Приветствую Вас Гость!
Пятница, 10.05.2024, 06:09
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О.В. Сазонов "Козловский уезд Челнавский стан"

Челнавский стан.

 
Центром Челнавского стана был Челнавский городок. В 1651 году в Челнавском острожке находилось на службе стрельцов – 237, пушкарей, затинщиков, воротников – 8. Всего: 245 человек.

Из росписи городу Козлову 1658 года: «Челнавской городок, строенья воеводы Ивана Ляпунова, поставлен против Челнавской стрелецкой слободы; по мере от того Челнавского острогу до Земляного валу и до проезжего городка по дороге 290 саженей. Острог стоячий дубовый, четвероугольный, в вышину 2 сажень. В том же городке две башни дубовые, с проезжими воротами, да 4 башни угловые глухие. По мере около того Челнавского городка 240 сажень. А около городка старый ров вычищен и новый выкопан, по мере 2 сажень, в ширину 2 же сажень, в казенную сажень. А позади рву, к полевой стороне, около Челнавского городка, для приступного времени, ото рву в полуторе сажени, поставлено дубовых столбцов в три ряда на 256 саженях. В Челнавском же городке внутри города, для осадного времени, выкопан колодезь, глубиною полчетверты сажени, в шатре струб по мере 2 сажень, а струб на шатре срублен дубовый». В Челнавском городке, у двоих проезжих ворот, стоят на карауле, без вестей, на всякой день у ворот по 10 человек челнавских стрельцов».      

В росписи 1657 года указан Челнавской острожек с двумя церквями. Первая из них церковь Рождество Христово. У той церкви поп Богдан Яковлев, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де один сын Самошком зовут, и тот де с ним у церкви во дьячках.

В том же Челнавском остроге другая церковь Покрова святые Богородицы. У той церкви поп Яков Нестеров, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, и у церкви дьячка нет же.

В 1661-63 годах в Челнавском остроге голова танбовец Василий Чепаев сын князь Кудашев. С ним: стрельцов 285 человек, детей их, в службу поспели 110 человек, отставных 3 человека; пушкарей 10 человек, у одного пушкаря сын.

В 1666 году в Челнавском городке, а в нем стрельцов пеших – 268, пушкарей – 9.     

В 1674 году в Челнавском остроге. А в нем стрельцов пеших с пищальми и с рогатинами 271 человек; пушкарей пеших 10 человек.

По окладным книгам 1676 года в Челнавском острожке было уже три церкви – первая из них церковь «Святаго страстотерпца Димитрия Селунскаго в Чернавском Острошку ». У той церкви двор попа Хрисанфа, двор дьячка Ивашки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 87 дворов стрелецких, 10 дворов пушкарских, 2 двора бобыльских, и всего 101 двор. Этот церковный приход дал начало селу Челнаво-Дмитриевскому.

Другая церковь – «Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова». У той церкви двор попа Василия, двор дьякона Михаила. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет. В приходе к той церкви: 97 дворов стрелецких, 4 двора бобыльских, и всего 103 двора. Этот приход положил начало селу Челнаво – Покровскому.

Третья церковь - Церковь Рождества Христова в Челнавском Острошке. У той церкви двор попа Федора, двор дьячка Самуилки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 100 дворов стрелецких, двор бобыльский, двор вдовий, и всего 104 двора. Этот приход дал начало селу Челнаво - Рождественскому.

В росписи церквей 1657 года указано село Верхние Пупки. А в нем церковь «БогоявлениеГосподаБога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви поп Григорий Дементьев. Он сказал, что у него крестьян и бобылей нет, сын де у него Спирка, да он же поп Григорий сказал у себя церковного дьячка Милованка Петрова.        

По окладным книгам 1676 года в селе Верхних Пупках значится «Церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Григория, двор попа Спиридона, двор бобыля Васки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Григорий - нет, в приходе к той церкви: 77 дворов детей боярских, 21 двор бобыльский, и всего 101 двор.

В росписи церквям 1657 года указано село Малые Пупки. А в нем церковь «Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви поп Карп Артемьев, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, с ним у церкви дьячок Иполитко Прокофьев, да племянник Фомка Григорьев.

По окладным книгам 1676 года в селе Малых Пупках значится церковь «Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Кондрата, двор дьячка Ипполита, двор просвирницын. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья. Иных угодий – сказал поп Кондрат – никаких нет. В приходе к той церкви: 123 двора детей боярских, 30 дворов бобыльских, и всего 156 дворов. 

В росписи церквям 1657 года указано село Дехтеное. А в нем церковь «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви поп Михайла Борисов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, у него же де два сына Мишка да Устька с ним у церкви во дьячках, да с ним же у церкви дьячок Васка Игнатьев.        

По окладным книгам 1676 года в селе Дехтянке значится церковь «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Василия, двор дьячка Степки, двор пономаря Анашки, два двора бобыльских. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Василий - нет. В приходе к той церкви: 93 двора детей боярских, 5 дворов копейщиков, 6 дворов драгунов, 7 дворов солдатских, 12 дворов третьщиков, 20 дворов бобыльских, и всего 147 дворов.       
 
В окладных книгах 1676 года указана церковь «Архангела Божия Михаила» в селе Березове. У той церкви двор попа Василия, двор дьячка Кондрашки Борисова. У той церкви земли 4 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен, иных никаких угодий, сказал поп Василий - нет, а земли и лугов государевой дачи нет, потому что то село строилось в недавних летах, а та земля и луга мирская дача. В приходе к той церкви: 30 дворов детей боярских, двор бобыльской, и всего 33 двора.
 
В росписи церквям 1657 года указано село Каменной Брод. А в нем церковь Архистратига Михаила. У той церкви поп Артемий Кузьмин, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, у него же де сын Куземка с ним у церкви во дьячках.

По окладным книгам 1676 года в селе Каменного Броду значится церковь «Архангела Божия Михаила да в пределе святые Пятницы». У той церкви двор попа Петра, двор дьячков – Кузькин, двор дьячка Васки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Петр нет, в приходе к той церкви: 37 дворов детей боярских, 9 дворов бобыльских, и всего 49 дворов.

В росписи церквям1657 года указано село Ламское с двумя церквями. А в нем церковь Николы Чудотворца. У той церкви поп Стефан Иванов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, детей у него два сына Архипка да Левка, да дьячок Федька Савельев. 

В том же селе Ламском другая церковь Чудотворца Николы. У той церкви поп Константин Агеев сын, сказал, что крестьян де и бобылей у него нет, сын у него Ивашко мал, да церковный дьячок Афонька Яковлев, иных де причетчиков нет.

По окладным книгам 1676 года в селе две церкви – первая церковь «Великого Чудотворца Николая» в селе Ламском Правой стороны. У той церкви двор попа Василия, двор бобыля Левки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Василий - нет. В приходе к той церкви: 46 дворов детей боярских, 10 дворов рейтаров, 3 двора копейщиков, 6 дворов третьщиков, 6 дворов вдовьих, 20 дворов бобыльских, и всего 95 дворов. Этот церковный приход положил начало селу Правые Ламки.

Вторая церковь «Великого чудотворца Николая» в селе Ламском. У той церкви двор попа Иякова, двор попа Ивана, двор просвирницын, двор пономарский. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Ияков да поп Иван нет. В приходе к той церкви: 112 дворов детей боярских, 30 дворов солдатских, 39 дворов бобыльских, и всего 175 дворов. Этот церковный приход положил начало селу Левые Ламки.

В росписи церквям 1657 года указано село Стежки. А в нем церковь «Собор Архангела Христова Михаила». У той церкви поп Савва Максимов, сказал: «сын у него Фомка 9 лет, а дьячков иных крестьян и бобылей и него нет никого».

По окладным книгам 1676 года в селе Стешках значится церковь «Архангела Михаила». У той церкви двор попа Фомы. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луги великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Фома – нет. В приходе к той церкви: 76 дворов детей боярских и рейтарских, 4 двора солдатских, 14 дворов бобыльских, и всего 85 дворов.
Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (18.10.2012)
Просмотров: 3027 | Теги: Козловский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]