Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 10:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О.Сазонов "Новые сведения об истории церквей г. Козлова-Мичуринска".


В книгах «История церквей города Козлова», работу над которыми я закончил в этом году выложено большое количество ранее неизвестных архивных документов и публикаций дореволюционных периодических изданий. Расскажу о некоторых из них.

1.В главе, посвященной Козловскому Троицкому монастырю, опубликованы документы, рассказывающие о том, что на территории монастырского подворья в городе Козлове находилась деревянная церковь во имя Живоносного источника и Иоанна Воина теплая. (До сих пор эта церковь была неизвестна).  Устроена эта церковь была старанием архимандрита Пахомия от себя, и прочими вкладчиками». В 1765 году церковь постигло большое несчастье  и она сгорела. Документов подтверждающих её восстановление на сегодняшний день не найдено. Подворье находилась, как сказано в документах, датируемых 1662 годом, «на конце Стрелецкой и Посадской слобод, едучи к Кузнецкой слободе на Крестце, размерами в длину 49 сажень, а поперек 19 сажень». В начале 19-го века подворье Козловского Троицкого монастыря было перенесено в город Тамбов.  

2. Следующий заинтересовавший меня вопрос относится к монастырским часовням, особенно о названии одной из них. Козловскому Троицкому монастырю принадлежали две часовни: Первая служила местом встречи двух крестных ходов – из Козлова и монастыря.

Вторая часовня находилась к востоку от монастыря, в роще, на берегу реки Воронежа. Часовня, эта стояла над источником. В Тамбовских епархиальных ведомостях 1876 года написано следующее: Колодезь (источник) получил название Капитонова, от имени Капитона, монаха Троицкого монастыря, выкопавшего его своими руками. Сведений о Капитоне совершенно нет, хотя он и пользуется в городе большим уважением. В перечне монахов значится два Капитона, живших один от другого лет на 50 (первый в 1720, а другой в 1770 году), но который из них вырыл колодезь неизвестно. По словам некоторых, этот Капитон жил не в самом монастыре, а на том месте, где находится колодезь. Капитон вел жизнь благочестивую и будто бы иногда являлся в монастырь в такое время, когда ворота все бывали заперты. Впрочем, у многих Козловцев можно услышать название «Капытного колодезя», но объяснений такого названия никто не знает. О происхождении второго названия колодезя рассказывают следующее: ехал какой-то крестьянин на лошади. Вдруг лошадь одною ногою провалилась и из отверстия потекла вода. Скоро обратили на это внимание, вырыли колодезь и слух о новооткрывшемся колодце распространился на далекое пространство; с разных концов стал приходить народ с приношениями.

А вот в документе 1897 года служители монастыря называют эту часовню над колодцем - юродивого Капитона. Юро́дство (от старо-славянского - юродъ — «дурак, безумный») — намеренное старание казаться глупым, безумным. В православии юродивые  разряд святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни.  

По Указу Святейшего Синода от 25 августа 1865 года, согласно прошению купца Николая Епифановича Анисимова и мещан Ивана и Михаила Александровичей Деминых и Алексея Дионисьевича Иванова, собственным их иждивением и на благотворительные пожертвования, было дозволено над источником вместо деревянной обветшалой часовни выстроить каменную в память счастливого спасения 4-го апреля 1866 года от руки злодея драгоценной для блага и счастья России священной жизни Великого Государя Александра Николаевича.

Продолжая тему часовен расположенных в г. Козлове, хочется отметить, что их известно, на сегодняшний день, - шесть: Красная, (на месте Боголюбского собора) две часовни Троицкого монастыря, часовня на Московской улице в память чудесного избавления Высочайшей семьи императора Александра III-го от опасности 17 октября 1888 года, часовня в память 900-летнего юбилея Крещения Руси, а также и память Великого Равноапостольного Святого Князя Владимира, у Николаевской Богаделенской церкви и часовня в честь преподобного Серафима Саровского у Троицкой церкви.

Однако, есть сведения, что в начале 19-го века существовала часовня у Ильинской церкви (7). В Тамбовском архиве найдены документы о разрушении в советское время - часовни у Покровского собора (8) и двух часовен у Пушкарской Николаевской церкви (9-10).

3. Заинтересовала меня история о распространении Покровской соборной церкви в 40-х годах 19-го века. В известном справочнике магистра Хитрова 1861 года, написано буквально следующее: «В Козлове, по ходатайству преосвященного Арсения о распространении тамошнего Покровского Собора, Святейшим Синодом предписано церковь сломать и построить новую… и далее - Собор устроен старанием протоиерея, магистра Иоанна Архангельского.

Так вот, утверждение это, о постройке нового Покровского собора в городе Козлове, не подтверждается документами. При изучении журналов Тамбовской Духовной Консистории за 1839, 1840 и последующие годы, я не встретил ни одного сообщения об этой постройке. Не нашлось подтверждения, и окончанию её, и обязательному освящению новой церкви. По найденным архивным документам, вопрос о распространении Покровской церкви впервые был озвучен в 1836 году, при протоиерее Никите Максимовиче Протопопове. При внимательном изучении выписок из Журналов Тамбовской Духовной Консистории видно, что в начале 1836 года устроители хотели сделать в церкви «для удобнейшего вмещения в оную собирающихся  жителей города Козлова в Высокоторжественные дни» следующее: «над трапезою и алтарем выстроить второй этаж, а на колокольне второй ярус и новый шпиль». Но к концу 1836 года желание их сделать надстройку второго этажа, изменилось, и появилось решение «сделать распространение трапезы с постройкой новой колокольни». В декабре 1836 года был выполнен проект, а в июле 1837 года было получено разрешение Святейшего Синода на распространение Покровской церкви и вроде бы в августе началось новое строительство, но со смертью протоиерея Никиты Протопопова все останавливается. В марте 1838 года при новом протоиерее Иоанне Архангельском разрешается лишь поправка некоторых ветхостей Покровской церкви. После этого никаких сведений о строительстве нового здания церкви и колокольни в журналах Тамбовской Духовной Консистории нет до 1846 года, в котором из Тамбовской духовной Консистории:  «Благочинному протоиерею Алексею Новоспасскому предписано было указом и велено отобрать объяснение от священноцерковнослужителей и прихожан города Козлова Соборной церкви, почему ими отложена перестройка Собора, тогда как им уже выдано на сей предмет 2204 рубля из приказа и сборная книга». В подтверждение этого привожу следующее дело, которое слушалось в Козловском Городовом Магистрате 21 мая 1847 года. По указу Его Императорского Величества Козловский Городовой Магистрат обще с депутатом с духовной стороны, слушал сочиненную из дела выписку и дело, о взыскиваемых города Козлова Соборным протоиереем Иоанном Архангельским со вдовы Козловской купеческой жены Авдотьи Степановны бывшей Деминой, а по 2-му мужу Баженовой о пожертвованных покойным первым мужем её, купцом Егором Степановым Деминым на устройство Соборной Покровской церкви деньгах 1000 рублей ассигнациями, а на серебро 285 рублей 71 ¾ копейки. Вдова Козловская купеческая жена Авдотья Степановна Демина поданными сведениями отозвалась: «назад тому несколько лет жители города Козлова и прихожане Соборной Покровской церкви при бывшем прежде той церкви протоиерее Никите Максимове и священниках предполагали показанную Соборную церковь распространить, ныне существующие трапезу и колокольню сломать, и  вместо оных устроить таковые вновь в увеличенном виде, на что и была чинима жителями города Козлова, в том числе и покойным мужем её при его жизни в книге подписка суммы, но как таковое устроение вновь трапезы и колокольни по местным обстоятельствам открылось неудобным, а потому вышеозначенное намерение жителей осталось невыполненным и взнос суммы отмененным, и за таковою отменою взыскание с неё за мужа её денег производимо быть не следует».

Итак, на основании вышеизложенных документов, можно с большой долей уверенности сказать, что расширения или постройки нового здания Соборной Покровской церкви в городе Козлове в 40-х годах XIX века не производилось, несмотря на большое желание священно-церковно-служителей, старосты и прихожан. По моему мнению, вместо этого в городе Козлове в 1848 году был заложен новый Боголюбский собор.

4.Для тех, кто интересуется своими историческими корнями, особенно связанными с церковным служением в книгах дано большое количество фамилий священно-церковно-служителей Козловских церквей, а также церковных старост, и их послужные списки, ранее нигде не опубликованные, за редким исключением. К сожалению, по этому вопросу очень мало встречается фотодокументов. Хочу продемонстрировать фотографию родительского комитета Козловской женской гимназии за 1907 год, на которой изображены священники: Петр Сперанский, Гавриил Саввинский, Георгий Лукин, Владимир Земятченский, Василий Румянцев, диакон Дмитрий Свешников. (Фото 1)

5. Интересны документы, рассказывающие об освящении новопостроенных церквей и их приделов. Так, например, до сих пор считалось, что здание Ильинской церкви было построено в 1781 году. Это утверждение основывается на следующем источнике, составленного в 1861 году, священником Тамбовского кафедрального Собора, магистром Хитровым и опубликованного в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии». Читаем: «Ильинская церковь, двухэтажная, с четырьмя престолами построена в 1781 году местным купцом Вороновым с помощью других прихожан. Однако, найденный в Тамбовской областном архиве документ говорит о том, что 27 октября 1781 года причтом Ильинской церкви было только подано прошение о построении новой церкви и о получении храмозданной грамоты.

Строительство церквей в Козлове, да и в других городах, продолжалось не один год. К сожалению, мы не знаем время освящения Рождественского престола, который был построен и освящен первым. Но архивные документы, рассказывают нам о следующем: «В 1801 году Архимандритом Козловского Троицкого монастыря Варлаамом, были освящены новопостроенные церкви: Преображенская (верхняя) - 16 мая, Ильинская придельная - 17 мая. 20 декабря 1808 года, Тем же Архимандритом Варлаамом, был освящен, устроенной вновь иконостасом и алтарем, придел во имя Великомученицы Парасковии».

Хочется уточнить время построения церкви в честь иконы Пресвятые Богородицы «Всех Скорбящих радости», так как в разных источниках встречаются разные даты. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1861 года», составленном магистром Хитровым, говорится, что построена она на средства купца Ивана Ивановича Воронова в 1803 году, трехпрестольная. В более поздних источниках, например Клировой ведомости за 1892 год, и в последующих, читаем: «Церковь сия устроена: в 1808 году». Попробуем разобраться в этом вопросе. Помогут нам в этом документы, найденные в фонде Троицкого Козловского монастыря Тамбовского областного архива. В 1806 году Архимандритом Козловского Троицкого монастыря Варлаамом были освящены: «придел Казанския мая 30-го, Предтечи июня 3-го чисел». В 1809 году (26 мая), тем же архимандритом, был освящен и третий престол во имя Скорбящей Божией Матери.

6. В Тамбовском архиве найден проект (ранее неизвестный) тюремной церкви. (Фото 2). Интересны фотографии, хранящиеся в Мичуринском краеведческом музее. Разрушенная Троицкая церковь (Фото 3) и построенный на её месте дом коммуны (Фото 4). Ильинская церковь села Заворонежского. (Фото 5)

Как всегда делаю уточнение, что, несмотря на большой объем, публикуемые сведения не претендуют на исчерпывающую информацию и в дальнейшем, я надеюсь, будут расширены. И сейчас после выхода книг я нахожу материалы, дополняющие, уже опубликованное.

Приведу несколько. 1. В Тамбовских губернских ведомостях за 1897 год рассказывается о следующем: «В начале ноября 1897 года состоялось малое освящение иконостаса в нижнем этаже Ильинской церкви. Новый иконостас сделан по образцу славящегося в Москве иконостаса церкви Коммисаровского технического училища. Работа была поручена новой мастерской братьев Перегудовых в селе Белоомут Рязанской губернии, произведения которой, в качестве экспонатов, были премированы на последней всероссийской выставке. Главным украшением нижней церкви является не иконостас, а новые царские врата из позолоченной бронзы и частью из серебра. Они представляют точную копию со знаменитых царских врат Чудова монастыря в Москве, не только по рисунку, но даже по величине и размеру. Делались эти царские врата в Козлове в мастерской Дорохова. И эта фирма пожелала отличиться. Работа вышла прямо художественной и невольно останавливает внимание знатоков. Удачным исполнением всех своих работ Ильинская церковь обязана своему церковному старосте Придорогину и его помощнику Протегальневу».

Продолжая исследование по этому вопросу, я надеюсь, что можно будет найти рисунок царских врат Чудова монастыря (работы архитектора Михаила Дормидонтовича  Быковского), что даст нам представление о том, как они выглядели в Ильинском храме.

2.Кроме городских церквей в городе находились походные церкви воинских подразделений, квартирующих в Козлове. До определенного времени для Богослужения полковым священникам просто отводилась часть той или иной городской церкви. Однако Церковь 39-го пехотного Томского полка в честь Казанской иконы Божией Матери, квартирующего в Козлове перед первой мировой войной имела отдельное здание.

В Военной энциклопедии, изданной Товариществом Сытина в  1912 году говорится следующее:  «С переходом Томского полка в 1910 году из г. Ловича (Варшавской губ.) в г. Козлов, Богослужение для чинов полка отправляется в частном доме, законтрактованном городом под казармы на 5 лет и расположенном в самом центре города. Занимает второй этаж, вместимостью до 300 человек молящихся. Помещение светлое и удобное. Как приобретением настоящего церковного помещения, так и внутренним его благоустройством полк всецело обязан своему командиру полковнику И. В. Рутковскому. По штату при церкви положен: один священник.

И вот, буквально недавно, из газеты «Народная Нива» за 1910 год удалось узнать, какой же именно дом в Козлове был предоставлен для церкви Томского полка. В заметке под названием: «Освящение нового храма»  говорится, что «22-го октября в Козлове было совершено освящение новой полковой церкви Томского пехотного полка. Освящение совершено было Преосвященным Григорием епископом Козловским. На торжестве присутствовал Его Превосходительство г-н Тамбовский губернатор. Храм помещается на углу Шацкой (Марата) и Вознесенской (Революционной) улиц в доме Семенова. Помещение храма очень удобное, - просторное и уютное». (Фото 6).

О закрытии этой  церкви в Административный Отдел Губисполкома, на предписание от 23-го мая 1924 года за № 7584 Управление Милиции Козловского уезда доносит, что в 1917-18 годах ликвидированы следующие церкви: Женского Боголюбского монастыря и Александро-Невского Приюта, в которых в настоящее время помещаются детдома, домашняя церковь Томского полка, здание которого разрушено и тюремная церковь, в последней - помещается клуб для заключенных.

Архивные документы рассказывают нам о существовании в Козлове еще одной походной военной церкви Волынского полка, имущество которой пытались сохранить в 20-х годах прошлого века, священник Боголюбского собора Владимир Земятченский и староста Иван Андреевич Павперов.

И последнее. Интересный рассказ помещен в газете «Народная Нива» за 1915 год. Посвящен он большому пожару в городе Козлове, случившемуся 9 мая 1965 года. От этого страшного пожара пострадало четыре Козловских  церкви,  – Собор, Ильинская, Вознесенская и Сторожевская. В Ильинской церкви при спасении её от огня погиб священник Александр Беляев. Удивительно необычайным образом уцелел от пожара один из лучших Козловских храмов  – Пятницкий, находившийся в самом центре  горевших, густо облегавших его построек. «Со всех четырех сторон этого храма горели постройки и бушевало море огня. Были моменты, когда готов он был вспыхнуть немедленно. И вот, в один из таких критических моментов у храма появилась странная фигура человека, известного в то время всему городу юродивого «Петра Ананыча», как попросту его звали козловцы. Прибежав в самый разгар пожара к Пятницкому храму, Петр Ананыч с растрепанными волосами, бегая вокруг храма и сильно размахивая руками, во всю мочь своего голоса кричал: «Не пущу! Не пущу!». От жара волосы на голове юродивого, как передают очевидцы, начали опаливаться и сам он дошел до изнеможения, а между тем, не отходил от своей, очевидно любимой им церкви, и все кричал: «Не пущу! Не пущу!». И, действительно не пустил. По какому-то странному ли случаю или другому чему, только ветер, дувший ранее на церковь с более горевших построек, переменил свое направление… и храм остался невредим. Петр Ананыч ушел от Пятницкой церкви лишь тогда, когда уже ей не угрожала никакая опасность».

В заключение хочу сказать следующее. Я надеюсь, что документы, рассказывающие нам о каких-то новых событиях в церковной истории г. Козлова-Мичуринска, бывшей под запретом более 70 лет, и в дальнейшем будут открываться нашими краеведами.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (17.12.2013)
Просмотров: 3181 | Теги: Олег Сазонов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]