Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 04:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О.В. Сазонов "Козловский уезд Турмасовский стан"

                         Турмасовский стан.

Село Турмасово. Основание села Турмасово относится к 1636-37 годам, именно в это время воевода Иван Биркин отвел земельные участки, определил сенокосные и лесные угодья будущим жителям. Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 годов: «За помещиками за Козловцы детьми боярскими в поместьях: деревня Турмасовка на реке на Лесном Воронеже у Дороватова перелазу, а в ней под церковь и под дворы места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, а поперег тоже; да к церкви же государева жалованья дикого поля на пашню в Турмасовском поле 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена вопче в деревне Турмасовке с помещики на помещиковых лугах по пашне против дач, а в лес большой Воронежской и Хобоцкой с городскими и с уездными людьми вопче». 
В писцовой книге 1650-52 годов об этом селе говориться: «село Турмасово на реке Лесной Воронеж, у Дуроватого перелазу, а в нем церковь Богоявления. И всего в селе Турмасово 32 двора и 9 мест дворовых помещиковых. А людей в них 111 человек. Пашни паханые, добрые земли, 273 четверти, да дикого поля 1484 четверти. И обоего, пашни паханые и дикого поля для пашни, 1737 четвертей в поле… Сена 3474 копны. Да примерные земли 840 четвертей в поле…».      
В росписи церквям 1657 года указано село Турмасово. А в нем церковь Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Кирила Потапов, у него сын Микишка, с ним у церкви дьячок. А крестьян и бобылей у него нет. 
По окладным книгам 1676 года в селе Турмасове значится церковь «Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Кирилла, двор бобыля Левки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луги великого государя жалованья, а иных никаких угодей – поп Кирилл, сказал нет, в приходе к той церкви: 48 дворов (детей) боярских, 3 двора задворных боярских людей, 4 двора бобыльских, и всего 57 дворов. 
Село Лежайка. Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 годов: «В том же Турмасовском стану деревня Лежайск под Лежайским липягом и на реке Лесном Воронеже, а в ней под церковь и под дворы места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, а поперег тоже; да к церкви же государева жалованья дикого поля на пашню в Изосимовском поле 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена вопче с помещики в деревне Лежайской по пашне против дачи, а лес большой Воронежской и Хобоцкой въезжать им с городцкими и с уездными людьми вопче».
 
В писцовой книге 1650-52 годов, сказано, что село основано в 1638-39 гг. после того, как Козловский воевода Иван Биркин отвел будущим жителям земельные, сенокосные, лесные угодья и определи размеры усадеб. « Село Лежайское на речке Лежайке … и на Лесном Воронеже, а в нем церковь. Во дворе поп Михайло Иванов. И всего в селе Лежайском 44 двора помещиковых, людей в них 120 человек».         

В росписи церквям 1657 года указано село Лежаеск. А в нем церковь Покрова святые Богородицы. У той церкви поп Михайла Иванов, сказал у себя два сына Ларку да Фильку, да с ним же у церкви дьячок Кондрашко Федоров. А крестьян де и бобылей у него нет.

По окладным книгам 1676 года в селе Лежайском значится  «Церковь Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Покрова». У той церкви значится двор попа Матвея, двор дьячка Ларки попова. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья. Иных никаких угодий – нет. В приходе к той церкви: 30 дворов детей боярских, 3 двора бобыльских, двор вдовей, и всего 36 дворов.

Село Изосимово. Из строельной книги видно, что село основано в 1636-37 гг. после того, как Козловский воевода Иван Биркин указал каждому из будущих жителей размер усадеб, количество земли, сенокосных и лесных угодий. «В том же Турмасовском стану деревня Изосимовская Лука на речке на Лесном Воронеже, а в ней под церковь и под дворы места попу и дьячку и пономарю и просвирнице вдоль 60 сажень, а поперег тоже; да к церкви же государева жалованья дикого поля на пашню в Изосимовском поле 20 чети в поле, а в дву потомуж, сена вопче с помещики в деревне Изосимовской по пашне против дачей, а в лес большой Воронежской и Хобоцкой въезжать им с городцкими и с уездными людьми вопче».

В 1650-52 годах князь Д.М. Несвитский занес в писцовую книгу: «Село Изосимово, на реке, на Лесном Воронеже, а в нем церковь, строения мирского… И всего в селе Изосимове 46 дворов помещиковых, а людей в них 130 человек».         

В росписи церквям 1657 года указано село Изосимово. А в нем церковь Иоанна Богослова. У той церкви поп Иван Григорьевской, сказал у себя сына Ворфоломейка с ним де во дьячках у той церкви. А крестьян де и бобылей у него нет.

По окладным книгам 1676 года в селе Изосимове значится   церковь «Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». У той церкви двор попа Ивана, двор дьячка Анд(р)юшки с просфирницею, двор бобыля Федотки. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей - поп Иван, сказал нет, в приходе к той церкви: 38 дворов детей боярских, 9 дворов рейтарских, 8 дворов солдатских, 3 двора крестьянских, 3 двора бобыльских, и всего 64 двора.

Село Никольское. В писцовой книге 1651-52 годов, составленной князем Несвитским: «Село Никольское, на новом займище, меж села Глазка и села Епанчино, на реке Лесном Воронеже, а в нем за помещики усадьбы: за Кириллом Ивановым, сыном Дедиловым жеребий в селе Никольском в Новом займище, на реке Лесном Воронеже с Ногайской стороны, а на ево жеребий место дворовое». Так перечислены все, кто живет в Никольском и кто только что получил дворовые места: Кирилл Перепелкин, Аникей Тарасов, Василий Урусов, Василий Кузнецов. После перечисления всех жителей села документ сообщает: «И всего в селе Никольском четыре двора, да 27 мест дворовых помещиковых, а людей в них 100 человек».        

В росписи церквям 1657 года указано село Никольское. А в нем строят церковь Николы Чудотворца. В том селе поп Стефан Савелов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, у него же де два сына Андрюшка да Якушка с ним у той церкви во дьячках.       

По окладным книгам 1676 года в Турмасовском стану в селе Никольском значится «Церковь Николая чудотворца». У той церкви двор попа Петра, двор дьячка Евстратки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей - сказал поп Петр - нет, в приходе к той церкви: 63 двора детей боярских, 8 дворов бобыльских, и всего 73 двора. 

Село Епанчино основано в 1638 году, после того как, в этом году Козловский воевода Самойла Биркин определил усадьбы, земельные участки, сенокосные угодья, делянки леса 20 боярским детям. В их числе были Ефим Мясоедов, Никита Саблин, Богдан Титов, Оверкий Булгаков, Нестор Каншин, Фрол Васильев, Никифор Короваев. Через год в Епанчино прибыли ещё 17 семей, а в 1650 году дополнительно было отведено 6 усадеб новым жителям села, но дома ещё там не были построены. 

В писцовой книге 1651-52 гг.: «Село Епанчино на реке на Лесном Воронеже, а на нем часовня. В том же селе за детьми боярскими в поместьях… И всего в селе Епанчино 37 дворов, да три места дворовых помещика, а людей в них 135 человек…».

В росписи церквей 1657 года указано село Епанчино. А в нем церковь Рождества Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Панкратей Семенов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, сын де у него Ивашко, и тот де служит с ним у церкви во дьячках.          

Село Глазок основано в 1638 году, после того, как Козловский воевода Самойла Биркин отвел будущим жителям села размеры усадеб, земельные, сенокосные и лесные угодья. Первыми жителями села были Пимен Кочетов, Никита Тушаков, Сергей Канон, Сергей Болобаев, Семен Коршунов, Клим Худяков, Василий Анненков, Григорий Парфенов, Максим Поздняков, Иван Полянский.

Из подворной записи писцовой книги, составленной князем Несвитским в 1650-52 гг.: «Село Глазок на реке, на Лесном Воронеже и на устье речки Глазка, а в нем церковь… И всего в селе Глазку 64 двора, да четыре места дворовых помещиковых. А людей 252 человека. Пашни паханные, добрые земли, 477 четвертей, да дикого поля на пашню 2509 четвертей.

В росписи церквей 1657 года указано село Глазок. А в нем церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У той церкви поп Михайла Ильин, брат де у него Тимошкою зовут, и тот де служит с ним у церкви во дьячках. А крестьян и бобылей и дьячков иных у него нет.

По окладным книгам 1676 года в селе Гласке значится «Церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». 

У той церкви двор попа Михаила да Саввы, двор просфирнической. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий, сказал поп Михаил, нет, в приходе к той церкви: 78 дворов детей боярских, 23 двора рейтаров, 5 дворов копейщиков, 9 дворов солдатов, и всего 117 дворов. 

Село Вишневое основано в 1648 году. Описано князем Д. Несвитским в писцовых книгах: «Село Вешня, на реке Лесном Воронеже и на речке Вешне. В нем 32 двора, а людей в них 120 человек».

В росписи церквей 1657 года указано село Вешневое. А в нем церковь великомученика Христова Георгия. У той церкви поп Данила Михайлов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, с ним де у церкви во дьячках Уварком зовут, Якимов сын Свешников.       

По окладным книгам 1676 года в селе Вешневом значится   церковь  «Святого страстотерпца Георгия». У той церкви двор попа Данилы. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей - сказал поп Данила - нет, в приходе к той церкви: 30 дворов детей боярских, 10 дворов рейтарских, 9 дворов бобыльских, и всего 50 дворов. 

Село Круглое основано в 1636 году, после того, как Козловский Воевода Иван Биркин отвел землю, сенокосные и лесные угодья помещикам Захару Хмырову, Ивану Пометову, Фоме Окорокову, Трофиму Бахареву, Агею Пометову, Василию Конюхову, Игнату Петрищеву. «Деревня Круглая Поляна на речке на Лесном Воронеже, селятся вново Козловцы дети боярские, а в ней за помещики: за Матвеем Петровым сыном Пометова, на его жеребей усады вдоль 70 сажень, а поперег 20 сажень, дикого поля на пашню 40 чети в поле, а в дву потомуж, сена меж поль и по заполью 80 копен, лесу усадного от усады его на 100 сажень, а пашня ему пахать и сено косить в деревне Круглой с помещики через десятину и всякими угодьи владеть по своей даче, а в большой лес Воронежской и в Хобоцкой въезжати ему с городцкими и с уездными людьми вопче». В писцовой книге 1650-52 годов, составленной князем Несвитским написано: «Село Круглая Поляна на реке Лесном Воронеже, а в нем церковь … В том же селе Круглом за помещиками... И всего в селе Круглом 40 дворов, да два места дворовые помещиков. А людей в них 147 человек».                

В росписи церквям 1657 года указано село Круглое. А в нем церковь Козмы и Дамиана. У той церкви поп Микифор Федоров, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, у него де брат Исайко служит с ним де у церкви во дьячках.

По окладным книгам 1676 года в селе Круглом значится «Церковь святых страстотерпцев Казмы и Домиана». У той церкви двор попа Никифора, двор дьячка Исайки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий – сказал поп Никифор - нет, в приходе к той церкви: 24 двора детей боярских, 13 дворов рейтаров, 20 дворов солдатских, 20 дворов бобыльских, и всего 71 двор. 

В росписи церквям 1657 года указано село Чурюково. А в нем церковь «Введение во храм Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии». У той церкви поп Клементий Кирилов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, брат де у него Тимошка с ним у церкви во дьячках.

По окладным книгам 1676 года в селе Чурюкове значится  «Церковь Введения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы». У той церкви двор попа Анисима, двор дьячка Сенки с просфирницею, двор пономаря Антошки. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий нет, в приходе к той церкви: 69 дворов детей боярских, 6 дворов половинщиков, 22 двора бобыльских, и всего 100 дворов. 

Село Подгорное основано в 1640 году. Первыми жителями, основавшими село, были Василий Толстой, Захарий Принцев, Тит Рязанов, которым воевода Афанасий Беклемишев отвел земли, усадьбы и сенокосные угодья. Позднее в Подгорное пришли Емельян Самойлов, Никита Баев, Петр Волков.

В писцовых книгах 1652 года записано: «Село Подгорное, на реке Лесном Воронеже с Ногайской стороны, а в ней часовня…В том же селе за детьми боярскими поместьев …И всего в Подгорном 29 дворов, да два места дворовые помещиков, а людей в них 97 человек». 

В росписи церквям 1657 года указано село Подгорное. А в нем строят церковь «Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви поп Иван Мертинов, сказал, что у него крестьян и бобылей нет, да с ним де же у церкви дьячок Селиванко Федоров.

По окладным книгам 1676 года в селе Подгорном «Церковь Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У той церкви двор попа Ивана, у той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, иных угодий нет, в приходе к той церкви: 50 дворов детей боярских, 6 дворов половинщиков, 5 дворов бобыльских, и всего 67 дворов. 

Село Красивое основано в 1636-37 гг. «В том же Турмасовском стану у Лесного Воронежа под Лежайским лесом деревня Красивая Поляна на речке на Лежайке, поселились ново Козловцы дети боярские, а в ней за помещики: за Федором Семеновым сыном Пашкова, а на его жеребей усады вдоль 70 сажень, а поперег 20 сажень, дикого поля на пашню 60 чети в поле, а в дву потомуж, сена меж поль и по заполью и за Лесным Воронежем 120 копен, лесу усадного от усады его на 100 сажень, а пашня ему пахать и сено косить в деревне Красивой с помещики через десятину и всякими угодьи владеть по своей даче, а в большой лес Воронежской и в Хобоцкой въезжати ему с городцкими и с уездными людьми вопче». В писцовой книге, составленной князем Несвитским в 1650-52 гг.: «Село Красивая Поляна на реке, на Лесном Воронеже, да на речке Лежайке, а в нем церковь во имя Покрова… Во дворе поп Иван Тимофеев, да дьякон Семка Архипов. В том же селе за помещики: за Иваном Григорьевым сыном Поповым жеребий в селе Красивом по выписи воеводы Ивана Биркина да Михаила Спешнева 1636-37 гг., на ево жеребий двор помещиков. Усады в длину 70, а поперече 20 сажень. Пашни паханные, добрые земли, 8 четвертей, да дикого поля на пашню 42 четверти в поле… И всего в селе Красивой Поляне 54 двора, да 9 мест дворовых помещика, а людей в них 177 человек. 

В росписи церквям 1657 года указано село Красивое. А в нем церковь «Покровы Пресвятые Богородицы», да в пределе служба пророка Илии. У той церкви поп Левонтей Лаврентьев, сказал, что у себя крестьян и бобылей нет, только де с ним сын Олешка мал, да у церкви во дьячках Гаврилко Иванов.

По окладным книгам 1676 года в селе Красивом значится «Церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славнаго ея Покрова». У той церкви двор попа Казмы, двор дьячка Васки Попова. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий - поп Козьма, сказал нет, в приходе к той церкви: 72 двора детей боярских, да бобылей их 17 дворов, и всего 91 двор.

Село Еремеево. В писцовой книге 1650-52 гг. записано: «село под Еремеевым лесом, на реке Лесном Воронеже с нагайской стороны, а в нем часовня…»

По окладным книгам 1676 года в Турмасовском стану Перемеиве (Еремееве) значится «Церковь святого славного пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». У той церкви двор попа Сисоя. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей поп Сисой не сказал, в приходе к той церкви: 27 дворов детей боярских, 19 дворов половинщиков, 5 дворов бобыльских, и всего 52 двора. 

В росписи церквям 1657 года указано Турмасовского стану село Юрьево. А в нем церковь строят Собора Архангела Христова Михаила. У той церкви поп Степан Евстафьев, вдов, а сказал, что у него крестьян и бобылей нет, только де у него два сына Трушка 7 лет да Ивашка 3 лет, да у него же брат Мишка. У той церкви был дьячок, а ныне де в Переславли у архиепископа, ставится в попы.

По окладным книгам 1676 года в Турмасовском стану в селе Подъюрьеве значится «Церковь Архангела Божия Михаила». У той церкви двор попа Михаила, двор пономаря Семки, двор просфирницын. У той церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 40 копен. Земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодей - сказал поп Михаил нет, в приход к той церкви: 70 дворов детей боярских, 7 дворов бобыльских, и всего 80 дворов. 
Из строельной книги Козловского уезда 1635-37 гг. «И всего в Турмасовском стану 5 деревень, (Турмасовка, Изосимовская Лука, Лежайск, Красивая Поляна и Круглая Поляна), а в них три места церковных, пашни церковные 60 чети в поле, а в дву потомуж; да в тех же деревнях за помещиками за Козловцы детьми боярскими за 140 человеки в дачах дикого поля на пашню 6530 чети в поле, а в дву потомуж, сена 13060 копен; да в тех же деревнях к поместным порозжим к 48 усадам в диком поле четверные пашни 2220 чети в поле, а в дву потомуж, сена 4440 копен; обоего в Турмасовском стану за помещиками и к порозжим усадам в диком поле четвертные пашни 8750 чети в поле, а в дву потомуж, сена 17500 копен, а лес большой Воронежской и Хобоцкой, опричь усадного лесу, с городскими и уездными людьми вопче, а усадной лес подлинно писан под их статьями выше сего. Да Турмасовского же стану дикого поля в дачах Олешенского стану за помещики 1581 четь с осминою и с четвериком подлинно в Олешенском стану писаны». 
Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (14.10.2012)
Просмотров: 3231 | Комментарии: 1 | Теги: Козловский уезд | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 1
1 Лелик  
0
Скажите, а Кочетовская слобода или село Кочетовка когда появились и есть ли кака-то информация по этому населённому пункту? А то все сёла вокруг упомянуты, а Кочетовки нет. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]