч., т. IV, стр. 473—74.

------------------------------------------

 выкшие к условиям нашего климата, легко могли доминировать над передачей признаков Бере Диль, слабо и незначительно проявившихся лишь в улучшении вкусовых качеств плодов.

А когда я взял для роли материнского растения уссурийскую дикую грушу и оплодотворил ее цветы пыльцой Бере Диль, то здесь, вследствие того, что оба растения были перенесены в новую для них местность с совершенно другими непривычными для них климатическими условиями, оба производителя, т. е. отец и мать, оказались равносильными (подчёркнуто мною.— И. П.) в передаче своих свойств гибридным сеянцам — дали хороший сорт груши с плодами зимнего созревания» (1).

В вопросе о развитии признаков как у гибридных, так и негибридных сеянцев Мичурин, по существу, исходил из установленной Энгельсом общей закономерности, что прогресс в отношении развития одних свойств может быть регрессом в отношении развития каких-либо других.

 Множеством потенциальных возможностей обладает вновь зарождающаяся форма. Корень этих возможностей — в сложной предистории предков этой формы. Однако реальное развитие определённых свойств целиком зависит от конкретных условий развития сеянца. Мичурин писал: «...признаки передаются лишь в зачаточной зародышевой форме и в численно очень большом количестве, из которого крайне незначительная часть получает дальнейшее развитие лишь тех признаков и свойств, развитию которых будет благоприятствовать условие внешней среды текущего времени жизни сеянца» (2).

В отличие от тех лжетеоретиков, которые считают, что развитие свойств и признаков у организмов всегда есть лишь простая реализация без новообразования, Мичурин подчёркивает, что развитие организма новой формы заключает в себе и моменты новообразования свойств, не имевших места в истории предков.

«Неправильно,— отмечал Мичурин по поводу теории простой реализации свойств.— Не все задатки признаков заложены в гаметах. Некоторые могут сложиться и проявиться под воздействием факторов внешней среды, к которым можно причислить и наследственно введённые человеком в форме подвоя другого вида с привоем растения» (3).

Мичурин указывает на многочисленные яркие факты новообразования в свойствах и признаках растений. Он указывает, например, на выведенные им сорта культурного винограда, обладающего свойством, которого не было у предковых форм, на малину Техас с её морозостойкостью, несмотря на то, что эта малина выведена Мичуриным из малины Логан штата Техас (США) с его жарким климатом.

--------------------------------------------

 1. И. В. Мичурин. Соч., т. IV, стр. 584.

 2. Там же, стр. 583—584.

 3. Там же, стр. 427.

--------------------------------------------

 По сути дела, вся история работ Мичурина по созданию новых сортов есть история новообразований. Мичурин дал могучее средство в руки селекционеров для планомерного и целенаправленного созидания новых сортов и пород. Среди них метод ментора — один из наиболее могучих методов формообразования.

Теория действия менторов разработана Мичуриным самым тончайшим и многосторонним образом. Ментор как подвой, ментор как привой, ментор как система привоев, пыльца как ментор — регулирование облиственности при менторировании — вот те далеко не исчерпывающие приёмы, которые разработал Мичурин для воспитания у новой формы надлежащих свойств при помощи ментора.

Мичурин опроверг долго и упорно отстаивавшиеся в официальной биологической науке воззрения на невозможность скрещивания отдалённых форм. Он облёк свою теорию в целую систему действенных методов к преодолению нескрещиваемости: предварительное вегетативное сближение, метод посредника, внутривидовое скрещивание как средство для последующей межвидовой гибридизации, метод смеси пыльцы, капсулирование далёкой пыльцы вместе с пыльцой материнской формы. Но мы опять далеко не исчерпали всех тех действенных методов, которыми вооружил Мичурин биологов и селекционеров в целях создания лабильной формы с расшатанной, нестойкой и гибкой наследственностью, которую в дальнейшем соответствующими условиями воспитания можно уклонить в сторону формирования нужных свойств и закрепить эти свойства.

Учение Мичурина о разной степени зрелости, готовности к плодоношению разных ярусов растения, об особой молодости корневой и прикорневой системы растения также было разработано им как действенный метод отводочных растений. Этот метод имеет исключительное значение в селекционном деле и при размножении растений путём отводок.

Нет возможности при кратком изложении перечислить все стороны теории Мичурина, всегда и неизменно облекавшиеся им в действенные методы планомерного созидания новых форм организмов. Учение Мичурина — это учение о том, как планомерно созидать историю органических форм, как предсказывать явления этой истории и воздействовать на процесс их становления. И если Дарвин и все его последователи ограничивали свою задачу объяснением закономерностей живой природы, то Мичурин поднял понимание исторического процесса в живой природе на высшую ступень, на ступень созидательного к ней отношения.

Поскольку в истории науки дарвинизм стал синонимом исторического воззрения на живую природу, постольку мы вправе говорить об учении Мичурина как о творческом дарвинизме, как о дарвинизме познающем в процессе планомерной перестройки живой природы.

 Никоим образом мичуринский дарвинизм нельзя отождествлять с учением самого Дарвина. Но самое слово «дарвинизм» применительно к творческому мичуринскому учению о развитии живой природы следует сохранять в целях подчёркивания преемственности в историческом воззрении на явления живой природы. Говоря же о творческом мичуринском дарвинизме, следует всё время иметь в виду то принципиальное, качественное отличие мичуринского учения от учения Дарвина, которое заключается в понимании развития как борьбы противоположностей, как единства организма и условий существования, понимании развития не как плоской, всегда плавной эволюции, а как преемственной истории, чреватой скачками. Именно такое понимание истории живой природы сделало мичуринское учение могучим учением планомерного её преобразования.

В полную силу мичуринское учение вошло лишь после освобождающего действия Великой Октябрьской революции. Великие вожди революции Ленин и Сталин открыли Мичурина и мичуринское учение. Классики марксизма-ленинизма Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин вооружили Мичурина правильным пониманием исторического процесса. С полным правом мы можем сказать, что мичуринское учение — это детище диалектического материализма, творческого марксизма.

И. В. Мичурин указывал, что «естествознание по своему существу материалистично, материализм и его корни лежат в природе. Естествознание стихийно влечётся к диалектике. Для избежания ошибочного понятия в усвоении необходимо знать единственно правильную философию — философию диалектического материализма... Только на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина можно полностью реконструировать науку» (1).

Как горячий патриот своей Родины, всю свою жизнь отдавший на обогащение её растительных ресурсов, Мичурин нашёл в строящемся социализме настоящую дорогу осуществления своих исканий.

Только социализм сделал возможным планомерное перевоссоздание живой природы. Проблема жизненности в мире растений и животных, которую так плодотворно разрабатывал Мичурин, стала жизненной проблемой породообразования и сортообразования в стране социализма. Проблема планомерного созидания форм растений, которую так тонко разрабатывал Мичурин, вошла в широкое русло преобразования живой природы, преобразования, направляемого нашей партией, великим Сталиным. И если истоки устремлений Мичурина связаны с влиянием революционно-демократической деятельности великих русских просветителей, то самое оформление в систему учения Мичурина и его претворение в действительность связано крепчайшими узами с эпохой социализма. С душевной теплотой и благодарностью советскому строю,

--------------------------------------------

 1. И. В. Мичурин. Соч., т. I, стр. 623.

--------------------------------------------

 строю социализма Мичурин писал: «...создание облегчающих, украшающих и улучшающих человеческую жизнь новых растительных форм — дело не одного только «старика Мичурина» и его последователей... это — родное, кровное дело всех тех, кто работает для блага своей социалистической родины, для блага рабочего класса... это — близкое дело всех тех, кто хочет и вправе жить все лучше и лучше» (1)

Когда-то Маркс писал, что стихийная, анархическая культура, в особенности строя капитализма, оставляет после себя пустыню. Природа мстит за такого рода стихийное к ней отношение. «...И тут, — подчёркивал Маркс, — бессознательная социалистическая тенденция!» (2).

Социалистический строй, который ведёт плановую «обработку природы людьми» (3), ликвидирует несоответствие между цельностью сторон самой природы и клочкообразностью, анархичностью её капиталистического освоения. И мичуринская теория, поставленная самим Мичуриным и мичуринцами на службу плановой переделки живой природы, имеет осознанно социалистическую устремлённость.

Ещё в 1924 году товарищ Сталин поднял вопрос о планомерной перестройке природы степей и лесостепей в целях борьбы с засухой. В письме к Демьяну Бедному товарищ Сталин писал: «Мы решили использовать обострившуюся готовность крестьянства сделать все возможное для того, чтобы застраховать себя в будущем от случайностей засухи, и мы постараемся всемерно использовать эту готовность в целях проведения -(совместно с крестьянством) решительных мер по мелиорации, улучшению культуры земледелия и пр. Думаем начать дело с образования минимально необходимого мелиоративного клина по зоне Самара - Саратов — Царицын — Астрахань — Ставрополь. Откладываем на это дело миллионов пятнадцать — двадцать. В следующем году перейдем к южным губерниям. Это будет начало революции в нашем сельском хозяйстве» (4).

Мичуринское учение, развиваемое его последователями и учениками, поставлено на службу осуществления великого сталинского плана преобразования природы. В осуществлении этого величайшего плана, в решении поставленной партией и правительством задачи поднятия продуктивности животноводства и многих других диктуемых интересами Родины задач работает армия социалистических тружеников, с гордостью считающих себя последователями Мичурина.

 Вся эта колоссальная армия творческих дарвинистов-мичуринцев, творящая под направляющим влиянием нашей партии, товарища Сталина, имеет в своей среде человека, который принял

----------------------------------------------

 1. И. В. Мичурин. Соч., т. IV, стр. 115. Сельхозгиз. 1941.

 2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXIV, стр. 45.

 3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. IV, стр. 26.

 4. И. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 275.

-----------------------------------------------

 от Мичурина его заветы последователям, теоретически обобщает колоссальный опыт творческой деятельности мичуринцев — передовиков и новаторов сельского хозяйства. В условиях острой схватки с антимичуринцами — морганистами — талантливейший восприемник идей и дел Мичурина Трофим Денисович Лысенко в знаменательные августовские дни 1948 года выступил с программным докладом, который был одобрен Центральным Комитетом нашей партии. Этот доклад, наголову разбивший приверженцев морганистской лженауки, подытожил достижения мичуринской науки. Центральный орган нашей партии «Правда» в передовой статье от 12 августа 1948 года писала: «Большой заслугой Т. Д. Лысенко является то, что он высоко поднял мичуринское знамя в биологии, развил учение И. В. Мичурина и обогатил социалистическое сельское хозяйство выдающимися достижениями агробиологической науки».

К 15-летию со дня кончины великого преобразователя природы Ивана Владимировича Мичурина, ушедшего от нас 7 июня 1935 года, мичуринцы приходят с немалыми достижениями. Дело Мичурина находится в верных руках. Все стороны учения Мичурина нашли своё дальнейшее развитие в нашей стране.

Мичурин открыл закономерность различной степени готовности к плодоношению различных ярусов растения, и это открытие Мичурина было развито Т. Д. Лысенко и ныне предстало как исключительно действенная теория стадийного развития растения.

Мичурин открыл единство и в то же время особенность половой и вегетативной гибридизации.

И теперь, после многочисленнейших проведённых работ на самых разнообразных объектах, в самых разнообразных районах нашей страны, доказывать смысл, значение и эффект вегетативной гибридизации можно и нужно лишь для профанов и для очищения голов зарубежных учёных от морганистских заблуждений. Ныне стоит другая задача: разрабатывать новые методики вегетативной гибридизации в соединении с половой гибридизацией и ставить их на службу практического создания новых сортов и пород.

Мичурин открыл, что можно и нужно целесообразно подбирать пары для скрещивания в целях планомерного создания в сжатые сроки новых сортов.

Ныне на основании работ Т. Д. Лысенко и его сотрудников принцип планомерного подбора пар для скрещивания нашёл своё развитие в подборе пар для скрещивания на основании стадийного анализа.

Мичурин учил о всемогущем действии условий внешней среды на создание новых форм. Ныне теория Мичурина нашла своё дальнейшее развитие и воплощение в теории ассимиляции внешних условий, как основание для всех форм планомерной перестройки природы организма.

Мичурин разработал вопрос о половом возобновлении как средстве подъёма жизненности органических форм и как средстве создания их более лёгкой перевоспитуемости.

Эта замечательная и коренная сторона мичуринского учения нашла своё дальнейшее развитие и воплощена в действенные методы избирательного внутрисортового и свободного межсортового скрещивания для усиления жизненности существующих сортов и как основа созидания новых. Дальнейшее развитие мичуринского учения привело к новому открытию: полное возобновление цикла развития возможно не только половым путём, но при определённых условиях и путём вегетативного воспроизведения, как это доказал академик Авакян в своей работе о воздушных луковичках лука.

Мичурин учил своих последователей, чтобы они обеспечивали развитие максимальной самодеятельности растений как основу их приспособляемости и продуктивности. Он учил необходимости воссоединить в растении выработавшуюся в истории их дикого периода жизни самодеятельность с формированием культурных свойств. Ныне эта сторона учения Мичурина развита применительно к совершенно новому объекту, объекту, имеющему колоссальное значение в деле преобразования природы, — к лесу. Гнездовой способ посева леса под покровом культурных растений обеспечивает молодому лесу оптимальную самодеятельность, создавая предпосылки для дальнейшего самоурегулирования численного состава его особей. Развивая правильные стороны учения Дарвина, Мичурин в своём учении нигде и никогда не пользовался ошибочными сторонами теории Дарвина, вроде пресловутой внутривидовой конкуренции.

Ныне академик Лысенко и его единомышленники очистили теорию развития живой природы от предрассудка внутривидовой конкуренции. Мичурин решительно выступил с разоблачением морганизма. Он писал про последователей этого лжеучения: признанный ими авторитет Моргана и все его гипотезы останутся для всех компилянтов таковыми, несмотря на протест всякого практического деятеля. В замечаниях на листок Биостанции № 17 1935 года (взятых нами из архива И. В. Мичурина) он писал по поводу морганистских лжеучений: «И даже при бедности в ваших научных силах нельзя без большого вреда делу пользоваться без разбора выбором людей, основываясь лишь на их университетских и академических дипломах уже ввиду одного того, что некоторые из них получившие высшее образование способны лишь торговать спичками на бульварах и мнящих, что они на основания своего диплома могут обосновывать какую-либо новую науку».

 Мичуринцы во главе с академиком Лысенко наголову разбили морганизм, приверженцы которого действительно «способны лишь торговать спичками на бульварах». Мичурин учил, что «колхозник есть опытник, опытник есть преобразователь». Он учил, что «в лице колхозника история земледелия всех времен и народов имеет совершенно новую фигуру земледельца, вступившего в борьбу со стихиями, с чудесным техническим вооружением, воздействующего на природу со взглядом преобразователя».

Восприняв эту заповедь Мичурина, Т. Д. Лысенко и все мичуринцы не мыслят своей работы иначе, как в тесном единении с людьми практики, с колхозниками, с новаторами производства, воздействующими на природу, со взглядом преобразователя. Десятки тысяч яровизаторов, тысячи колхозников и колхозниц — участников мероприятия по обновлению семян путём внутрисортового скрещивания,— сотни и тысячи колхозников, участвующих в осуществлении гнездового покровного посева леса, зоотехники Штейман, Шаумян, вместе с колхозниками Костромской области создавшие замечательную породу крупного рогатого скота, и многие, многие другие мичуринцы — живые свидетели и творческие участники дальнейшей разработки благотворных мичуринских принципов.

Мичуринское учение, как и всякое революционное и революционизирующее учение, по самому своему существу критично и самокритично. Мне довелось уже в книге «В содружестве с природой» обращать внимание читателей на завет Мичурина своим последователям: «Мои последователи должны опережать меня, противоречить мне, даже разрушать мой труд, в то же время продолжая его, и только из такой последовательно разрушаемой работы и создаётся прогресс».

Дальнейшее развитие мичуринского учения требует разработки многих новых сторон в учении о развитии живой природы, ещё ожидающих своего разрешения. Наверняка некоторые стороны в современном состоянии мичуринского учения, непрерывно и всё более обогащающегося и частично преобразующегося, будут и в дальнейшем подвергнуты преобразовательному развитию, но при всём этом нужно самым бережным образом сохранять основу основ мичуринского учения — учение о развитии живой природы, с тем чтобы прогрессивно, как этому учит Мичурин, продолжать его труд.

Вся борьба мичуринцев за дальнейшее развитие мичуринского учения идёт под направляющим влиянием нашей партии; успех этой борьбы обеспечен, так как она руководима величайшим корифеем науки товарищем Сталиным.

И ко дню 15-летия кончины великого преобразователя природы, основоположника творческого дарвинизма Ивана Владимировича Мичурина мичуринцы приходят с твёрдой и непоколебимой волей отдать себя, все свои знания, труд и опыт делу выполнения указаний вождя нашей партии, нашего народа и всего прогрессивного человечества — делу товарища Сталина, делу нашей Родины, делу построения коммунизма.

 

Категория: Публикации | Добавил: Олег | Теги: И.В.Мичурин
Просмотров: 602 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]