Приветствую Вас Гость!
Четверг, 16.05.2024, 01:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Публикации и воспоминания » Публикации

стр.34-44
24.01.2013, 10:50

… переходим теперь к сказанию о монастыре Козловском-Ильинском.

                                                                 - 34 -

Благоверные наши Великие князи и благочестивые Цари древние, многие скончавшись в чине иноческом, имели святой обычай устраивать: или «обетные монастыри», в благодарность Богу, за какую либо великую Его милость, победу над врагами, избавление от беды, в память рождения сына или дщери; или в своем удельном княжеском городе, как «училище благочестия и просвещения Христианского», или при основании нового города  как свое «Царское Богомолье». (Жит. Пр. Сергия стр.155,202,201,195).

Такое основание, по воле Царя Самодержца, получил и древний Ильинский Козловский женский монастырь, как «Царское Богомолье», вместе с основанием города Козлова. Летописные сказания, об этом основании города и вместе монастыря, извлеченные одним любителем старины, из архивных документов бывшего Козловского Уездного Суда, следующие.

Во 7144 (1636) году, как оставили город Козлов-Ясельничей и воевода Иван Васильевич Биркин, да Михайло Иванов Спешнев, и им Воеводе и Михайлу, по указу Блаженные памяти Великого Государя, Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея России, и по грамоте из Новгородскаго приказу, велено построить в том городе Козлове «Царское Богомолье» девич монастырь Пророка Божия Ильи.

Биркин бывший Воевода в Воронеже (Словарь Щекат. Стат. Ворон.) и Спешнев, исполняя это Царское повеление, сначала поставили город, а потом уже устроили монастырь.

Город, поставленный ими, состоял из четырехугольной ограды, с 15-ю башнями, простиравшейся: в длину на 140, а в ширину на 137 сажен; в вышину на 1 ¾ сажени; в окружности на 584 сажени. Ограда и башни срублены были из дубового и соснового леса; в числе башен, имевших верхние, средние и нижние бойницы, было шесть глухих и девять с проезжими воротами. Три башни, с караульными клетками, покрыты были лубьем и тесом, а десять в два теса с зубцами. Из этих последних, шесть башен были также с караульными клетками. Все 15 башен различного вида и меры, соединялись одна с другою пряслами. Главная восьмиугольная башня, где в последствии находились вестовые колокол и пушка, имела 22 сажени вышины. Одна башня поставлена была в тайнике, который шел к реке Воронежу на протяжении 30 сажен. Тайник (подземный ход) сделан был вышиною в сажень с четвертью, шириною в две сажени без четверти. Стены, пол и потолок тайника были дубовые.

В центре города поставлены были две сосновые, брусяные Соборные Церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Великомученика Георгия Победоносца, с устроенною на сохах колокольницею, обнесенные заборною оградою, в которую вели большие рубленные ворота. С решетками и прикалитками с дверьми.

По сторонам ограды расположены были: Воеводский двор, с тремя горницами на жилых подклетях, обнесенный забором, людские избы, поварня, сушило, конюшня. Погреб, станичный двор, съезжая изба с сенями, двумя чуланами и круглым крыльцом, амбар для всякой Государевой казны, и, - возле приказной избы, - застенок.

В южной стороне города устроен был четырехугольный дубовый острог, на 53 – х саженях, крытый в два теса с зубцами. В остроге находились: разрядная изба, тюрьма, тесовый навес для пушек, зелейный погреб и житный двор, с тремя житницами.

Снаружи – стены города опоясаны были с трех сторон рвом, шириною – вверху – четырех, в подошве – двух, и глубиной – двух с четвертью сажен. От городской стены ров ослонен был дубовыми бревнами. С четвертой стороны рва не было сделано, потому что стена города с той стороны шла по окраине высокой горы, отвесно спускавшейся к реке Воронеж.

С северной стороны от рва, в двадцати восьми  саженях, насыпан был высокий земляной вал, гороженный стоячим тыном.

Вне города поставлены были: двор для стрелецкого Головы, состоявший из избы с клетью, конюшни и людской избы, таможенный двор, два кружечных, изба конской площадки.

Наконец, в довершение всех вышесказанных построек нового города, строители оного устроили «Царское Богомолье» - Женский Ильинский Монастырь.

Новый город, как воинская боевая крепость, предназначался, по воле Царя, стражем, защитником, быть может, от набегов хищных врагов – диких крымцев и своевольных запорожцев и других врагов Отечества. Что же значил при нем «девич монастырь»? Благочестивевший Царь Михаил Федорович, некогда в юности своей, спасался от врагов в обители иноческой, из которой и умолен был принять скипетр Царский… По собственному опыту, зная спасительное значение духовных стражей - приютов молитвы, и здесь – при воинской крепости, в духовную помощь ей, - Царь повелел – устроить «Свое Царское Богомолье». – Часто робкие ласточки и тихие голубки лепятся к башням и бойницам ратным… И смиренные отшельницы, подобно им, обрели себе приют молитвенный, вблизи новых башен и бойниц, – как бы храмины и гнезда, чтоб в тишине келейной вести брань духовную, молитвенную - не с плотью и кровью, но с тьмою века, с духами злобы, - воздвигающими и брани воинские…(Псал.83, 4; Ефес.6;12). 

Так как город строился с 1636 по 1638 год, то надо полагать, что монастырь девичий, как завершение всех строений, получил свое начало в 1638 году.

Воевода Биркин и помощник его – Спешнев, положили основание монастырю Ильинскому – построением бревенчатой Церкви с колокольнею, двадцати двух деревянных келий, и пластинной ограды, забранной в столбы. Новоустроенная Церковь, в честь Святого Пророка Божия Ильи, стояла в средине ограды. Низкая – одноэтажная Церковь эта, об одном куполе, с черепичною главою, осененною железным крестом, защищена была чешуйчатою кровлей и в вышину до подволоки имела около четырех с половиною сажен; к задней стороне Церкви, примыкала небольшая паперть, с Иконою Страшного Суда. – Трапеза Церкви украшалась пятью Св. Иконами, без риз, окладов и киот. В иконостасе стояло шесть поясных Св. икон, по правую сторону Царских врат, писанных на празелени, - Нерукотворенного Спаса, Св. пророка Ильи, Преподобного Михаила Малеина, (Ангел Благоч. Царя Михаила); Иконы эти присланы были, как Царский дар, Самим Царем Михаилом Федоровичем; по левую сторону: - Пресвятые Богородицы с Предвечным Младенцем, Святителя и Чудотворца Николая и Св. Мученицы Параскевы. Украшения иконостасных икон состояли из сребро-вызолоченных басменных венцов и низанных убрусов, из пелев, шитых золотыми голубями, киндяшных, выбойчатых и других, и из привесок: золотых гривн, золоченых копеек и серебряных алтын. Над вратами возвышались два пояса (яруса) – Деисусов и праздников. Внутренность Св. Алтаря украшалась одною Запрестольною Иконою Богоматери «Всех Скорбящих Радости».

В западной части монастыря, над святыми вратами, высилась колокольня в девять сажен; на ней висли три небольшие колокола.

По обе стороны Св. врат расположены были службы и кельи, простиравшиеся также и вдоль северной и южной стен ограды.

Мера ограды и земли, отведенной строителями – Биркиным и Спешневым под монастырь, в современных актах не означена; но в ведомости, поданной Игуменью монастыря Евфросиньею – Козловскому Воеводе Лихареву в 1656 году, когда монастырская земля увеличилась присоединением смежного с нею дворового огородного места, ограда, имевшая двое крытых ворот, показана в окружности на 125 сажен, в вышину – на одну сажень.

На содержание нового монастыря – «Царского Богомолья», - пожалована была Царем Михаилом Федоровичем, денежная и хлебная руга. Грамотою 1641 года, данною на имя Козловского Воеводы Боборыкина???, указано было ежегодно отпускать: Священнику – 1 рубль, Дьячку – 50 коп; просвирне – 8 алтын 4 деньги; Игумении – 1 рубль, двадцати монашествующим сестрам по 50 коп. каждой, ржи и овса по равному количеству: Священнику – 1 четверть, Дьячку – полчетверти, Просвирне – осьмину; Игумении 1 четверть и двадцати сестрам по-полчетверти каждой; сверх того: на свечи, ладан и вино Церковное – 1 рубль, да на просфоры – четверть ржи. Царь Алексей Михайлович в 1673 году, вместо ржи, велел давать на просфоры пшеницу – «по все годы, для того, чтобы в Царском Богомолье – в Церкви было над чем Божественная Литургия петь.» - Руга эта, без малейшего отступления от этого оклада, составленного в Приказе большого дворца, производилась: денежная – из Козловских окладных денежных доходов, а хлебная – из Козловских Государевых житниц.

Независимо от денежной и хлебной руги, ежегодно отпускалось, по Царскому Указу, Козловскими Воеводами, Игумении с сестрами, по три рубля, на всякие монастырские нужды, потому, что в монастыре – «Церковныя земли нет, Старицы кормятся ругою да милостынею».

На эти и свою собственные богомольческие средства, монастырь в первые годы существовал безбедно. Даже имел возможность, без постороннего пособия, пристроить к своей Церкви два придела: «Николы Чудотворца, до Парасковьи нареченные – Пятницы».

Кто была Первоначальница Игуменья монастыря, и какой чин молитвенный, кроме обыкновенных Божьих служб, соблюдался в Ильинском монастыре, об этом, к сожалению, нет никаких сведений, ни летописных, ни устных – по преданию.

С продолжением времени, средства монастыря стали недостаточны для безбедного его существования, потому, что число сестер увеличилось, а с увеличением их, потребовались и большие средства для содержания их и монастырских зданий и больший простор в монастыре. В этих затруднительных обстоятельствах монашествующие сестры писали Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам челобитные, в которых высказывали, что за монастырем их нет ни крестьянских, ни бобыльских дворов, ни земли, ни сенных покосов, ни рыбных ловель, ни мельниц, и вообще – никаких угодий, «а отцы их и мужья – Дворяне и дети боярские, служили по Козлову в полковой службе, и многие в полках побиты, и в полон поиманы, а иные и ныне служат; а они – Игуменья с сестрами, многие осиротели, и многие из них – вдовы и девки пострижены, и живут в том монастыре в тесноте по чужим кельям, потому, что келий поставить негде. А в монастыре их человек до-ста и больше, многие хотят постричься, а за утеснением, что келий поставить негде, и прокормиться в достатке нечем, - не постригаются.» - Челобитные оканчивались просьбой, чтобы Цари и Великие Государи смиловались: прибавили просительницам денежной и хлебной руги, и повелели занять в земляном городе усадьбы стрельцов, переселенных на новые места за земляной город.

По одной из таких челобитных в 1690 году назначено было, Игуменьи Анне с 60-ю сестрами, прибавить хлеба: «Игуменье ржи – по 2 четверти, старицам по – четверти, - овса по томуж, - человеку на год». - По другой челобитной в 1693 году, указано было Козловскому Воеводе Соймонову, отдать во владение монастыря две пустопорожние стрелецкие усадьбы. Но эти подаяния не могли много способствовать улучшению положения монастыря. На втором веке его существования, Церкви, кельи и все службы крайне обветшали, - «Церкви-де и церковною утварью и книгами всякими потребами оскудали» - а средств, к поновлению зданий и к устранению Церковных недостатков монастырь не имел.

Оскудел-ли дух истинного подвижничества и благочестия в Русском Православном монашестве, и Господу угодно было послать на него огненное очищение, или по другим причинам, ведомым Богу, от высшей земной власти последовало повеление упразднить многие монастыри мужские и женские в Руси… В 1764 году предписано было, по рассмотрению Епархиальных Архиереев, оставить в 28-ми Губернских и Провинциальных городах по одному третьеклассному женскому монастырю, избрав лучшие по строению (см. Ист. Росс. Иep, ч.11,ХСVI); в городе Козлове – Ильинский женский монастырь, не отличавшийся хорошею наружностью зданий, был упразднен: - Церковь его, со Священником при ней и двумя причетниками, переименована в приходскую; прихожанами к ней причислены от смежных Церквей до 70-ти дворов, движимое и недвижимое имущество, какое только принадлежало монастырю, отдано во владение Тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю, в который переведены были – Игуменья и все монашествующие сестры.

Такая-то незавидная судьба постигла Козловский древний Ильинский женский монастырь, существовавший около 128-ми лет. Из святыни Ильинского монастыря, по преданию, в Ильинской Церкви досель цела Св. Икона Святителя Христова Николая Чудотворца Мерликийского. Целы-ли досель прочие святыни, особенно дары Благочестивейшего Царя Михаила Федоровича неизвестно!.. (Рукоп. Богол. Мон. сост. Член. Тамб. Цер. Истор. Комит. П.П.).

Так прекратилась видимая внешняя жизнь Ильинского монастыря, умерло как бы его тело, а невидимая жизнь продолжалась, душа и дух монастыря пребыли бессмертными. Умерла Праматерь, осталась Матерь нынешнего Боголюбского монастыря, - малая община на опустевшей усадьбе Ильинского монастыря, в лице нескольких сестер, не хотевших оставить родное душам им, духовное гнездо… Осталось семя святое, порождение – молитвенных трудов преподобных подвижниц Ильинского монастыря, чтоб произрастить из себя святые молитвенные ветви и плоды – духовные в будущем…

Для нового города Козлова, Ильинский монастырь, в течение 128-милетней жизни своей, был духовным стражем, денно-нощным молитвенником, не менее внешних ограждений, охранявшим его от врагов видимых и невидимых. Ильинский монастырь был духовным приютом: осиротелым вдовам дщерям – девам воинов, положивших души свои за Веру, Царя и Отечество, всем боголюбивым женам, уневестившимся Небесному Жениху душ – Христу… Для православных жен города, Ильинский монастырь был училищем благочестия христианского. Воспитателем в них страха Божия, потаенного сердца человека, в неистлении кроткого и молчаливого духа – пред очами Божьими многоценного (1 Петр.3,4), от них переходившего на чад их, отражавшегося и на мужах и на всей домашней церкви (Рим.16,4) каждого благочестивого христианского семейства. Были, без сомнения, в Ильинском монастыре, избранные святые рабыни Божьи, подобные, по жизни преподобной, вышеуказанным в начале сей главы преподобным Матерям, меньше их великие по земному рождению, но, быть может, не менее великие у Господа не небе, за сокровенную со Христом в Бозе, смиренную свою богомольческую жизнь, удостоившиеся небесной славы со святыми, на которых при жизни их смотрели, как на образцы для себя и поучались от них сомолитвенницы сестры их о Христе, и благочестивые жены – мирянки, посещавшие святую обитель молитвы. – Великий Пустынножитель Ветхого Завета, Ревнитель по Господу Бозе своем, во плоти Ангел, святый пророк Божий Илья, покровитель обители Ильинской, без сомнения святыми своими молитвами, привел и соединил с Господом – Спасителем, в царствии Его небесно, многие и многие праведные души, молитвенно подвизавшиеся, в чине иноческом – ангельском, в обители посвященной славному Его имени.

 

                                                                      -  43 -

Категория: Публикации | Добавил: Олег | Теги: Ильинский женский монастырь, Боголюбский монастырь
Просмотров: 513 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]