Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 07:26
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О.В. Сазонов "Козловский уезд Иловайский стан"

                          Иловайский стан.

Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 годов: «Стан Оловайской, а в нем за помещики за Козловцы детьми боярскими: деревня Оловай на речке Оловае с Буховскую сторону, поселились вново Козловцы дети боярские, а в ней под церковь и под дворы места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, а поперег тоже; да к церкви же государева жалованья дикого поля на пашню в Оловайском поле 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена вопче в деревне Оловае с помещики по пашне против дачи, а в лес большой и Хобоцкой (въезжать им) с городцкими и с уездными людьми вопче». 
«В той же деревне Оловае за помещики: за Сергеем Володимировым сыном Бедрина, а на его жеребей усады вдоль 70 сажень, а поперег 20 сажень, сена меж поль и по заполью 100 копен, дикого поля на пашню 50 чети в поле, а в дву потому ж, лесу усадного от усады его на 100 сажень, а пашня ему пахать и сено косить в деревне Оловае с помещики через десятину и всякими угодьи владеть по своей даче, а в большой в Воронежской и в Хобоцкой лес въезжати ему с городцкими и с уездными людьми вопче».    
 
В словаре Владимира Даля слово «Иловай» означает затон, пойменный речной залив, мелкий и болотистый. В некоторых говорах Иловай значит «песчаная отмель, топь». Отсюда и названия сел и деревень Иловай. Любая деревня, расположенная на илистой, песчаной отмели, называлась Иловая.

Село Иловай-Дмитриевское основано в 1636 году. Его основателями и первыми жителями были Семен Мещеряков, Павел Филатов, Михаил Пузатый, Трифон Старый, Филипп Печенкин.

В писцовой книге, составленной в 1650-52 гг. князем Данилой Несвицким, говорится: «Село Иловай Дмитриевского приходу, на речке Оловае с Буховской стороны. В том же селе Оловае за помещиками: за Бенедиктом, да за Осипом, да за Федором, да за Назаром Первым (Петровым), детьми Шишенева жеребей в селе Оловае, на речке Оловае с Буховской стороны отца их поместье. И всего в селе Оловае Дмитриевского прихода, что с Буховской стороны, 88 дворов помещиковых, а людей в них 318 человек».

В росписи церквям 1657 года указано село Оловай. А в нем церковь «Великомученика Христова Димитрия». У той церкви поп Иван Фирсов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де у него один зять Максимком зовут Осипов, и тот де с ним у церкви дьячок.

По окладным книгам 1676 года в селе Иловаи значится «Церковь святаго Страстотерпца Димитрия». У той церкви двор попа Ивана. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 104 двора детей боярских, 23 двора бобыльских, и всего 128 дворов.

Село Иловай-Рождественское основано не позднее 1636 года. В писцовой книге 1650-52 гг. записаны сведения о селе Иловай - Рождественском: «Село Оловай, на речке на Оловае, а в нем церковь Рождества Христова. Во дворе поп Кирилла Трофимов, у него четыре сына. В том же селе за помещиками: за Федотом, да за Тихоном, да Сафроном, да за Севостьяном Борисовыми, детьми Онохина, в селе Оловае, на речке на Оловае с Хоботецку сторону по выписи воеводы Ивана Биркина, да Михаила Спешнева 144 и 145 годов отца ихово поместье, а на их жеребей двор помещиков. Усады в длину 70, а поперече 20 сажень. Пашни паханые, добрые земли, 7 четвертей…». 

В росписи церквям 1657 года указано: «Того же села Оловая Рождественской приход. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Трофим Марков, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, да у него же де у церкви дьячки Филька да Семка Кириловы, дети поповы».         

По окладным книгам 1676 года в селе Иловае значится Церковь «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Терентия. У той же церкви два двора бобыльских. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 40 дворов детей боярских, 28 дворов половинщиков детей боярских, 22 двора бобыльских, и всего 93 двора.

По окладным книгам 1676 года значится в Иловайском стану в селе Новолее «Церковь Богоявление Господне». У той церкви двор попа Тимофея, двор дьячка Иакима. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей поп Тимофей сказал нет, в приходе к той церкви: 43 двора детей боярских, двор половинщиков, 5 дворов солдатских, 4 двора бобыльских, всего 55 дворов. 

Село Лычное. В писцовой книге 1650-52 гг. говорится: «деревня Лычная поляна за помещики, что населились под селом Белым Озером… 29 дворов, да семь мест дворовых, а людей в них 112 человек». Первые жители деревни – Григорий Копылов, Иван Гусев, Сергей Романов, Матвей Перов, Михей Будылин, Кузьма Хаустов, Федор Гусев, Трофим Иванов. Всего 10 домохозяев. Из подворной записи видно, что деревня Лычная Поляна основана в 1648 году. По окладным книгам 1676 года в Иловайском стану в селе Лычном значится «Церковь Великого Чудотворца Николая». У той церкви двор двор дьячка Ивашки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 57 дворов детей боярских, 12 дворов бобыльских, и всего 77 дворов.

Село Степанищево. В писцовой книге 1650-52 гг., составленной князем Несвицким записано: «село Степанищева Поляна на речке на Олешне, а в нем часовня во имя Богоявления, а у часовни во дворе поп Федор. И всего в селе Степанищева Поляна 34 двора помещиковых, а людей в них 116 человек…». 

В росписи церквям 1657 года указано село Степанищево. А в нем хотят строить церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В селе поп Иван Васильев, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, детей нет же. 

По окладным книгам 1676 года в Иловайском стану в селе Степанищеве «Церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Никиты. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей нет, в приходе к той церкви: 33 двора детей боярских, 5 дворов половинщиков, двор бобыльской, и всего 40 дворов. 

Село Дубовое, находящееся по правую сторону большой Козловской дороги, при речке Ховенке, в качестве села «Бело Озеро, Дубовое тож» упоминается в окладных книгах 1676 года, где оно значится в Козловском уезде, Иловайском стану, а при бывшей в том селе церкви «Великого Чудотворца Николая» показано: «у той церкви двор попа Иосифа. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья. Да в приходе к той церкви: кроме причтовых домов, 80 дворов детей боярских, 15 дворов невершонных детей боярских, и всего 96 дворов».      

Село Старое Кленское в качестве села Козловского уезда, Иловайского стана с церковью «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», упоминается в окладных книгах 1676 года. При бывшей в том селе церкви «Великого Чудотворца Николая» показано: «двор попа Григорья. У той же церкви земли 20 четвертей в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья. У той же церкви двор попа Григория, двор пономарской, двор бобыльский. Да в приходе к той церкви: 122 дворов детей боярских, 22 двора бобылей и нищих, и всего 147 дворов. 

Село Хобот-Богоявленское. В писцовой книге 1650-52 годов, составленной князем Д. Несвицким, сказано: «Слобода Козинка на речке на Хоботинке, а в ней драгуны, что переведены с Козинки, а в ней часовня во имя Богоявления Господня. У часовни во дворе поп Гаврила Ноздрев. В той же слободе дворы драгунские. И всего в селе Козинки Богоявленского прихода 43 двора драгунских, что переведены с Козинки, а людей в них 123 человека. Пашни паханые, добрые земли 172 четверти, да дикого поля на пашню 256 четвертей». 

В росписи церквям 1657 года указано село Хобатец. А в нем церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Афонасий Викулин, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, а дети де у него малы, да у него же де шурин Акимка с ним в церкви во дьячках.

Село Старое Козьмодемьяновское. В писцовой книге 1650-52 гг., составленной князем Несвицким, сказано: «Село Малой Хоботец на речке, на Хоботенке, а в нем драгуны, что жили на Горитове, а в нем часовня во имя Козьмы и Демьяна. А у часовни во дворе поп Ермолай. В том же селе драгуны: Пронька Зарубов, Потапко Козулин, Савка Кривой, Аниска Лошкарев, капрал Иванко Копушкин, Якушко Андросов… И всего в селе Хоботце Козьмодемьяновского приходу 52 двора драгунских, а людей в них 119 человек, что переведены с Горитово. Пашни паханые, добрые земли, 168 четвертей, да дикого поля на пашни 252 четверти».

В росписи церквям 1657 года указано село Хобатец же другой. А в нем церковь Козмы и Дамиана. У той церкви поп Микита Калинин, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де с ним у церкви живет дьячок Федька Осипов.

По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботце, Горетово тож, значится «Церковь святых чудотворцев Козмы и Дамиана». У той церкви двор попа Никиты, двор попа Афанасия. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий сказал поп Никита - нет, в приходе к той церкви: 79 дворов детей боярских, 22 двора бобыльских, и всего 102 дворов.

Село Старая Казинка. В писцовой книге 1650-52 годов говорится о слободе Казинке, расположенной на речке Хоботенке и населенной драгунами. По окладным книгам 1676 года в Иловайском стану в селе Казинки значится «Церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Гаврила, двор попа Кирилла, двор дьячка Полиехта. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 53 двора детей боярских, 23 двора бобыльских, и всего 79 дворов.

Село Старосеславино. В писцовой книге 1650-52 годов, составленной князем Несвицким записано: «Село Сеславино на речке на Тростянке, а в нем место церковное во имя Алексея, человека Божьего. А у церкви во дворе поп Федор Кириллов. В том же селе за помещиками: за Лукьяном Ивановичем сыном Гусевым, место дворовое. У него два сына и два брата родные: Афонка 25 лет, Ивашка 20 лет. Усады в длину 70, а поперечье 20 сажень. Дикого поля на пашне 20 четвертей в поле. И всего в селе Сеславние 22 двора, да 61 место дворовое помещиковых, а людей в них 99 человек». Первыми поселенцами были Дмитрий Кикин, Марк Раздорский, Василий Жабин, Еремей Моисеев, Степан Попов, Леонтий и Игнатий Бардихины, Агап Капраков, Макар и Осип Фроловы, Сергей Моисеев, Иван Коньшин, Никифор Кочалов, Сидор Жабин, Сафрон Выборный, Федор Рыжков, Иван Тыринов, Дмитрий Коростылев, Роман Жабин, Потап Ларионов, Родион Кончаков, Артемий Шалин.

В росписи церквям 1657 года указано село Сеславино. А в нем церковь Архангела Михаила, а в пределе служба Алексея, человека Божия. У той церкви поп Федор Кирилов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, да у него же де живет шурин Васька Степанов, с ним у церкви во дьячках, да у него же де другой шурин Ивашко Степанов же, сын Страмен.

По окладным книгам 1676 года в селе Сеславине значится церковь «Архистратига Христова». У той церкви двор попа Иакова, двор дьячка Федки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 82 двора детей боярских, 17 дворов бобыльских, и всего 100 дворов. 

Село Хоботец - Васильевское. Из писцовой книги 1650-52гг., составленной князем Несвицким, известно, что в начале, это была деревня Хоботовка (Хоботенка), в которой числилось 28 дворов, да 24 места дворовые помещиковых, а людей в них 162 человека. Дикого поля на пашню 1162 четверти в поле, а в дву потому. Сена 2324 копны. Из этих записей ясно, что деревня в это время только основывается, у ее жителей даже еще не было распаханной земли, только лишь земли «дикого поля».

В росписи церквям 1657 года указано село Хоботенка. А в нем строят церковь Василия Великого. В том селе поп Семион Федоров, сказал: крестьян де и бобылей у него нет, с ним де живет в том селе пономарь Васька Васильев, да у него сын Васька десяти лет у церкви дьячок. 

По окладным книгам 1676 года в селе Малом Хоботке значится «Церковь Василия Кесарийскаго». У той церкви двор попа Сергия. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 48 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 56 дворов.

Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 гг.: «И всего в Оловайском стану в деревне Оловае два места церковных, пашни церковные 40 чети в поле, а в дву потомуж; да в той же деревне за помещики за козловцы детьми боярскими за 116 человеки в дачах дикого поля на пашню 5360 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10720 копен; да в той же деревне Оловае к поместным и порозжим к 34 усадам в диком поле четвертные пашни 1440 чети в поле, а в дву потомуж, сена 2880 копен; обоего в деревне Оловае за помещики и к порозжим к 34 усадам в дачах в диком поле четвертные пашни 6800 чети в поле, а в дву потомуж, сена 13600 копен, а лес им большой Воронежской и Хобоцкой, опричь усадного лесу, с городцкими и уездными людьми вопче, а усадной лес подлинно писан по их статьями выше сего».

 «Да в Оловайском же стану дикого поля в дачах Олешенского стану за помещиками 3522 чети с осминою, подлинно та земля писана в Олешенском стану» 
Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (14.10.2012)
Просмотров: 5218 | Комментарии: 1 | Теги: Козловский уезд | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 1
1 megevvv  
0
Добрый день!Вы написали"В росписи церквям 1657 года указано село Сеславино. А в нем церковь Архангела Михаила, а в пределе служба Алексея, человека Божия. У той церкви поп Федор Кирилов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, да у него же де живет шурин Васька Степанов, с ним у церкви во дьячках, да у него же де другой шурин Ивашко Степанов же, сын Страмен."
А почему Страмен с большой буквы?Это не фамилия,а болезнь.
Статья понравилась,жаль,что не во всех селах перечислили фамилии новопоселенцев.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]