Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 20.05.2024, 19:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

окончание

Для заведывания  продажею икон, масла и свечей.

 Борисоглебского уезда. 74. Диакон с. Бурнака Павел Фиолетов. 75. Диакон с. Заполатова Сергий Нечаев. 76. Псаломщик с. Бурнака Иван Савельев.

 Елатомского уезда. 77.  Священник с. Большого Кусмора Владимир Сергиевский. 78. Диакон с. Савостьянова Василий Казанский. 79. Псаломщик с. Кольдюков Иван Климов.

Кирсановского уезда. 80. Священник с. Карай-Салтыкова Димитрий Доброхотов. 81. Диакон с. Ржаксы Алексей Тихомиров. 82. Диакон с. Васильевки Василий Золотов. 83. Псаломщик с. Лохмытовки Василий Никольский. 84. Псаломщик с. Сухого Калаиса Алексей Калугин. 85.Псаломщик с. Перевоза Николай Львов. 

Козловского уезда. 86. Диакон с. Машковой Сурены Сергей Покровский. 87. Диакон Ахтырского монастыря Константин Иванов. 88. Псаломщик с. Епанчина Иван Ковынев. 89. Псаломщик-диакон Тюремной церкви г. Козлова Трофим Коньков. Лебедянского уезда. 90. Псаломщик с. Доброго Иван Фролов. 91. Псаломщик с. Каликина Тихон Ангелов (ныне диакон с. Ранина Козловского уезда). 92. Псаломщик с. Кривца Сергей Прохоров. 93. Псаломщик с. Малого Хомутца Семен Аксенов. 94. Псаломщик с. Панина Василий Вановский.

Липецкого уезда. 95. Священник Троицкой церкви г. Липецка Иоанн Смирнов. 96. Бывший диакон с. Большой Избердей Иаков Самсонов. 97. Псаломщик с. Двуречек Александр Кудрявцев. 98. Псаломщик с. Песковатки Николай Петряев. 99. Псаломщик с. Грязей Михаил Пальмин. 100. Псаломщик с. Бутырок Константин Корвяков.

Тамбовского уезда. 101. Диакон с. Кариана Петр Корнилов. 102. Диакон с. Кочетовки Петр Курьянов. 103. Псаломщик с. Шилова Павел Павперов. 104. Псаломщик с. Верхоценья Иван Канаичев. 105. Псаломщик с. Горелово Павел Казанский. 106. Псаломщик с. Троицкий Росляй Алексей Искеев. 

Моршанского уезда. 107. Протоиерей Вознесенской церкви г. Моршанска Иоанн Моршанский. 108. Священник Константино-Елененской церкви г. Моршанска Леонид Коптевский. 109. Священник Феодоровской кладбищенской церкви г. Моршанска Василий Алабовский. 110. Священник с. Верхней Ярославки Алексей Чернеевский. 111. Диакон с. Большого Гагарина Иоанн Попов. 112. Диакон с. Громка Алексей Студенецкий. 113. Диакон Феодоровской кладбищенской церкви г. Моршанска Иоанн Карельский. 114. Псаломщик с. Святого Иоанн Мерзликов. Спасского уезда. 115. Псаломщик с. Ислаима Алексей Мещеряков.

Воспитанники Тамбовской миссионерско - псаломщической школы.116. Феодор Богоявленский. 117. Алексей Гусев. 118. Павел Кузнецов. 119. Сергей Любомудров. 120. Иван Максяков. 121. Алексей Чернышов. 122. Павел Сучков. 123. Тимофей Хромов. 124. Митрофан Беломытцев. 125. Николай Голубев. 126. Иван  Голубев. 127. Гавриил Иванников. 128. Василий Кондюков. 129. Петр Киселев. 130. Константин Лавров. 131. Алексей Ларин. 132. Петр Мызников. 133. Семен Пронин. 134. Едесий Рыбинский. 135. Андрей Трескин. 136. Андрей Феодоровский. 137. Николай Лебедев. 138. Михаил Комягин. 139. Виталий Рождественский. 140. Сергей Глаголевский. 141. Василий Константинов. 142. Иван Песчанский. 143. Александр Начинкин. 144. Леонид Лукин. 145. Алексей Романовский. 146. Медведев. Вышенской пустыни. 147. Иеромонах Виктор. 148. Иеродиакон Никодим. 149 Иеродиакон Леонид. 150 Иеродиакон Савва. 151. Иеродиакон Владимир. 152. Монах Питирим. 153. Послушник Василий Горбунов. 154. Послушник Алексей Рзянин. 155. Ризничий Никандр. 156. Пономарь Геннадий. 157. Послушник Петр Антимонов. Санаксарского монастыря. 158. Иеромонах Владимир. 159. Иеромонах Никандр. 160. Иеродиакон Феодорит. 161. Священник с. Моисеевской Алабушки Борисоглебского уезда Михаил Соколов.29

Указом Его Высокопреосвященства епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла от 24 июня 1914 года за № 6755 был утвержден порядок и путь следования крестных ходов в г. Тамбов на торжество открытия мощей Святителя Питирима, Тамбовского епископа и Чудотворца. А) 25 июля сего года прибывают крестные ходы: № 1. Из Вышенской пустыни, от 3-го Шацкого округа, под руководством священника с.Мануилова Сергия Сеславинского, по следующему маршруту: 20 июля. Вышенская Пустынь, Конобеево, Ялтуново (дневная остановка), Черниев монастырь (ночлег). 21 июля. Старое Чернеево, Носины, Ново-Томниково, Княжево (днев.остановка). Серповое, Моршанского уезда (ночлег). 22 июля. Алкужинские Борки, Алкужа, Мутасьево, Карели (дневная остановка). Здесь присоединяется Карельский крестный ход № 2, под руководством о. Владимира Чиликина. Новое Устье, Базиевская Слобода, Моршанск. Присоединяются крестные ходы от г. Моршанска № 3, под руководством о. Даниила Кастрова, от 1-го Шацкого округа № 4, под руководством священника Никифора Топильского, от 4-го Шацкого округа № 5, под руководством о. Никиты Смирнова, и от 4-го Елатомского округа № 6, под руководством о. Василия Островитянинова.

Крестный ход № 4, 20 июля выходит из Криволуцких Двориков и к вечеру прибывает в с. Вановье, на соединение с №№ 5 и 6, которые следуют сюда по маршруту: 19 июля Юрино, Каверино, Шацк, Казачья слобода (ночлег), 20 июля Дворики, Вановье (ночлег).  Крестный ход № 6 на соединение с № 5 прибывает 18 июля к вечеру из с. Сасова чрез Саблино и Алешино. Из Вановья №№ 4, 5 и 6 следуют до г.Моршанска по маршруту: Алгасово Моршанского уезда, Рыбное (остановка), Малое Пичаево (ночлег), Барашевская слобода, Крюково. 23 июля Питерское (ночлег), Ивинье, Кершинские Борки, Русское, Отъяссы (остановка), Кулеватово. 24 июля. Перкино (ночлег). Здесь присоединяется крестный ход № 7, от 3-го Моршанского округа, под руководством о. Александра Ястребцева, следующий сюда по маршруту: 23-го Сосновка, Атманов угол (ночлег) и 24-го Перкино. Поганка Тамбовского уезда. Крестные ходы сел от 6-го Тамбовского округа: Троицкой Дубравы, Поганки, Черненого, Горелова, Куксова, Татанова, Донской Слободы и Полковой Слободы, присоединяются попутно, начиная от Поганки и до Донской Слободы. Черненое. 25 июля. Горелое, Куксово (ночлег), Татаново, Донская слобода, г. Тамбов (1-2 часа дня у Моршанской заставы).

Крестный ход № 8 от 2-го Лебедянского округа, под руководством благочинного священника М. Орлова, следующий по маршруту: 19 июля. Манаенки Лебедянского уезда, Троекурово (ночлег). 20 июля. г. Лебедянь, Большие Избищи (ночлег). 21 июля. Замартинье, Доброе (ночлег). Здесь присоединяется крестный ход № 9 от церквей 4-го Лебедянского округа, под руководством священника села Каликина Алексея Скрижалина. 22 июля. Борисовка, Старое Тарбеево Козловского уезда (ночлег). 23 июля. г. Козлов, Димитриевка Бельская (ночлег). 24 июля Лысые Горы Тамбовского уезда (ночлег).

Здесь присоединяются крестные ходы № 10, от 3-го Козловского округа, под руководством благочинного Алексея Писарева, № 11 от 2-го Козловского округа, под руководством протоиерея Маркова и № 12 от 6-го Тамбовского округа под руководством благочинного священника Василия Тигрова. 25 июля. г. Тамбов (У Козловской заставы в 2-3- часа дня). Маршрут № 10. 20-21 июля в с.Песчаное собираются крестные ходы из сел 3-го Козловского округа: Семеновки, Павловки, Муравьева, Дубовки, М. Избердеи, Савилова, Сергиевки, Плоского, Мордовки, Баку, Станового, Знаменского, Волчка и Шехмановки. 22 июля Юрлова Сурена, куда прибывают крестные ходы из сел Красноселья, Дубровки, Шехмановки, Дмитриевки-Галицына, Лебедева и Толкачевой Сурены. 23 июля Озерки; в Озерки же следуют крестные ходы из сел: Борщевой слободы, Ст. Хмелевой, Ново-Хмелевой, Крюкова, Усть-Затонца, Донской, Заворонежской, Панской, Бельского, Ст. Казачьей, Мановиц и Лапина. 24 июля. Лысые Горы. Крестный ход № 11 от 2-го Козловского округа на соединение с № 8 следует по пути: 24 июля – Дегтянка, Березовка, Каменный Брод, Челнавско - Рождественский Острожок, Челнавско-Дмитриевской Острожок, Челнавско-Покровский Острожок, Лысые Горы Тамбовского уезда (ночлег). Маршрут № 12. 24 июля в с. Сураву прибывают приходские крестные ходы из сел: Троицкой Вихляйки, Новой Слободы, Чекмарей, Иноземческой и Солдатской Духовок, и совместно следуют до Лысых Гор, куда прибывают к вечеру этого дня крестные ходы из Криуш, Двойни, Незнановки, Стрелецких и Пушкарских Выселок. № 17. Борисоглебский городской под руководством протоиерея Петра Орлова. 19 июля. г. Борисоглебск, Б. Грибановка (ночлег). 20 июля. Алешки (остановка) присоединяется крестный местный ход, Терновка (ночлег) присоединяется крестный местный ход. 21 июля. дер. Окри (дневная остановка) присоединяется Русановский крестный ход, Вязовая почта (ночлег). Сюда прибывают крестные ходы от 3-го Борисоглебского округа из сел Никольского Кабанья, Ивановки и Сукманки. 22 июля. Пановы Кусты (ночлег). Здесь присоединяется № 18 от 1-го Борисоглебского округа под руководством благочинного Д. Каргашинского.  № 18 прибывает в Пановы Кусты по пути: 20 июля Чигорак (сюда накануне прибывает крестный ход из с. Станичной Слободы под руководством о. Соколова), Богана, Б. Алабухи (ночлег), 21 июля Павлодар (остановка), Туголуково (ночлег), 22 июля Пановы Кусты. 23 июля Сампур (ночлег). Здесь присоединяется крестный ход от поселка Сампур под руководством о. П. Космодамианского. 24 июля Кузьминка (ночлег). Попутно присоединяются крестные ходы сел Царевки, Кузьминки и Бокина. 25 июля Бокино. г. Тамбов (2 часа дня у Варваринской церкви).  Б) 26 июля прибывают: № 13 крестный ход из Липецка, под руководством священника Вознесенской церкви Владимира Гумилевского, к которому присоединяется и пришедший накануне крестный ход от сел Частой Дубравы Липецкого уезда, под руководством о. Боброва. 22 июля Липецк, Семеновка (ночлег), Головщино, Самовец, Песковатка, Крутое (ночлег). 24 июля Шехмань, Волчек Козловского уезда (ночлег). Сюда 24-го вечером прибывают крестные ходы от 3-го и 4-го Усманского округов, №№ 14 и 15 под руководством благочинного И. Казьминского и о. Стефана Вертоградова; № 14 по маршруту: 21 июля Демшинск, Куриловка (Ярцево), Московка (ночлег). 22 июля Княжая Байгора (ночлег).  23 июля Дубровка (остановка), Песковатка (ночлег). 24 июля Шехмань (остановка), Волчек Козловского уезда (ночлег). № 15 по маршруту:  23 июля Новочеркутино. 24 июля Знаменка, Волчек. 25 июля Куньи Липяги, Новосельцево, Экстали (ночлег). Здесь присоединяется крестный ход 5-го Тамбовского округа № 16 под руководством о. Вениамина Никольского, Арапово. 26 июля Тамбов (4 часа вечера).

Крестный ход № 19 от 2-го округа под руководством благочинного Никольского, по маршруту: 20 июля Покасы. Сюда прибывает накануне о. Разсказовский из Спасска с местным крестным ходом. Пичпанда, Ширингуша (ночлег). Сюда к вечеру прибывает о. Сатуров из Дмитриева Усада, вышедши из оного 18 июля по пути: Филково, Салазгор (ночлег). 19 июля Савва, Сургод, Зарубкино (ночлег). 20 июля Ачадово, Пичпанда, Ширингуша (ночлег). 21 июля Кириллово (дневная остановка), Сядемка (ночлего). 22 июля Лебедянка, Оторма Моршанского уезда (дневная остановка), Рянза, Раево.

Здесь присоединяется крестный ход № 20 от 4-го Моршанского округа под руководством о. Державина. 23 июля Богоявленское (Кобелек), Таракса (дневная остановка), Пичаево (ночлег). 24 июля Свиньино, Канищево, Верхний Ломовис, Большой Ломовис, Большое Гагарино (дневная остановка), Бычки, Солдатчина (ночлег). Здесь присоединяется крестный ход № 21 от 5-го Моршанского округа под руководством о. Рудовского (Маршрут его см. ниже). 25 июля Казыванье, Большая Талинка (дневная остановка), Столовое (ночлег). Малая Талинка. Здесь присоединяются крестные ходы №№ 22, 23, 24 и 25 2-го Тамбовского, Кирсановского городского и 2-го и 4-го Кирсановского округов. Крестный ход № 21 до Малой Талинки идет по пути: 23 июля Вышенка, Никольская Кашма, дер. Шача, Коровино (ночлег), 24 июля Митрополье (дневная остановка). Солдатчино (Пахатный Угол). Крестный ход № 22 из с. Разсказова вместе с крестным ходом № 25 и крестным ходом от с.Нижне-Спасского 3-го Тамбовского округа под руководством о.Славолюбова, прибывает в Малую Талинку к 10 часам утра. Крестный ход № 23 под руководством о. Архангельского следует на соединение с крестным ходом № 19 по пути: 23 июля Кирсанов, Калаис, Хмелинка (ночлег). Дер. Можаровские Дворики, дер. Телешовка, Рождественские Подворки, Димитриевщина (ночлег). Здесь присоединяется крестный ход № 24 от 2-го Кирсановского округа под руководством о. Смирнова, прибывающий сюда по маршруту: 23 июля Куровщина, Кудрино-Подвигаловка (ночлег). 24 июля Ольшанка, Рождественские Подворки, Димитриевщина. 25 июля Ивановские Дворики, Малая Талинка (ночлег). 26 июля г. Тамбов. Крестный ход № 25 от 4-го Кирсановского округа под руководством благочинного о. Преображенского до с. Разсказова следует по пути: 24 июля Инжавинье, Калугино (дневная остановка). Коровино (ночлег). 25 июля Богословка (дневная остановка), Алексеевка (остановка), Разсказово (ночлег). 26 июля г. Тамбов (в 4 часа вечера). Председатель комиссии протоиерей Сергей Бельский. Члены комиссии: Благочинный священник Димитрий Вадковский, полицмейстер К. Старынкевич, исправник Воронцов-Вельяминов, Тамбовский уездный наблюдатель священник Иоанн Лыков.30

На торжества открытия мощей и прославления Святителя Питирима был организован крестный ход и от Козловских городских церквей. Руководителем его был священник Ильинской церкви о. Владимир Нечаев, (отец митрополита Питирима Волоколамского и Юрьевского). «Крестный ход присоединится к крестным ходам из Лебедянского уезда, имеющим прибыть в Козлов 23 июля. В Тамбов он прибудет 25 июля. Во всех местах, как городских, так и сельских, при проследовании на Питиримовские торжества крестных ходов, все заведения, торгующие спиртными напитками, должны быть, согласно сделанному распоряжению, закрыты за три часа до прихода в данное место крестного хода, во все время остановки его и в течение трех часов по уходе».31

Канонизация Святителя Питирима происходила в дни, когда уже разразилась первая мировая война, которая, конечно же, внесла свои коррективы.

В газете «Тамбовский край»  № 162 от 27 июля 1914 года было опубликовано следующее объявление Тамбовского губернатора: «По благословению Святейшего Синода и с Высочайшего Его Императорского Величества Государя Императора соизволения 27 и 28 июля текущего года совершатся давно ожидаемые населением Тамбовской губернии торжества прославления и открытия мощей Угодника Божия и Чудотворца Святителя Питирима епископа Тамбовского. Слава Святителя Питирима издавна чтится в православном народе, и не оскудевающие в вере непрерывным потоком направятся на поклонение Святым мощам. Ожидалось прибытие многих крестных ходов из городов и уездов Тамбовской губернии и богомольцев из разных мест Российской Империи. Епархиальная и губернская власти приняли все меры для приюта многочисленных богомольцев, для снабжения их кровом, питьевою водою, кипятком. Господь Бог судил иначе. Объявлена война, и все силы воинские, полиции и администрации поглощены теперь работой для быстрой и благополучной мобилизации запасных и ополчения. Для поддержания порядка на торжествах организована народная охрана. Приглашаю население г. Тамбова и пришлых богомольцев помочь властям, духовным и гражданским в деле поддержания порядка, дабы торжества совершились при должном благолепии и спокойствии. Приглашаю население г. Тамбова в дни 27 и 28 июля, когда будет открыт доступ народу в собор для прикладывания к Святым Мощам, предоставить приложиться к ним сначала пришлым богомольцам, дабы не задерживать их в городе и дать им возможность 29 июля освободить все городские здания, в которых они разместятся, и который 29 июля понадобятся для размещения в них прибывающих ратников ополчения. Обращаюсь к населению г. Тамбова с просьбою отнестись к пришлым богомольцам с добрым сердцем и не имеющих крова приютить, так как, ввиду полной невозможности воинским силам, занятым теперь великим делом и идущим защищать Родину, оказать какое-либо содействие гражданской власти, нельзя осуществить устройство лагерей для богомольцев с 2500 солдатских палаток. Надеюсь, что население г. Тамбова отнесется к этому моему обращению с должным вниманием и поможет – чем может.  Губернатор Салтыков. 24 июля 1914 г. г. Тамбов».

   И вот долгожданный день настал! Вот как описывает торжества очевидец событий: «Святые дни. Счастливый град Тамбов! Боготворю землю твою, двести лет таившую в себе нетленные останки Святителя Питирима. Боготворю тебя за доставленное мне великое счастье побывать на открытии мощей твоего Святителя. Великий Боже! Дай мне силу, чтобы достойно и верно воспроизвести всю ту картину во всем её величии, которую я в Тамбове созерцал, которою там наслаждался. От избытка сердца говорят уста. Потому я не могу удержаться, чтобы не поведать другим о том, что я видел своими глазами, чем переполнено было мое сердце. Открытие мощей угодника Божия давно было предметом забот и стремлений многих Тамбовских Архипастырей. Оно было давнишним желанием не только жителей города Тамбова, но и жителей всего Тамбовского края. О нем много писали, а еще больше говорили. Днем открытия мощей угодника Божия, Святителя Питирима, второго Епископа Тамбовского назначено 28 июля. Готовилось грандиозное торжество. Из всех сел епархии усердием прихожан организовывались крестные ходы. Тамбов готовился к торжественным встречам многих тысяч богомольцев и вдруг война!... крестные ходы были приостановлены. К началу Питиримовских торжеств я прибыл в Тамбов. Весь город, что называется почистился, приукрасился, поновился. Перед Кафедральным собором выстроена красивая часовня – храм для временного совершения здесь, на Соборной площади всенощных бдений и литургий для всех тех, которые почему-либо не могут поместиться в самом соборе, где почивают мощи Святителя Питирима. Над колодцем, вырытым трудами угодника Божия, вместо прежней, старой, деревянной часовни, возведена массивная железная часовня на мраморном пьедестале с красивой лестницей. Многое изменилось и в самом соборе. Так, стены верхнего храма Кафедрального собора расписаны сценами из жизни Святителя Питирима. Какие уроки христианского смирения и кротости можно извлечь из этих картин! Вот смиренный Святитель сам, своими руками, берет лопату, заступ и начинает рыть колодезь! А вот, под руководством Святителя рабочие начинают закладку Спасо - Преображенского собора, где ныне почивают мощи угодника Божия! Сам Святитель принимает живейшее участие в работе. Носит воду, подает кирпичи и даже сам, как изображено на картине, кладет кирпичи на фундамент. Благочестивое потомство никогда не забудет этой достойной черты смиренного усердия Архипастыря. Питиримовские торжества начались с 25 июля. В 6 часов вечера этого дня совершилось заупокойное всенощное бдение по парастасу. В самом соборе служил Высокопреосвященнейший Кирилл в сослужении с прибывшими епископами из других епархий. Перед началом всенощного бдения Владыка Архипастырь обратился к присутствующим в храме с назидательным словом, напоминая слушателям о том, что мы должны благодарить Господа за доставленное нам счастье увидеть торжества прославления Святителя Питирима. Затем он внушил пасомым заботиться о поддержании порядка и тишины в храме во время Богослужения. После слова, немедленно же, началась последняя заупокойная всенощная по почившем приснопамятном Святителе Питириме, втором епископе Тамбовском. И вот, наконец, настал давно желанный день, день открытия мощей святителя Питирима. Был ясный день. Соборная площадь с самого раннего утра до поздней ночи полна народу самых разнообразных костюмов. На лицах прибывших паломников можно было прочесть радость, несмотря на то изнурение и утомление, какие вынесены ими были в далеком пути. Из разговоров с прибывшими паломниками видно было, что они, горевшие желанием достигнуть скорее своей благочестивой цели, торопились в своем пути, почти совсем не отдыхали и не успевали подкрепить себя пищей. Теперь народ стоял здесь на Соборной площади в ожидании открытия мощей. Возгласы больных и увечных, выкрики мелких торговцев крестиками, иконочками и книжечками наполняли воздух. Вот целая толпа слепцов стоит кучей возле собора и распевает на разные голоса «Лазаря». Здесь слышится тихая мелодия о «Вознесении Христовом», о том, как Спаситель позволил нищим собирать подаяние Его Именем, и о том, как жил богатый человек, по имени Алексей Божий, как он променял все свое богатство на скромные нищенские одежды. К слепцам подходят набожные старушки, слушают их жалостные напевы, развязывают из скромного ситцевого платочка две копейки и подают их на всю братию. Тут же, неподалеку от входных дверей в соборе целый обоз различных безногих или безруких уродов, а рядом с ними, вереницей протянулись мелкие торговцы крестиками, иконочками и книжечками о жизни Святителя Питирима. Видя такое множество народа на Соборной площади, можно подумать, что около колодца Святителя Питирима уже просторней. Но и там оказалась такая же толпа. Накануне этого дня, после поздней Литургии, новоустроенная часовня над колодцем Святителя Питирима была освящена Высокопреосвященнейшим Владимиром митрополитом Петербургским и Ладожским в сослужении с прибывшим духовенством. Потому часовня при колодце уже переполнена народом. Все жаждали запастись целительной водой из св. колодца. Очереди приходилось ждать долго.  Спуск по гранитным ступеням, деревянный спуск сбоку и далеко, далеко вокруг часовни, можно сказать, было набито народом. В страшной тесноте и с большим трудом можно было достать себе воды. Хорошо, что находились люди, которые с таким увлечением соединяли скромную уступчивость. Тут же, неподалеку от часовни беспрерывно совершались, на открытом воздухе, панихиды по почившем Святителе Питириме. И здесь стояло такое же множество народа. Многие из них усердно возносили свои молитвы к престолу Вседержителя, низко кланяясь в землю. Одним словом, всюду народ, народ и народ. Всех богомольцев насчитывалось до 80000.  5 часов вечера с колокольни Кафедрального собора раздался первый торжественный удар колокола, за ним другой, третий. Ему ответили во всех городских церквах. Начинался благовест к началу всенощного бдения, во время которого должно совершиться торжественное открытие мощей. Широкою волною хлынули городские жители к Спасо - Преображенскому Кафедральному собору, пробираясь среди цепи солдат. Это все участники Питиримовских торжеств, имеющие билеты на право входа в Кафедральный собор. В 5 ½ часов к собору подъехали Их Высокопреосвященства: Высокопреосвященнейший Владимир митрополит С. Петербургский и Ладожский и Высокопреосвященнейший Кирилл Архиепископ Тамбовский и Шацкий, после чего, немедленно, началось всенощное бдение. К началу Богослужения я пробрался в собор и стал на амвон возле левого клироса. Вся церковь, все уголки собора битком набиты народом. Сразу же передо мной развернулась следующая величественная картина. Прямо перед царскими дверями, приблизительно посредине собора, стоит на возвышенном месте массивная гробница с нетленными мощами Святителя Питирима. Четыре диакона по обеим сторонам держат над гробницей Святителя рипиды, трикирии и дикирий. От мощей так и веет чем-то таинственным и великим. Народу кругом такое множество, что, как говорится, руки негде просунуть. Лица у всех торжественные, сияющие. Начиналось всенощное бдение. Иначе как-то торжественней, святей звучал звон колоколов; радостней играло заходящее солнце на венцах образов. Трогательней и знаменательней для сердца было богослужение. От всего веяло чем-то праздничным, пасхальным, а сердце радостно бьется в ожидании чего-то необычного. Ясно, истово служат их Высокопреосвященства. Им дружно отвечает солидный хор из диаконов и псаломщиков, в количестве 120 человек, под управлением регента М.С. Покровского. Тихо звучат, постепенно разрастаясь, церковные напевы Знаменного распева, времен Святителя Питирима. Народ кругом замирает. Глубже внимательней вслушиваешься в церковные напевы и мыслью уносишься далеко-далеко, к тем древним прошлым временам, когда жил Святитель Питирим. В религиозном  увлечении и не замечаешь, как отошла первая часть всенощного бдения. Вот уже прошли шестопсалмие, пропели тропарь, и вот уже старичок священник, не спеша подходит к аналою говорить проповедь. Глухо звенит его старческий голос. Он начал издалека, развернув пред слушателями картину жизни 18-го века. Затем он напомнил слушателям о жизни Святителя Питирима, воспроизвел некоторые отдельные сценки из его жизни, оценил религиозно-нравственную мощь угодника Божия. Вот уже пропели «Хвалите имя Господне». По обеим сторонам гроба Святителя стоит уже во всех облачениях духовенство. Один из священнослужителей снял уже шелковое покрывало с гробницы угодника Божия. Лица кругом сосредоточенные, задумчивые. Взоры всех пристально направлены на середину собора, где на особом возвышении стоят мощи Святителя. В храме гробовая тишина. Настала великая историческая минута. Все со страхом и трепетом в сердце ждут, не дождутся той минуты, когда поднимется крышка гроба и можно будет воспеть величание Святителю. Но вот уже несколько священнослужителей снимают крышку с гроба, в котором почивают мощи Святителя Питирима и передают её диаконам. Присутствующие замерли. Диаконы относят крышку гроба в алтарь лево-Никольского придела и мощи открыты. Лица вдруг просияли. Глубоко вздохнул православный люд, зашептались слова молитвы, замелькали крестные знамения. Засветились свечи в руках богомольцев и люди самых разнообразных профессий слились в одной общей, горячей благодарственной молитве Богу, явившему нам нового праведника, нового молитвенника за нас пред Богом. Священнослужители подняли на свои рамена гроб со святыми мощами и вышли на площадь собора через западные двери. Начался крестный ход. Торжественно, медленно и в должном порядке подвигаются в крестном ходе вокруг собора множество хоругвей, икон и свеч. Впереди всех Девпетерувская икона Божией Матери, келейная икона Святителя Питирима, за нею Смоленская икона Божией Матери. Дальше величественно развевались легким ветерком знамена Серафимовского общества с надписью «С нами Бог», еще дальше множество хоругвей, икон и свеч, а сзади всех торжественно-медленно движется гроб с открытыми мощами Святителя Питирима. Соборная площадь полна народом. Заняты даже крыши домов, прилегающих к собору, верхушки деревьев, одним словом все то, на чем можно поместиться. Каждому хочется посмотреть, хоть издали поклониться гробу Святителя. «Когда-то еще Господь сподобит увидеть подобное торжество». Здесь на соборной площади тоже совершалось всенощное бдение с таким расчетом, что службы на площади и в соборе совпадали. В воздухе прохладно. Смерклось. Потянул свежий ветерок. В прозрачном сумраке вдруг, как только показался крестный ход, ярко вспыхнули свечи в пуках богомольцев и из уст паломников полились чудные, религиозно-восторженные звуки величания Святителя Питириму. Трудно описать, с какою любовью, с каким усердием и каким воодушевлением пели богомольцы величание Святителю. Какой подъем молитвенного духа. «Святителю отче Питириму, исцели меня грешную рабу твою», - молится в простоте своего сердца слепая женщина, причем, усердно кланяется в землю. Её примеру следуют многие, низко кланяясь гробу Святителя и горячо прося помощи у угодника Божия в том или другом бедственном случае. Многие плачут от искреннего молитвенного умиления. На колокольне в это время начинается торжественный трезвон. Наконец, мощи святителя Питирима снова возвращаются через западные двери в собор, где немедленно начинается чтение Святого Евангелия. Всенощная отходит к двум часам ночи. На другой день после средней литургии мощи Святителя переносятся в верхний храм Кафедрального собора, где во время пения «Приидите поклонимся…» мощи ставятся на горнее место, где и пребывают до окончания литургии. Наконец окончилась поздняя литургия. На соборной колокольне и во всех городских церквах начинается торжественный трезвон. К мощам Святителя Питирима стали допускать больных, увечных, слепых и калек и вдруг потоками полились чудесные исцеления от мощей Святителя Питирима. И нужно было видеть и трудно описать живую радость исцелившихся, их глубокую веру, светлую веру в дивную помощь Святителя Питирима, совершающего столько чудесных исцелений по молитвам верующей души. Вот к гробу Святителя ведут беспокойную больную, или, как говорят «испорченную». Долго она обнаруживает сильное беспокойство, долго раздаются её крики, какие-то вопли. Потом это сменяется какими-то неясными молитвенными причитаниями. Больная долго, приникнув к гробнице, оставалась в таком положении. Слыша её крики, вопли и причитания, тяжело становилось на душе, временами даже, от её криков овладевал слышавшими сильный страх. Ясно только донеслись до слуха её слова: «Ой …. Отпусти … ой… тяжело». И вдруг от гробницы уходит уже успокоенная.  А вот слепец-мальчик подходит к гробу Святителя. Широко полагает на себя крестное знамение, усердно кланяется в землю, прикладывается к мощам Святителя с полной верой и надеждой на помощь и вдруг… мальчик на всю церковь кричит: «Деда, я вижу тебя». Затем мальчик от слишком переполненных чувств, неизъяснимого восторга, бежит один без помощи других через всю Соборную площадь. Около часовни-храма его берет священник на руки и идет с ним обратно в собор записать чудесное исцеление. Не могу, не в силах описать живую радость родителей и самого мальчика, скажу только, что я имел счастье видеть этого мальчика. Глаза его после исцеления, хотя кругом заложены туманной пеленой, но зато сам зрачок чист, и пелена вокруг него, как будто, только сейчас протерта. А вот, неподалеку от собора, вокруг двух исцеленных слепцов, стоит большая разноцветная толпа народа. Один из исцеленных слепцов - сухой, почти отживший старик, другой – внук его мальчик лет дести. На лицах у обоих написана неизъяснимая радость. Мальчик так и вертится от восторга. Один из интеллигентов неспешно грубым мужским голосом читает паспорт исцеленного. Кругом тишина. «Крестьянин Вологодской губернии Иван Ефимов (фамилии я не расслышал); особые приметы: слепой. А теперь, что видишь? Да, благодарение Господу, теперь стал все видеть» широко крестился прозревший слепец. «Это, что?», - подают прозревшему зеленый иссохший лист. – Лист, отвечает он. Толпа зашевелилась. На лицах у всех появляется восторг и искренняя неподдельная радость за прозревшего. Замелькали крестные знамения, зашептались слова молитвы. «Господа, давайте все поблагодарим Господа!», - предлагает в религиозном экстазе молодой интеллигент, пропоем, что знаем». Затем интеллигент начинает «Не умолчим никогда». За ним все дружно подхватывают, и к престолу Всевышнего летят самые искренние горячие благодарственные молитвы за чудесное исцеление. Затем эта религиозная демонстрация под предводительством того же интеллигента направляется к собору, где за общий счет служится благодарственный молебен. Всесильный Боже! Неужели и до сих пор, когда воочию лицом к лицу приходится видеть чудесные исцеления от мощей Твоих угодников, найдутся такие люди, что осмелятся отрицать Бога и чудесные исцеления, происходящие от мощей святых угодников. Да теперь, именно теперь приходится убеждаться, что не ради каких-то ученых целей отрицают чудесные исцеления, а ради шарлатанства, да эксплуатирования религиозного невежества публики, промелькнуло у меня в голове. А на душе стало так радостно, так легко, что хотелось бы от избытка сердца сейчас же крикнуть на весь крещенный мир, на всю вселенную, громким-прегромким голосом: «Вот перед вами бывший слепец! Напрасно он искал помощи у самых лучших медицинских светил. Еще вчера, он как мытарь стоял у входа в храм, проливая искренние слезы покаяния и прося помощи у Святителя Питирима. И вот достаточно только одного слова покаяния, искреннего глубокого вздоха перед мощами Святителя и слепец прозрел. Идите теперь все и прославьте поскорее Господа, ниспосылающего нам чудесные исцеления, как древле евреям манну в пустыне». А торжественный пасхальный звон гудит, волнами расстилается в этой светлой синеве чистого прозрачного воздуха и льет оттуда с горней высоты в душу радость и счастье, и наполняет её неизъяснимым восторгом. Дня через четыре ко гробу Святителя приложатся почти все богомольцы и обратно отправятся в путь, домой, раздадут внучкам, племянникам и всем родным на память  от Святителя иконочки, крестики, книжечки, и снова погрузятся в обычную житейскую суету. Но память о Святителе долго-долго будет жить среди них. До самой смерти будут рассказывать и стар и млад, и все те, которые удостоились побывать «у открытия» о чудесных исцелениях по молитвам Святителя Питирима. И не раз скажут сердечное спасибо нашему ревностному Архипастырю, положившему столько явных и тайных сил на это дело. И. Кротков».32

Менее эмоционально, но более детально описывает торжественные дни корреспондент газеты «Тамбовский край».

«Первый день. 25 июля – первый день торжеств прославления Святителя Питирима. Открываются они заупокойною литургиею, с поминовением Благочестивейших Государей и Государынь с Иоанна и Петра Алексеевичей до Александра III включительно, Святейшего Патриарха Иоакима, совершавшего хиротонию Святителя Питирима во епископа, родителей Святителя и всех почивших епископов тамбовских. Литургия совершена в нижнем храме кафедрального собора, где почивает Святитель, епископом Козловским Зиновием. Им же произнесено и слово, посвященное памяти Святителя. В 6 часов вечера в обоих храмах кафедрального собора, на Соборной площади во временной церкви, у колодца Святителя Питирима и во всех приходских храмах совершены заупокойные всенощные бдения по парастасу, с поминовением на ектениях епископа Питирима. В верхнем соборном храме Богослужение совершал епископ Гомельский Варлаам, в нижнем – архиепископ Кирилл и на Соборной площади – епископ Козловский Зиновий. Во время всенощных бдений, перед пением непорочных, было прочитано сказание о жизни и чудесах Святителя Питирима. Богослужение в нижнем соборном храме закончилось в 12 ½ часов ночи. Народа немного. Преобладает деревенский люд, преимущественно женщины. То и дело встречаются запасные, призванные на действительную службу. Готовясь на войну, они служат панихиды у гробницы Тамбовского чудотворца, испрашивая благословения и заступничества его в предстоящем им ратном деле. Все берут с собою из колодца Святителя воду. Смотришь на лица запасных и невольно поражаешься удивительным спокойствием, каким они светятся. Как-то не верится, что это – люди, которым скоро придется смотреть в глаза смерти. Так смотрят герои, свято сознающие свой долг перед Царем и Родиной и правоту дела, которому они призваны служить!... Редко кто из воинов проходит мимо убогих и разслабленных, жалобно просящих милостыню, не положив им ту или другую монету. Даются они ими и на постройку храмов сборщикам. И даются с благоговением, от чистого сердца. Из таких-то монет, главным образом, и «Вырастают храмы Божии по лицу земли родной…». Много встречается и на Соборной площади, и по дороге к колодцу, и вокруг последнего убогих и разслабленных. Здесь – и калеки, и слепые, и другие изуродованные физически. На некоторых без ужаса нельзя и смотреть. И все на разные лады молят о помощи, о внимании к их убожеству, поют, плачут… Вот толпа окружила слепца – нищего. Она внимательно следит за быстро бегающими по выпуклым буквам евангелия пальцам слепца,  читающего Слово Божие. – Подайте, православные калеке, - так и звучит в ушах. Глядя на калек, как-то забываешь собственные боли, собственное горе; такими маленькими они представляются, в сравнении с горем других. Вот у кого нужно учится смирению и покорности воле Божией!... На каждом углу попадаются книгоноши, продающие иконки, крестики и жития святых. Но торговля их идет не бойко: мало народа. Лавки торгуют также слабо. Таковы впечатления от первого дня торжеств.

Второй день. Пришедшие на торжества богомольцы разместились по всем концам города. Встречаешь их на всех улицах. С раннего утра все стягиваются к кафедральному собору, в котором первая литургия совершается в 5 часов утра. В 6 часов утра раздается благовест к ранней литургии во всех городских церквах. В 7 часов совершается средняя литургия в верхнем соборном храме и в Крестовой церкви архиерейского дома. За каждой литургией следуют панихиды по Святителе Питириме и говорятся поучения. В 9 часов начинается служение поздней литургии в кафедральном соборе и во всех приходских храмах. В нижнем соборном храме литургию совершает Высокопреосвященный Кирилл. Храм переполнен молящимися. Литургия совершается и во временной церкви на Соборной площади. У часовни над колодцем Святителя Питирима беспрерывно служатся панихиды. Вечером, в 6 часов, снова совершены везде всенощные бдения. Народ прибывает, но, в общем, как и накануне, его пока мало. Замечается много духовных лиц, прибывавших из уездов. Полиция зорко следит за карманниками. Задержаны уже некоторые «гастролеры», явившиеся поживиться на счет паломников. Прибыл на торжества Высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Вчера он выезжал в г. Кирсанов, где похоронена мать его.33

Третий день. В воскресенье 27 июля, после поздней литургии, совершенной высокопреосвященным Кириллом в нижнем храме кафедрального собора, состоялись торжественный крестный ход в часовню над колодцем Святителя Питирима и освящение её и воды. Крестный ход в котором приняли участие прибывшие на торжества архиепископы, архимандриты и старейшее духовенство с хоругвями, принесенными в дар кафедральному собору, представлял величественную картину. По совершении чина освящения, окончившегося многолетием, крестный ход по берегу реки, а затем по Питиримовской улице возвратился в собор. На площади близ часовни и на Набережной, как на верху, так и внизу, стояли толпы народа, в общем, в несколько десятков тысяч. Порядок был образцовый. Закончилось Богослужение, но народ не только не расходился, но все прибывал. Над гробницею Святителя безумолчно совершались панихиды. В 4 часа соборным духовенством была совершена вечерня в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 5 часов раздается первый удар колокола в Казанском монастыре, призывающий ко всенощному бдению. Звон начинается и в других церквах. К кафедральному собору со всех концов города потянулись новые толпы народа. В 5 ½  часов началось служение всенощной в обоих соборных храмах на соборной площади и у колодца.  В нижнем храме Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Владимир в сослужении с архиепископом Кириллом, прибывшими на торжества епископами и архимандритами и старейшим местным духовенством. Поет хор из диаконов и псаломщиков. Пение мощное, стройное, старинного, времен Святителя Питирима «знаменного» распева, хватавшее за душу. В верхнем храме поют два хора архиерейский и Свято-Ольгинский, а на площади – все хоры городских церквей, соединившиеся в один общий. Внимание многотысячной толпы (собралось, думается не менее 50 тысяч) приковано к нижнему соборному храму. Здесь Богослужение идет в таком порядке. Перед началом всенощного бдения гроб с мощами Святителя, с благословения Владыки митрополита взносится на середину церкви и поставляется на особом приготовленном возвышении. По углам помещаются четыре возженные свечи, а по бокам становятся два диакона с рипидами и два диакона с трикирием и дикирием, и тотчас же начинается Богослужение в честь Смоленской иконы Божией Матери. Служба отличается редкой торжественностью. Начинается чтение кафизм. После первой из них епископ Черниговский Василий произносит слово. При начале полиелея (начало его  в верхнем храме, на площади и в приходских церквах должно было совпасть со временем полиелея в нижнем соборном храме) из алтаря царскими вратами выходят на средину храма митрополит, архиепископ, епископы, архимандриты и протоиереи. Все становятся перед гробом со Святыми Мощами и возжигают свечи. Одновременно зажигаются свечи и всеми молящимися, как в соборе, так и на площади. Особенно величественна картина на площади: везде толпы народа, и среди них, то тут, то там мелькают огоньки. Народ поместился на крышах всех прилегающих к площади зданий, на ограде, деревьях – всюду. И везде затеплились свечи. Легкий ветерок колышет пламя свечей. Настроение у всех глубоко религиозное. Внимание – самое напряженное. Все чутко прислушиваются к тому, что поется. «Хвалите Имя Господня» понеслось в воздухе. Многие опустились на колени. А в это время митрополит трижды кадит вокруг гроба со Святыми Мощами, после чего шесть старейших священнослужителей открывают крышку гроба. Последняя относится в алтарь и поставляется на горнем месте Никольского предела диаконами. Раздается долгожданнее всеми верующими тамбовцами пение величания: «Святитиле Отче Питириме моли Бога о нас»… Гроб со Святыми Мощами поднимается архимандритами и протоиереями и износится через западные двери наружу, где поставляется на особо  уготованные носилки. Выходит сонм духовенства во главе с Владыкою Митрополитом. Начинается крестный ход со Святыми Мощами вокруг собора. Впереди несут светильники, хоругви и Святые иконы. Гордо развиваются знамена Серафимовского союза русских людей и Галичского отдела союза русского народа с надписями: «С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся»; «За Веру, Царя и Отечество»… За Святыми иконами следуют певчие, все в одинакового цвета стихарях, и духовенство. Перед самым гробом с мощами несутся: келейная икона Святителя Питирима Девпетерувской Божией Матери и Тамбовская Чудотворная икона Богоматери – благословение Святителя г. Тамбову. Иконы осеняются рипидами, трикирием и дикирием. Архимандриты и протоиереи несут на раменах гроб со Святыми Мощами. За гробницею следуют преосвященные архиереи с митрополитом. За ними все местные власти во главе с начальником губернии. Пение величания Святителю сливается с торжественным звоном. Из толпы бросаются куски холста, полотенца, деньги, свечи. Все напрягают зрение, чтобы хотя издали увидеть Святые Мощи и поклониться им. Многие женщины молятся со слезами. У многих на руках больные дети. – «Батюшка Питирим исцели, помолись за нас», - слышится отовсюду. А в ответ на это несутся слова величания Новому Угоднику Божию и Молитвеннику за Русь православную. Крестный ход окончился. Гроб со Святыми Мощами вносится в церковь и поставляется на прежнем месте. Совершается чтение Святого Евангелия от Иоанна, зач. 35, а затем поклонение Святым Мощам священнослужащих и народа. В дальнейшем совершении всенощного бдения служба Святителю Питириму соединяется с Богородичною. Во 2-м часу ночи оканчивается Всенощная, но тут же особо назначенными  священниками начинается служение молебнов и идет беспрерывно всю ночь. А Богомольцы допускаются к лобызанию Святых Мощей. Доступ богомольцев к мощам прекращается только к 6 часам утра.

Четвертый день. Начало Богослужениям кладется в 3 часа утра, когда в нижнем соборном храме, в приделе Смоленской иконы Божией Матери совершается ранняя литургия  для причастников. Таковые же литургии в 5 часов утра совершаются во всех приходских храмах. В 6 часов утра начинается средняя литургия в Благовещенском алтаре нижнего соборного храма. Совершают её епископы Зиновий Козловский и Амвросий Михайловский, при участии монашествующего и белого духовенства. По отпусте литургии, при пении тропаря Святителю, гроб со Святыми Мощами переносится в верхний храм, где поставляется на особом возвышении. После сего священнослужащие, сотворив поклонение пред Св. Мощами, удаляются, а на Соборной колокольне начинается звон к поздней литургии. По первому удару соборного колокола начинается звон во всех городских церквах. Все близ расположенные улицы запружены народом. Толпы отовсюду двигаются к собору. Допускаются в собор и на площадь только лица, имеющие билеты. Но вся обширная Соборная площадь запружена уже народом, так как пришлые богомольцы, проведя всю ночь, не расходились. В 9 1/4 часов прибыли митрополит Владимир, архиепископ Кирилл, епископы Василий Черниговский, Димитрий Уральский и Варлаам Гомельский. Входят в храм все вместе. Сотворив входные молитвы, в мантиях, со славою они следуют на свои места и облачаются. Начинается служение Божественной литургии. Поет, как и накануне, хор из диаконов и псаломщиков. Одновременно совершается литургия и на Соборной площади. На малом входе с Евангелием, во время пения: «Приидите, поклонимся» архипастыри и старейшие служащие поднимают гроб со Святыми Мощами и на руках вносят его через царские врата в алтарь, где поставляют на горнем месте, лицом к престолу. Четыре иподиакона становятся с обеих сторон и, в продолжение всей литургии, держат над Святыми Мощами рипиды. После чтения Святого Евангелия владыка митрополит обратился к молящимся с глубоко прочувствованным словом. Евангелие читал протодиакон Исаакиевского собора, а Апостол – диакон Христовоздвиженского городского собора Стельмах. Окончилась литургия. Все духовенство во главе с митрополитом Владимиром входит в алтарь. Начинается молебен пред гробом со Святыми Мощами. При пении Тропаря Святителю гроб поднимается архимандритами и протоиереями на рамена и износится к западным дверям собора, где поставляется на носилки. Богослужение оканчивается в 2 часа дня. После сего гроб со Святыми Мощами вносится в нижний храм и поставляется на приготовленное место у южной стены. Архипастыри и все духовенство разоблачаются, а особо назначенные очередные священники начинают неумолчное совершение молебнов пред ракою Святителя. Народ допускается к лобызанию Святых Мощей. Во всех храмах совершается за сим целодневный звон.

В 7 часов вечера в верхнем соборном храме, на площади, у часовни и во всех городских церквах совершаются всенощные бдения в честь нового Угодника Божия Святителя Питирима. Народ опять занимает всю площадь. Часами стоят богомольцы, дожидаясь очереди приложиться к Святым Мощам.

Всю ночь открыты для молящихся двери храма. Гражданская власть в лице начальника губернии и чинов полиции также относится предупредительно ко всем паломникам и, насколько возможно, окружает их заботами. Как мы отмечали уже, прием паломников подготовлялся совершенно иной, со всеми удобствами, но события военного времени заставили администрацию изменить многое. Несмотря на это, должны сказать, что порядки на торжествах, в особенности 28 июля, не оставляли желать лучшего. Много распорядительности проявил полицмейстер К.Ю. Старынкевич.

Пятый день. 29 июля – последний день торжеств. Заканчиваются они шествием крестных ходов из всех приходских церквей по городу и освящением в кафедральном соборе нового придела во имя Святителя Питирима, после чего в этом приделе архиерейским служением была совершена Божественная литургия. Наибольший наплыв богомольцев, считая городских жителей, наблюдался 28-го числа. Думают,  что общее число их доходило до 80000 человек, а возможно, и более. Торжества оставили по себе самые светлые впечатления. Ал. Б-в».34

В дни торжеств прославления Святителя Питирима Высокопреосвященный Митрополит Санкт - Петербургский Владимир был осчастливлен следующей телеграммой Его Императорского Величества Государя Императора Николая II: «Тамбов. Высокопреосвященному Владимиру Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Сердечно благодарю Вас, Владыко, и всех помолившихся за меня у святых мощей угодника Божия Питирима. Николай». Телеграмма эта была получена в ответ на телеграфное приветствие, повергнутое к стопам Его Императорского Величества в 28 день июля всеми прибывшими на торжества Архипастырями, совместно с губернским предводителем дворянства и г-ном губернатором в следующих выражениях: «Благочестивейший Государь! Возблагодарив Господа Бога, дивного во Святых Своих и поставившего ныне нового молитвенника и защитника Святой Православной Руси, Архипастыри а Пастыри со всем служилым людом и множеством народа вознесли усердные молитвы Господу, да будет новоявленный Чудотворец, Святитель Питирим Твоим, Царь защитником и покровителем всегда, а наипаче в настоящие дни, особенно тяжёлые для Твоего Царского сердца, преисполненного любовью к миру и тишине и постоянным стремлением к водворению их не только в Державе Твоей, но и среди других народов и царств. Народ глубоко верит, Твоим, Царь, словам, сказанным пред Лицом Самого Господа, что Ты не ради суетной мирской славы призвал его с железом в руках и крестом в сердце на подвиг ратный, но во исполнение заповеди Христовой: «больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Поистине благочестивое сердце Твое, Царь, в руце Божией. «Не тако нечестивии, не тако». Не в первый раз им потрясать тихое и безмолвное житие народов и царств. Не в первый раз сеятелям смуты, обуреваемым сатанинской гордыней, повторять безумные мечты царя Вавилонского: «на небо взыду… поставлю престол мой яже к северу». Но веруем и надеемся скоро услышать на молитвы наши вожделенный для нас обидимых и страшный для врагов наших глас Господа: во ад снидеши, и во основания земли». Прославив Бога и напоенные духовной радостью сего светлого дня пред мощами Святителя Питирима, мы все усердно молим, да возрадует и возвеселит Угодник Божий Твоё Царственное сердце, да уврачует и утешит Он сердца и всех труждающихся и обременных в сию тяжкую годину искушения нашего дорогого Отечества. Воззри, Благочестивейший Государь, на духовное небо … на те звезды, кои обильно украсили его в Твоё царствование. Зажглась звезда над Черниговом, засияла над Саровом, метеором чистым прокатилась от Киева до Полоцка и стала над Кашиным, вспыхнула у Белгорода, светлой зарницей поднялась над Чудовым и ныне засветидась над церковью Тамбовскою. Да послужат сии звезды духовного неба, над Тобою, и при Тебе воссиявшие, верными для Тебя помощниками и путеводителями, и да помогут они Тебе, Верховному Кормчему, привести великий корабль Российский к тихому, и мирному и славному пристанищу. За молитвы Святителя Питирима веруем и надеемся, что, наказуя наказав нас вмале за грехи наши, Господь не предаст нас смерти, мы же будем иметь тверду и непрестанну память сего посещения, и да послужит оно к преспеянию Державы Твоей». Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Кирилл, Архиепископ Тамбовский и Шацкий. Василий Епископ Черниговский и Нежинский. Тихон, Епископ Уральский. Зиновий, Епископ Козловский. Амвросий, Епископ Михайловский. Варлаам, Епископ Гомельский. Губернский предводитель дворянства князь Николай Чолокаев. Тамбовский губернатор Александр Салтыков.35

7 декабря 1914 года  г. Тамбов посетили Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной. Вот, что Николай II записал в своем дневнике: «7-го декабря. Воскресенье. В 10 ч. прибыли в Тамбов. После встречи поехали в собор, знакомый мне по 1904 году. Владыко Кирилл отлично и скоро отслужил литургию. Приложились к мощам святителя Питирима36 и пошли к его колодцу. Заехали в военный лазарет и в поезд к завтраку. После завтрака посетили еще три лазарета и под конец заехали на полчаса к А.Н. Нарышкиной. Она нездорова и не могла выехать из дома. Уехали из Тамбова под отличным впечатлением всего виденного».

Составил прихожанин  Ильинского  храма г. Мичуринска Олег Сазонов.

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (24.06.2014)
Просмотров: 1077 | Теги: Святитель Питирим Тамбовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]