Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 13:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Пушкарская Николаевская церковь в г. Козлове.

Документы XVII века рассказывают, что на этом месте, где мы сейчас находимся, уже через несколько лет после основания города Козлова существовал деревянный однопрестольный храм во имя святителя Христова Николая Чудотворца, а вокруг него жили прихожане – жители Пушкарской слободы: пушкари, затинщики и воротники. К сожалению, документы XVII века о Козловских церквях встречаются крайне редко и мало изучены. Первое упоминание о Пушкарской церкви, датируется 16 сентября 1649 года, когда, по Царскому указу и по грамоте из Приказа Сыскных дел, стольник и воевода Василий Семенович Волынский в Козлове и на посаде Козлова, с соборными попами с Василием Афанасьевым и Ефимом Титовым, «по сыску и по скаске Козловских лутчих служилых людей, которые торгуют в лавках и всякими торговыми промыслы промышляют», пушкарей Васьки Чеботаря, Карпика Милицина, Ивашка Орлянкина, Ивашка Бороды да стрельца Гришки Пешкова составили списки торговцев и ремесленников.

При внимательном прочтении этого документа, можно заметить, что в описании мест, где жили посадские люди, встречаются земли Козловских церквей. В частности: «Климка Онаньин сын Лысой живет в Козлове на посаде на церковной земле чудотворца Николы в Пушкарской слободе, а торгует всяким товаром в лавке…, Ивашко Афанасьев сын Проскурак живет в Козлове на церковной земле чудотворца Николы в Пушкарской слободе, а торгует всяким товаром в лавке…, Перфилко Иванов сын Пашигорев живет в Козлове на посаде на церковной земле чудотворца Николы  в Пушкарской слободе, а торгует всяким товаром в лавке…, Васка Юрьев сын Горбунов живет в Козлове на церковной земле чудотворца Николы в Пушкарской  слободе, торгует москотельном товаром на полку».

 В 1657 году в Козлове в Пушкарской слободе находится, церковь святого Николы Чудотворца. «У той церкви поп Савва Федосеев, сказал: сын де у него Гришка с ним у церкви дьячок; а крестьян де и бобылей у него нет».

В документах датируемых 1676 годом, говорится уже о двухпрестольной церкви, имевшей название - Церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, другая церковь Николая Чудотворца в Пушкарской слободе. У той церкви двор попа Герасима, двор просфирницын. У той же церкви земли 20 чети в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на 40 копен, земля и луга великого государя жалованья, а иных никаких угодий поп Герасим сказал нет. В приходе к той церкви: 4 двора боярских, 43 двора пушкарских, 4 двора воротников, 18 дворов посадских людей, 18 дворов ямских охотников, 13 дворов бобыльских, и всего 102 двора. 

Все эти документы 17-го века относятся к церкви деревянной. Каменная же Пушкарская церковь была построена после окончания моровой язвы 1771 года, в которой жители города Козлова ясно увидели кару Божию, и оставшиеся в живых немедленно и единодушно решились принести Милосердому Господу благодарственную жертву в построении благолепных каменных храмов. Практически в одно время в Козлове было построено пять новых каменных церквей, в том числе и Пушкарская церковь.

Сведения о точном времени построения каменной Пушкарской церкви  противоречивы. Так магистр Георгий Хитров в своем известном труде – «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии», изданном в Тамбове в 1861 году, указывает, что все пять Козловских каменных церквей были построены к 1773 году. И описывает Пушкарскую церковь следующим образом: «Николаевская, по старинному названию Пушкарская, с двумя приделами. Священно-церковно-служителей один штат».  

В сборнике 1876 года упоминается церковь Пушкарская Николаевская каменная, построена тщанием прихожан в 1771 году, с  тремя  приделами: первый - во имя Святителя Тихона Задонского, второй - Благовещения  Пресвятые Богородицы и третий - Святителя Димитрия Ростовского. Вероятнее всего это опечатка, потому что в Клировой ведомости 1892 года и последующих лет записано: «церковь устроена в 1781 году. Зданием каменная (холодная), трапезная – теплая, с каменной колокольнею, крепка простены обнесены оградою с четырьмя по углам башнями и деревянною стеною. Престолов в церкви: пять, главный - во имя Святого Чудотворца Николая, с правой стороны во имя Святителя Григория Богослова и Святителя Алексия Митрополита Московского чудотворца, а с левой во имя Святителя Тихона Задонского Чудотворца, в приделе с правой стороны  – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, с левой стороны – в честь Святителя Димитрия Ростовского чудотворца». Это количество престолов сохранилось в Пушкарской церкви до времени её закрытия (1930 г.).

Как мы видим количество приделов Пушкарской церкви со временем увеличивается. Естественно это увеличение влекло за собой расширение, перестройку или же постройку вновь какой-либо части церковного здания. Всё это и происходило на протяжении долгого времени существования Пушкарской церкви. Поэтому говорить об авторстве, какого-либо одного архитектора крайне сложно. Скорее всего, это были губернские или епархиальные архитекторы разного времени, взявшие за основу столичный проект. Более точных документов по этому вопросу на сегодняшний день не найдено. Не известны сегодня документы, рассказывающие  об окончании строительства Пушкарской церкви или об её освящении. К сожалению, документы этого периода (конца 18-го века) в Тамбовском архиве находятся в крайне ветхом состоянии и для исследования не выдаются.  

И все же с некоторыми документами о Пушкарской церкви, найденными мною в Государственном архиве Тамбовской области, я вас сейчас познакомлю.  

В 30-годах 19-го века в Пушкарской церкви были произведены следующие изменения, а именно – были построены новая каменная колокольня, устроен придел и распространена трапеза.

12 февраля 1832 года в Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей, старосты церковного и прихожан о дозволении по приложенному плану и фасаду, устроить между церковью и колокольнею придел и распространить трапезу для вмещения в зимнее время народа, последовавшею Его Преосвященства резолюциею велено Консистории незамедля рассмотреть с выпискою законов и представить с мнением, и по оному выписку из законов». Приказали: «Как из справки видно, что города Козлова Пушкарской Николаевской церкви по прошению священно-церковно-служителей с прихожанами дозволено в 1828 году июля 21 дня вместо каменной колокольни, пришедшей в ветхость по приложенному при оной плану и фасаду выстроить новую каменную колокольню, которая уже в 1830 году и приведена строением к окончанию, … то на основании пунктов Указа Святейшего Синода дозволить города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителям с прихожанами пристроить при означенной церкви распространить трапезу для удобнейшего вмещения народа при Священнослужении в зимнее время на пожертвованную на сей предмет сумму, почему составленный план за подписанием Архитектора на пристройку оной трапезы по утверждению Его Преосвященства обще с фасадом препроводить в Козловское духовное правление при указе для отдачи просителям с распискою, а между тем к Губернскому Архитектору отнестись с тем, чтобы он согласно 3-му пункту Указа Святейшего Синода имел строгое в точной сообразности с планом и фасадом за производством пристройки к трапезе смотрению, и с сего журнала копию представить Его Преосвященству».

25 августа 1832 года в Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт города Козлова благочинного иерея Михаила Архангельского с приложением свидетельства, учиненного каменной колокольне, состоящей при Пушкарской Николаевской церкви, по которому оказалась во всей твердости и прочности, а потому и могут быть подняты на нее колокола и повешены на устроенные прочные перекладины, причем и дело. Приказали: «Как из представленного при сем репорте свидетельства видно, что города Козлова благочинный иерей Михаил Архангельский обще с тамошним господином Городничим вновь выстроенную в 1830 году при Пушкарской Николаевской церкви, каменную колокольню свидетельствовали, и по свидетельству оказалось, что оная во всей твердости и прочности находится, и даже малейших щелин в ней нигде не примечено и все в ней железные связи, равно и деревянные перекладины вверху для колоколов положены очень прочные, притом же колокола, имеющие быть на оной повешены, не тяжеловесны так, что все вообще составляют весу только около двухсот пудов, которые без всякого повреждения для колокольни и опасности могут быть на нее подняты и повешены; то посему означенной Николаевской церкви священно-церковно-служителям дозволить на вновь выстроенную колокольню поднять колокола и повесить на оную, о чем для объявления оным священно-церковно-служителям, Козловскому Духовному правлению предписать указом, и с сего журнала копию представить Его Преосвященству».

13 января 1838 года в Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт благочинного города Козлова священника Сторожевской церкви Алексея Иванова о том, что прихожане Пушкарской Николаевской церкви донесли ему, что они слили для своей церкви колокол в 300 пудов.

26 апреля 1838 года благочинный рапортовал в Тамбовскую Духовную Консисторию об освидетельствовании им колокола, повешенного на колокольню Пушкарской церкви.

23 апреля 1841 года в Тамбовской Духовной Консистории слушали прошение города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей, старосты церковного и прихожан о дозволении им по присланному ими плану устроить вокруг означенной церкви каменным зданием ограду с четырьмя по углам флигелями.

Пушкарская церковь благоукрашалась за счет жертвователей как снаружи, так и изнутри. 6 февраля 1846 года Тамбовской Духовной Консистории слушали рапорт Благочинного города Козлова Сторожевской Николаевской церкви протоиерея Алексея Новоспасского от 31 января за № 25, при котором он представил доношение от священно-церковно-служителей того же города Николаевской церкви, в коем они прописали, что прихожанин их церкви купец Степан Степанович Смагин пожертвовал в приходскую их церковь: 1), серебряную ризу с позлащенным венцом к образу Святителя Димитрия Ростовского; 2), на престол настоящей церкви серебряный весь вызлащенный Ковчег весом 16 фунтов 25 золотников и 3), на престол, что в приделе Святителя Димитрия Ростовского серебряный же Ковчег весом в 9 фунтов 58 золотников, и вместе с ним просит убедительно, если будет угодно Епархиальному начальству, медный ковчег значущийся по церковной описи по № 4 предоставить в церковь Липецкого уезда села Яблоновца. Следует заметить, что вышеупомянутый Степан Степанович Смагин прослужил в должности церковного старосты около 24 лет (8 сроков по 3 года).

Из документов Тамбовской Духовной Консистории от 12 мая 1853 года узнаем, что «Согласно прошению города Козлова Пушкарской Николаевской церкви священно-церковно-служителей и церковного старосты, на означенной их церкви поврежденную бурею крышу разрешено починить, худые места на трапезной крыше переменить, стены побелить, штукатурку на колокольне поправить, и крышу, как на настоящей, так и на трапезе и колокольне окрасить дозволить, на доброхотную жертвованную сумму, не касаясь церковной кошельковой суммы».

Из документов Тамбовской Духовной Консистории от 22 мая 1864 года узнаем, что «2-й гильдии купцу Ивану Петровичу Сизову за похвальные действия в пользу своей приходской церкви, как проходящему должность церковного старосты с 1860 года, т.е. 2-е трехлетие, но сделавшему значительные пожертвования для распространения и украшения приходской церкви, простирающиеся на сумму более 20000 рублей серебром, была объявлена Архипастырская признательность и благословение со внесением пожертвованной им суммы денег в список для донесения Святейшему Синоду».

Следует отметить, что такая же сумма (20000 руб.) примерно в то же время, была пожертвована Коллежским асессором Иваном Терентьевичем Козловским на строительство Козловской Николаевской богадельни.

В 1865 году 9 мая, в день так называемого большого Козловского пожара, Пушкарский храм сохранился невредимым среди бушующего моря огня. Тогда же прихожанами было возбуждено ходатайство об установлении в этот день особого молебствия, с совершением крестного хода вокруг храма в этот день ежегодно. Этот крестный ход совершался как минимум до 1925 года.

Хочется отметить что, 30 сентября 1866 года от лица Его Преосвященства Феодoсия II (Шаповаленко), епископа Тамбовского и Шацкого,  было сделано представление в Святейший Синод о награждении церковного старосты купца Ивана Петровича Сизова золотой медалью для ношения на шее на Анненской ленте, за спасение церкви от сгорения во время бывшего в городе Козлове пожара и за значительные его пожертвования в пользу церкви.

Итак, начало 20-го века. Козловская газета писала: «В Пушкарской города Козлова церкви в воскресенье 29 сентября 1902 года, в 8 ½ часов утра, перед поздней литургией, имело быть совершено освящение новых придельных иконостасов – одного во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы и другого во имя Димитрия Митрополита Ростовского». Приделы были освящены Благочинным Козловского градского округа протоиереем Алексеем Лебедевым».

Вот какое впечатление произвела Пушкарская церковь на Преосвященнейшего Иннокентия (Беляева) Епископа Тамбовского и Шацкого, посетившего Пушкарскую церковь 30 августа 1903 года: «Пушкарская церковь, красивая снаружи, внутри производит приятное впечатление своим простором, обилием света, чистотой и изяществом иконостаса.

История Пушкарской церкви в первые годы Советской власти мало чем отличается от истории сотен тысяч российских церквей. 31 декабря 1917 года (13 января 1918 г.) был опубликован проект Декрета СНК о свободе совести, церковных и религиозных обществах. 20 января (2 февраля) 1918 года Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви был принят и спустя три дня вновь опубликован, уже как официальный документ. По нему церковь отделялась от государства, что выражалось в полной отмене всех привилегий по религиозному принципу, отказе от религиозных обрядов как официальных церемоний, отмене религиозной присяги, полной секуляризации актов гражданского состояния, приравнивании всех религиозных обществ к «частным обществам и союзам» и отказе от всякой их поддержки со стороны государства. Гражданам предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно исполнять религиозные обряды, не посягая на общественный порядок, права других граждан и Советской Республики. Никто не мог по религиозным убеждениям освобождаться от гражданских обязанностей, допускалась лишь замена одной обязанности другой. Школа отделялась от церкви. В учебных заведениях любого типа, где преподавались общеобразовательные предметы, запрещалось преподавание религиозных вероучений. Разрешалось обучаться и обучать религии лишь «частным образом». Согласно статьям 12 и 13 Декрета, церковные и религиозные общества лишались прав юридического лица и права владеть собственностью. Все их имущества объявлялись «народным достоянием». Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдавались религиозным обществам в «бесплатное пользование» по решению местных или центральных властей.

31 января 1919 года граждане (города Козлова) имеющие в нем свое местожительство, заключили настоящий договор с (Козловским) Советом Рабочих и Крестьянских Депутатов, в лице его полномочного представителя (Гражданина Ивлиева) в том, что сего (31) числа (января) месяца 19(19) года приняли от (Козловского) Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов в бессрочное бесплатное пользование находящуюся (на Никольской ул. и Пушкарской ул. Пушкарскую Николаевскую церковь) с богослужебными предметами по особой, нами заверенной своими подписями, описи.

Зачитаю несколько пунктов этого договора: 1) Мы, нижеподписавшиеся граждане, обязуемся беречь переданное нам народное достояние и пользоваться им исключительно соответственно его назначению, принимая на себя всю ответственность за целость и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению и иных обязанностей.

4) Мы обязуемся из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма и находящихся в нем предметов как то: по ремонту, отоплению, страхованию, охранению, по оплате долгов, налогов, местных обложений и т. п.

Как мы видим всё бремя содержания здания церкви легло на плечи верующих. К договору прилагалась Опись имущества принадлежащего Пушкарской Николаевской церкви города Козлова, составленная 31 октября 1918 г. № 57.

 «Церковь зданием каменная, крыта железом, одноглавая, с колокольней. Имеется трое дверей, по 14 окон с северной и южной стороны, пять окон с восточной; кроме сего - пять окон на паперти и в сторожке. При ней каменная ограда с чугунным верхом (решетки)…

В пятипрестольной церкви соответственно было 5 иконостасов.

...15. Иконостас в главном алтаре: Св. икон – 6, в металлических ризах неизвестного качества, Св. икон – 36, на дереве живописные образы.

16. Иконостас в правом приделе: Св. икон - 24, на дереве живописные образы.

17. Иконостас в левом приделе: Св. икон – 23, на дереве живописные образы.

18. Иконостас в трапезной церкви: Св. икон – 4, в ризах неизвестного качества. Св. икон – 19, на дереве живописные образы.

19. Иконостас в трапезной (левой): Св. икон – 5, в ризах неизвестного качества, Св. икон -18, на дереве живописные образы…

35. Колокола: большой - 312 пуд, средний - 200 пуд, набатный - 60 пуд, малых – 4, медные.

Из протокола  заседания Президиума Козловского Городского Совета от 19 сентября 1929 года узнаем, что при Пушкарской церкви находились две часовни. На этом заседании слушалось заявление граждан, проживающих в 45 и 47 кварталах о разборке двух часовен, находящихся в  ограде Пушкарской церкви, с заключением Адмотдела о необходимости сноса часовен, как являющихся притоном преступного мира. Постановлено: «Предложить Горко указанные часовни разобрать».

В 1930 году Пушкарская церковь была закрыта. Об этом мы узнаем из Протокола № 48 заседания Президиума Козловского Окружного Исполнительного Комитета от 24 мая 1930 года. Слушали: 14. О закрытии церквей в городе Козлове: Собора, Пушкарской, Сторожевской и Старо-Кладбищенской. Постановили: учитывая решения общего собрания граждан, а равно ходатайство отдельных организаций с постановлением Горсовета о закрытии Собора, Пушкарской, Сторожевской и Старо-Кладбищенской, согласиться и просить Облисполком утвердить постановление Козловского Горсовета от 5 марта сего года (протокол № 66) и здания церквей использовать под культурные нужды трудящихся города.

В 1935 году здание Пушкарской церкви было передано вузу им. Мичурина. Согласно постановлению Президиума Мичуринского горсовета от 11 апреля 1935 года, в котором говорилось, «учитывая, что Пушкарская и Сторожевская церкви в течение нескольких лет, с согласия группы верующих не используются для религиозных надобностей, а временно пользуются, как складские помещения, причем со стороны верующих претензий на использование этих молитвенных зданий для религиозных целей не поступало, и наоборот, вследствие распада религиозных объединений церквей Сторожевской и Пушкарской, верующие этих религиозных объединений совместно с верующими религиозного объединения Ильинской церкви объединились в одно и возбудили ходатайство перед Горсоветом о представлении им в совместное пользование Ильинской церкви, что и было удовлетворено в 1934 году, после чего никаких претензий со стороны верующих Пушкарской и Сторожевской церквей об использовании их для религиозных надобностей также не поступало. Наряду с этим учитывая ходатайство плодово-ягодного института имени Мичурина о передаче ему Пушкарской церкви, как расположенное рядом с ВУЗом для использования в связи с расширением кафедры механизации для учебных целей, а также имея ввиду, что имеющийся в Мичуринске историко-краеведческий музей не имеет соответствующего здания и находится в этом отношении в очень неблагоприятных условиях, в результате чего музей наполовину свернут – на основании статей 34 и 36 постановлений ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. «О религиозных объединениях»,  а также части I статьи 52 инструкции «О порядке проведения в жизнь законодательства о культах» возбудить ходатайство перед Облисполкомом о закрытии Сторожевской и Пушкарской церквей с использованием первой – для размещения музея и второй - для научных целей ВУЗа имени И.В. Мичурина».

В 1938 году в перечне плана мероприятий благоустройства города Мичуринска, в связи с проведением 4-й годовщины смерти И.В. Мичурина и приезда делегации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, состоящего из 30 пунктов, под номером 16 читаем следующее: «Снять купола и разобрать колокольни следующих церквей: а) Пушкарской, занятой вузом. Ответственный директор вуза т. Мишин. Срок к 1 июня.

Однако, колокольня Пушкарской церкви простояла, как минимум, до 1945 года. В своей докладной записке на имя Зав. Горкомхозом, техник Воронкова объясняла, что при осмотре помещения колокольни при бывшей Пушкарской церкви на предмет её разборки обнаружено следующее: разборку стен необходимо вести с высоты 23 метра от земли. Помещение колокольни не имеет внутренней лестницы и поэтому для разборки требуются:

1) внутренняя приставная лестница на высоту 28 метр; 2) переставные внутренние подмости на всю площадь, занимаемую колокольней; 3) наружные желоба для спуска кирпича; 4) минимум 20 человек рабочих

Без всего этого устройства разборку колокольни произвести невозможно. 20 апреля 1945 г.

Описание Пушкарской церкви начала ХХ века, с точки зрения знатока архитекторы выглядит примерно так: «Основной объём храма — крупный двухсветный четверик с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и высокой четырехъярусной колокольней со шпилем; перекрыт четырехскатной крышей с небольшим барабаном и луковичной главой».

В Мичуринском краеведческом музее сохранились эскизы фасадов Пушкарской церкви, выполненные городским архитектором Н.Н. Пряхиным, а также план 1-го этажа и подвала из документов Бюро Технической Инвентаризации 30-х годов ХХ века. На плане указаны размеры внутренних помещений храма. 1) Алтарь площадь 138, 84 м2; 2) Храм  площадь 307, 43 м2; 3) Храм площадь 152, 3 м2; 4) Притвор площадью 41,72 м2; 5) С левой стороны комната площадью 10,5 м; 6) С правой стороны комната площадью 12,47 м2. Под церковью располагался подвал площадью 93,96 м2.

Кроме того, Н.Н. Пряхин оставил следующую заметку о Пушкарской церкви: «Церковь своеобразная по архитектуре решена в классических формах, имела прекрасные пропорции отдельных элементов, часы, отбивавшие время. Со стороны главного фасада имелось два служебных домика, решенных в тех же архитектурных формах. Ограждение участка состояло из чугунных секций художественного литья. Все погибло в послевоенные годы, остался только главный неф, обезглавленный и изуродованный ремонтами и переделками. Он приспособлен под спортзал института имени И.В. Мичурина. 

Последний архивный документ, с которым я хотел вас сегодня познакомить, это Протокол № 29 заседания Исполкома Мичуринского Городского совета депутатов трудящихся 30 сентября 1960 г. , на котором слушался вопрос об утверждении акта государственной комиссии приемки 3-х этажного здания корпуса механизации Плодоовощного института им. И.В. Мичурина по ул. Красноармейской на территории института им. И.В. Мичурина.

Было принято решение: Представленный акт государственной комиссии от 28 сентября 1960 года приемки 3-х этажного здания корпуса механизации Плодоовощного института им. И.В. Мичурина по ул. Красноармейской на территории института им. И.В. Мичурина с полезной площадью 1766 м2 – утвердить.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (19.02.2016)
Просмотров: 1086 | Комментарии: 1 | Теги: Пушкарская Николаевская церковь в г | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 galex555  
0
спасибо, с интересом узнал, что краеведческий музей одно время находился в Сторожевской церкви. 
Было бы интересно увидеть и чертежи

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]