Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 17:48
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Торжества прославления и открытия мощей Угодника Божия и Чудотворца Святителя Питирима епископа Тамбовского в г. Тамбове 25-29 июля 1914 год

В августе 2014 года исполняется 100 лет со времени прославления святителя Питирима, второго епископа Тамбовского и Козловского. Это юбилейное событие должно стать большим праздником, значимым событием для Тамбовской области и для всей страны. В них примут участие многочисленные гости. Приглашение получил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «В наше время восстановления традиционных ценностей большую роль играет пример героев, выдающихся личностей, которые являются воплощением народного идеала. Возрождение образа народных героев - это важный фундамент единения народа, формирования высоких нравственных принципов, ориентиров для молодежи. В этом (1914) году будут открыты памятники Вернадскому, Ушакову, святителю Питириму», - сказал губернатор Тамбовской области О.И. Бетин, выступая с отчетом о проделанной работе и полученных результатах в 1913 году. Укреплению этих традиций, по его мнению, будет способствовать и принятие областного закона «О дне Тамбовских святых».

Местом погребения Святителя Питирима и молитвенного поклонения его мощам стал Спасо - Преображенский собор г. Тамбова.  Вот, что писал в 1861 году профессор семинарии Петр Преображенский, составивший одно из первых жизнеописаний Святителя: «В тиши  и неизвестности стараются вообще пребывать праведные, но слава благочестивых их подвигов и чистой святой жизни, против их воли,  далеко распространяется между людьми, и любовь и уважение к ним повсюду им сопутствуют.  Со смертью праведных приобретенная благочестием слава не умолкает, но еще более растет среди людей, и многие, не знавшие их при жизни, начинают почитать и славить их по смерти. Начинают сменяться роды, являются новые, совершенно чуждые опочившим праведникам поколения, забывается среди их старое, но слава праведников не умолкает по-прежнему, и новые роды также чтут и уважают опочивших, как чтили и уважали их вполне их знавшие современники. Таковой благословенной и поистине высокой славы пред очами нашими, как бы в доказательство непреложной истины, сподобил Господь незабвенного, достоуважаемого Архипастыря Тамбовской церкви, Преосвященнейшего Питирима. Вот уже более  полутора столетия прошло, как отошёл из этого мира Святитель Божий, прошел уже не один род после его смерти, давно умолкли и предания того времени, но имя праведника Божия не только не умерло в отдаленных его потомках, но так свежо в их памяти, как бы он продолжает еще жить и действовать среди них. В настоящее время благочестивые сыны Тамбовской церкви не меньшею, если только не большею, любовью и не меньшим уважением преисполнены к опочившему архипастырю, какими пользовался он при жизни от вполне уважавших и любивших его современников. Со дня смерти Святителя и доселе неумолкаемо совершались и совершаются панихиды при гробе его благочестивыми чтителями светлой его памяти. Соборный храм, где опочивают мощи Святителя Божия, несмотря на довольно далекое его расстояние от жилищ города, во всякое время, даже в простые дни, а тем более во дни праздничные, в достаточном количестве, наполняется благочестивыми молитвенниками,  приходящими нарочито помолиться при гробе Святителя и отслужить панихиду за упокой его души.

И не одни жители Тамбова преисполнены таким усердием к опочившему, - из самых отдаленных мест Тамбовской епархии, даже из чужих, особенно соседственных епархий, тем более из мест, близких к Тамбову, нарочито, многие даже пешком, предпринимают путешествие в Тамбов, единственно, с благочестивою целью помолиться при гробе уважаемого и любимого Святителя, и отслужить одну или несколько панихид об упокоении души его в селениях праведных. Особенно, два раза в году бывает значительно стечение народа при гробе Святителя: в день Вознесения Господня и в день его кончины: 28 июля.

Из разных уездов Тамбовской епархии, верст за 100, 150 и более, целыми тысячами стекаются благочестивые богомольцы ко дню Вознесения Господня, - к престольному празднику в девичьем монастыре, основанном Преосвященным Питиримом и, начиная со вторника до дня Вознесения включительно, с раннего утра до поздней ночи, наполняют собор и служат панихиды по Святителе Божием, при гробе его. Еще торжественнее и величественнее бывает собрание в день памяти Святителя 28 июля. Посторонних богомольцев, не из жителей Тамбова, бывает на этот день не много, но зато жители Тамбова считают себе за первый священный долг побывать в этот день в соборе за всенощною и за раннею или позднею литургиею и отстоять панихиду за упокой души Преосвященнейшего Питирима. Несмотря на вместительность собора, особенно за позднею литургиею, стечение народа бывает так велико, что верхний и нижний храм, паперти, крыльцо и лестницы с нижнего в верхний этаж набиваются битком, и за всем тем недостает места для богомольцев. Благочестивое усердие ревнителей памяти Святителя Божия учредило благочестивый обычай в этот день устроять скромную трапезу для нищенствующей братии. Являются особые благочестивые  жертвователи, которые тайно, скрывая свои имена, дают церковному старосте средства на угощение нищих в память  Преосвященного Питирима. Любовь и уважение к благочестивому архипастырю простираются и на храм, которому он положил основание и в котором опочил после многотрудной, благочестивой жизни. Посещая нередко этот храм для совершения поминовения души Святителя при самом его гробе, многие из особого к нему усердия делают разные пожертвования на пользу храма, смотря по его нуждам, и заботятся о благоукрашении его. Этому-то усердию к памяти угодника Божия соборный храм обязан по преимуществу тем благолепием, которым превышает он все, самые богатые храмы г. Тамбова …».1

С конца XVIII века на гробнице Святителя в Спасо-Преображенском соборе начали совершаться чудеса исцелений. В 1832 году по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Арсения (Москвина) в соборе появилась особая книга под названием «Описание чудес святителя Питирима, второго епископа Тамбовского», куда духовенство записывало чудеса, совершавшиеся у гроба.2

В первой части книги, которая охватывает период с 1832 по 1867 годы, собраны сведения о 148 чудесах. О некоторых из них рассказывает книга Н. Молчанова «Жизнеописание святителя Питирима епископа Тамбовского» изданная в Тамбове в 1914 году: «Память Святителя Питирима в Тамбове и других окрестных городах чтится, как память святого и чудотворца. К такому уважению к памяти святителя были побуждением благодатные исцеления, полученные по вере в чудодейственную силу его мощей.

Особенное прославление Святителя Питирима совпадает со временем открытия мощей бывшего его друга, святителя Воронежского Митрофана, и относится к 1832 году. С этого времени при Тамбовском кафедральном соборе была заведена книга для записи благодатных исцелений, бывших при его гробнице. В настоящее время число чудес по записям простирается до 200, или даже более. А сколько чудес осталось незаписанных?!.. Из записанных чудес заслуживают особенного внимания те чудесные исцеления, которые засвидетельствованы, сверх обычной записи в соборную книгу чудес, вещественными памятниками благодарности к святителю. Мы позволим себе привести здесь сведения только о тех чудесах от Святителя Питирима, о которых  засвидетельствовано в печати.

Помещица М.М. Бибикова, имевшая земельные владения в губерниях: Курской, Нижегородской и Орловской, от сильной постоянной скорби, вследствие кончины горячо любимого ею мужа, подверглась сильному удару, от которого лишилась совершенно употребления ног. После всех врачебных  пособий, не получив никакого облегчения в болезни, Бибикова обратилась с молитвою к Богу, прося Его небесной помощи. С этою целью долго путешествовала она по святым местам, при гробах св. угодников Божиих, прося их всесильного за себя ходатайства пред Богом; была, между прочим, в Воронеже и с теплою молитвою обращалась к угоднику Божию Св. Митрофану, прося его о помощи. Вняв молитве больной, святитель Божий Митрофан явился ей в сонном видении и утешил её, сказав, что она должна получить исцеление, но не от него, а от непрославленных мощей угодника Божия Питирима, почивающего в Тамбове, в соборном храме. Не знавши доселе Тамбовского угодника, Бибикова, после чудного во сне откровения, с полною верою во святителя Питирима, как могущего исцелить её отправилась немедленно в Тамбов, в июне 1843 года, и, по прибытии, явилась в собор. На руках вынесли больную из экипажа её служители и посадив затем недвижимую на особо устроенный стул, вместе со стулом внесли её во храм. Сидя на стуле и будучи поддерживаема со всех сторон прислугою, Бибикова, после литургии отслужила молебен чудотворной Казанской иконе Божией Матери, и панихиду по Преосвященнейшем Питириме. Из собора Бибикова возвратилась еще недвижимая; но, по прибытии в дом, когда только стала пить чай, вдруг почувствовала в ногах какое-то движение и вслед затем, ощутив в себе способность к хождению и вместе расположение к этому, приказала прислуге поводить ее по комнате. Походивши немного, при помощи других, она стала ходить затем одна. После того Бибикова, прибывши в собор на другой день, сама уже вышла из экипажа и стояла литургию, молебен Божией Матери и панихиду по Святителе Питириме, присаживаясь только по временам немного, в продолжение довольно долгого служения. Вскоре Бибикова сделалась совершенно здоровою. Проникнутая вполне благоговением к Святителю Питириму, как к истинному угоднику Божию, в благодарность за полученное исцеление Бибикова хотела устроить над гробницею святителя великолепный балдахин, как над истинным прославленным угодником, но преосвященный Николай не позволил ей этого. Вследствие этого Бибикова, не оставляя своего усердия, положила по крайней мере устроить на гробницу медную высеребренную доску с чеканным (выпуклым) изображением святителя и вместе с тем пожертвовала на гробницу бархатное с серебряными кистями покрывало. Во все время, пока была делаема по заказу доска, дней десять исцелившаяся ездила в собор к богослужению и каждый раз служила панихиды по Святителе Питириме, принося ему полное искреннее благодарение за полученную от него помощь. Устроив все, что желала на первый раз сделать для угодника, по своему к нему усердию, Бибикова отправилась из Тамбова в Петербург, и оттуда выслала в собор 25 рублей на масло для лампады пред гробницею угодника и еще другое дорогое покрывало на гробницу. Через два года, по её наставлению, приезжали из Курска её родственники помолиться при гробе Преосвященнейшаго Питирима и отслужить панихиду за упокоение души его. Затем сама, посвятивши свою жизнь преимущественно на богомолье и путешествия по святым местам, а также и на благотворения бедным-неимущим, поставила себе за особый священный долг побывать в Тамбове и помолиться еще при гробе Святителя Питирима, от которого получила исцеление от своей болезни. В доказательство чудесного исцеления, полученного от Святителя Питирима Бибикова дала от себя священно-служителям Тамбовского кафедрального собора за собственноручным рукоприкладством письменное удостоверение в чудесном её исцелении в Тамбове при гробе Святителя Питирима, с подробным раскрытием её болезни и чудесного ей во сне откровения Воронежского святителя Митрофана.

Симбирский помещик, Н.А. Мотовилов, шесть лет был болен ногами, совершенно не владел ими и не мог ходить сам, но был носим другими на руках. По особому уважению к известному Саровскому старцу Серафиму, прославившемуся своим благочестием и прозорливостью, ездил нарочно в Саровскую пустынь побеседовать и принять совет от Серафима. Мотовилов просил о себе молитв Серафима и вместе благословения старца съездить в Воронеж, помолиться угоднику Божию Митрофану об избавлении от тяжкой болезни. Дивный прозорливец советовал Мотовилову прежде всего съездить в Тамбов и помолиться почивающему там в соборном храме угоднику Божию Питириму, предсказывая ему, что Господь исцелит его по молитвам этого угодника. Исполняя повеление поистине достойного уважения старца Серафима, Мотовилов с полною верою в святителя Питирима, как чудотворца-целителя, в скором времени отправился в Тамбов, в январе 1833 года, и, не доехав еще до Тамбова, получил облегчение от болезни. По приезде за тем в Тамбов, Мотовилов немедленно явился в собор, отстоял литургию и за тем отслужил молебен пред Казанской иконой Божией Матери и панихиду по Преосвященнейшем Питириме. Чтобы возблагодарить угодника за полученное по его молитвам исцеление, Мотовилов пожертвовал 150 рублей на отделку его портрета. Портрет этот, находящийся над гробницею Святителя Питирима, прежде был в простой позлащенной раме, а затем на деньги, пожертвованные Мотовиловым, он отделан в величественную золотую раму, украшенную богатою резьбою и поставлен за стекло. После своего исцеления, Мотовилов несколько раз приезжал в Тамбов собственно с целью помолиться при гробе исцелившего его угодника и отслужить панихиду за упокоение его души. Женившись через несколько времени, он поставил себе за первую обязанность вместе с женою явиться в Тамбов и принести благодарение святителю Божию, виновнику счастья обоих супругов.

Тамбовская помещица, С.Г. Соколова, в апреле 1834 года, видела во сне двух монахов, из коих один называл себя врачом, а другой предлагал этого врача Соколовой, для излечения будто бы больного её сына. Врач за исцеление его только требовал от Соколовой сшить ему рубашку. Так как сын её на самом деле был совершенно здоров, то Соколова оставила этот сон без всякого внимания. Через несколько времени, бывши в соборе, и после панихиды по Святителе Питириме прикладываясь к его гробнице, нечаянно взглянула на портрет его, стоявший перед гробницею. Поразительное сходство виденных ею двух монахов, с изображенными на нём (преподобным Прокопием и святителем Питиримом), напомнило ей сон; она догадалась, что это являлся во сне святитель и под именем рубашки внушал ей пожертвовать на гробницу покрывало. Давши обет исполнить это внушение, она, за разными недосугами, со дня на день откладывала исполнение своего обещания. Весною в том же году Соколова была у своих родных и бывший с нею полуторагодовалый сын в праздник святой Троицы заболел сильнейшею желтою горячкою – семь дней ребенок был без памяти, никакие лекарства не могли привести его в чувство. В 8-й день ребенок был при смерти. Тогда-то Соколова вполне поняла значение виденного ею сна и припомнила свое обещание. С теплою верою обратилась она за помощью к Святителю Питириму; в точности исполнила свой обет и, по молитвам угодника, Господь даровал больному чудесное исцеление.

Замечательно, что к Святителю Питириму с мольбою об исцелении от болезни прибегали нередко и иноверцы. Так жена Швейцарского гражданина, Софья Швицгибель, реформатского исповедания, живя в гувернантках у Тамбовского купца Ивана Козьмина Малина, 1 октября 1867 года, подверглась страшной и вместе непонятной болезни: в груди ощущалось что-то в роде клубка, который постоянно перекатывался и поднимался в груди выше и выше, наконец, дошел до горла и захватил дыхание; горло сильно опухло; пользовавший её доктор не мог оказать пособия, и больной угрожала смерть. Живя среди православных и от них слыша о чудесных исцелениях Святителя Питирима, больная попросила своих единоверцев, живших в Тамбове, сходить в собор и, отслужив там панихиду по Святителе Питириме, принести ей масла из его лампады. Когда все это было исполнено и больная, помазав горло принесенным маслом, выпила его немного, у неё немедленно открылась рвота, чего доктора, при всех своих усилиях, не могли добиться. После того больная погрузилась в глубокий сон; проспав около 6 часов, она встала здоровою. Чудо объявлено и было внесено в соборную запись вскоре после исцеления.

Что касается самого первого чуда, которым начинается целый ряд прославивших Святителя Питирима в местном и окрестном населении чудес, то оно было следующее. Отмечаем его здесь, с одной стороны, как самое первое, а с другой — как такое, истинность которого проверяема была и удостоверена собственноручною подписью бывшего епископа Тамбовского преосвященного Феофана.

В ноябре 1832 года Тамбовского уезда, села Борщевки, вдова поручика, Татьяна Ивановна Глебова, 57 лет от роду, во время занятия пряжею проколола веретеном ладонь правой руки почти насквозь, отчего последовало сильное воспаление и нестерпимая боль в руке; и не только рука, но и правый бок опухли. От сильной, необычайной боли Глебова не могла ни поднять руки, ни приводить в движение правого бока. Так как слух о святой и богоугодной жизни Преосвященнейшего Питирима, равно об усердии с молитвою прибегающих к нему многих благочестивых поклонников, распространился не только по Тамбовской, но и по другим даже, губерниям, то болящая, не чувствуя ни малейшей ослабы боли и не зная, что делать, с теплою верою и горячими слезами стала молить святителя Божия об утолении страшного и нестерпимого недуга. Болящая и заснула в таком молитвенном расположении духа. Проснувшись, к неизъяснимой радости, вдруг увидела над собою спасительное действие молитвы к угоднику Божию. Боль, как в руке, так и в боку совершенно прекратилась, приметно уменьшилась самая опухоль и больная свободно могла действовать рукою, как и правым боком; рана на ладони еще оставалась, но значительно также уменьшилась. В течение двух дней, без всяких врачебных пособий, пропала совершенно опухоль и зажила рана на ладони, и болящая, по милости угодника Божия Питирима, сделалась совершенно здоровою. На третий день по выздоровлении она поставила себе за первый долг принести благодарение угоднику Божию. Прибыла в Тамбов, отслужила в соборе молебен Казанской Божией Матери и панихиду по Преосвященнейшем Питириме. При этом с восторгом и со слезами от радости рассказывала всем в то время бывшим в соборном храме, как о своей болезни, так и о чудесном избавлении от неё молитвами святителя Божия Питирима и показывала ладонь, на которой заметны были признаки зажившей уже раны.3

На святой, православной Руси нет вообще недостатков в Божественных храмах, не только в городах, но в посадах и селениях, не редко очень малолюдных, мы видим повсюду Божественные храмы; мало того, не говорим о городах, в самых селениях, при многочисленности жителей, очень часто можно встретить не по одному, а по два и более храмов.

Построение храмов, составляющих первую, существенную необходимость православных христиан, представляется вообще делом самым обыкновенным; но и здесь часто нельзя бывает не видеть, особого чудного содействия Божественного промысла.

При всем расположении православных к храму Божию, при всем их желании иметь у себя особый храм, как часто не достает у них средств к сооружению и, что, кажется, еще важнее на Руси, как часто среди множества усердствующих к храму не отыскивается лиц, которые, при недостатке средств, могли бы отважиться принять на себя обязанность осуществить всеобщее желание. Есть желания, но дело стоит, пока Сам Господь не явит своего чудного Божественного содействия. Десятки и более лет проходят часто без осуществления святого желания; во многих, даже самых усердных ревнителях начинает уже погасать спасительная ревность, теряется и самое сознание необходимости совершения святого дела, большая часть забывает и думать наконец о храме. И вдруг, сверх всякого чаяния, по особой милости Божией, являются и достойные деятели, отыскиваются и средства, храм Божий сооружается по благословению и воле Всевышнего. Иногда еще нагляднее открывается чудное содействие Божественного промысла. Сооружаются храмы там, где, по-видимому, не ощущается в них особенной нужды, где потому никто и не думает видеть его. Открываются вдруг, неожиданно, побуждающие к тому обстоятельства, или является какое-нибудь усердствующее лице, которому приходить в голову благая мысль совершить во славу Божию благое дело, открываются притом и достаточные средства к совершению не совсем легкого дела. — Так, и в обыкновенном деле, при обычном ходе событий, можно видеть особенное, чудесное. Но не так сооружен был храм в селе Петровском Тамбовской губернии Борисоглебского уезда, о чем мы думаем собственно рассказать; здесь и побуждение к начатию и совершению дела и весь ход его были особенно чудесные. Для нас, словесных овец Богохранимой паствы Тамбовской, проникнутых истинною любовью и полным сердечным благоговением к незабвенному нашему архипастырю святителю Питириму, в этом чудном сооружении храма особенно дорого то, что святитель Божий является небесным вестником Божественной воли, возбуждающим к совершению благого дела, наставником и руководителем в успешном его окончании. Владелец села Петровского, князь К-н, получив оное по наследству от покойного своего родителя, при самом начале вступления своего во владение, так как сам жил вдали от имения, состоя на службе в Москве, счел долгом хотя на короткое время посетить свою вотчину, посмотреть на ведущийся там порядок в хозяйств, на положение поступивших под его отеческий покров крестьян и соответственно усмотренным потребностям сделать нужные распоряжения. При самом благочестивом настроении духа князь К-н в кратковременный отпуск его от службы, за множеством предстоявших ему в деревне хлопот, не легко мог придти к сознанию необходимости сооружения храма в своем имении; по крайней мере, предпринимая поездку в имение, он не думал о храме; но Господу угодно было устроить так, чтобы кратковременное посещение им вотчины ознаменовалось прежде всего и главным образом сооружением тут приличного храма. В последних числах декабря 1834 года, прибывши в свою деревню в 10 часов вечера, князь К-н, не смотря на усталость и позднюю пору, при свидании со встретившим его бурмистром предварительно расспросил его о всех необходимых предметах, касающихся сельского хозяйства. Отпустивши затем бурмистра, расположился отдохнуть в старом запустелом господском доме. От усталости князь К-н скоро погрузился в крепкий, глубокий сон и по некотором отдыхе, через два или три часа, пробужден был чудным, необычайным сном. Перед ним, в сонном видении предстал в черном одеянии монах, который указывая правою рукою в сторону, говорил ему внятно и протяжно: «ты должен непременно на этом самом месте (на которое указывал) соорудить храм Божий во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за каковую жертву как ты сам, так и твое семейство до конца вашей жизни будете находиться под непосредственным Ея покровительством». Сказавши эти слова, чудный посетитель быстро и незаметно скрылся из глаз К-на. Сон был так явствен и необычаен, так сильно подействовал на князя, что, пробудившись в тоже время, он был объят неизъяснимым страхом. Под влиянием отразившегося живо в памяти видения и под влиянием объявшего его страха он вскочил немедленно с постели и живо бросился в передние комнаты, зовя прислугу и требуя себе немедленно огня. Прислуги на то время не было в доме; пользуясь отдыхом своего господина, она разошлась спокойно по деревне для свидания с родными. Таким образом, не докликавшись никого, князь выбежал поспешно на крыльцо дома и, тут нашедши караульного, приказал ему немедленно принести огня и позвать бурмистра. Принявши видение за прямое вразумление Божие, князь не думал отлагать благого дела до другого времени, но положил сейчас же приступить к его исполнению. Как скоро явился бурмистр, рассказавши ему подробно свое видение, К-н приказал ему немедленно заготовить три тройки и с рассветом отправить троих расторопных людей по разным направлениям для распознания, нет ли где в окрестности продажной упраздненной деревянной церкви. Чудесно возрожденное желание было так сильно, что князь не чаял дождаться возвращения своих посланных. К неизъяснимой его радости, один из посланных возвратился, наконец, перед сумерками того дня с приятным известием, что в 15 верстах, в селе Сухманке окончена постройка каменной церкви, а бывшая прежде деревянная упразднена и назначена к продаже. Желая, как можно скорее привести в исполнение данное неизвестным посетителем во сне приказание, К-н, не теряя ни мало времени, приказал заложить дорожный экипаж, чтобы скорее ехать в город Тамбов, отстоящий от села Петровского в 90 верстах, и, повидавшись там с бывшим в то время Тамбовским архипастырем, впоследствии митрополитом Киевским, Арсением, хорошо ему известным, испросить у него архипастырского совета и наставления. Через полчаса князь был уже в дороге. Приехав в Тамбов и имея в виду одно главное намерение, он отправился ко владыке и раскрыл ему обстоятельно как чудное видение, так и свое непременное желание соорудить святый храм, по повелению небесного посланника; сказал при этом, что он отыскал уже и храм готовый, который думает перевезти к себе. С особенным вниманием выслушавши рассказ К-на, преосвященный Арсений взял его за руку и предложил следовать за собою в его молельную, где по стенам развешаны были разные живописные портреты в монашеских и других одеяниях. Помолчав немного, преосвященный, обратясь к К-ну, изъявил ему свое желание, чтобы он со всем вниманием всмотрелся в черты висевших по стенам монашеских изображений и посмотрел бы, не найдется ли в числе этих изображений лика, имеющего сходство с чертами виденного им во сне монаха. По желанию преосвященного, вглядываясь с полным вниманием в портреты, князь невольно остановил свои глаза перед одним портретом, имевшим полное сходство с лицом являвшегося ему во сне монаха и, сверив тщательно все черты лица изображаемого на портрете с чертами чудного своего посетителя, обратился к преосвященному и, указавши ему на портрет, сказал что это самый верный образ его таинственного посетителя. В ответ на слова князя преосвященный Арсений, осенив его крестным знамением и благословив, сказал: «виденный вами ночью монах есть никто другой, как бывший прежде Тамбовский архиерей, Питирим, который в настоящее время совершает много чудес, а потому с особым удовольствием приемлю на себя обязанность быть вашим руководителем и помощником в приведении в исполнение благого вашего намерения». Затем преосвященный дополнил: «но я советую вам оставить мысль покупать готовую деревянную церковь и заняться с усердием сооружением прочного каменного здания, не щадя потребного на это капитала, имея в виду получить невидимую помощь от благочестивого и мудрого вам предрекателя, бывшего архипастыря Тамбовского, Питирима. Что касается до разного рода мастеровых; потребных на это дело, то я пришлю вам самых лучших и известных мне по своему искусству и честности людей, и сам берусь отчасти наблюдать за ними». После таких внимательных и успокоительных предложений со стороны преосвященного, К-н счел долгом, выразить перед ним искреннюю и глубочайшую свою признательность. Но так как для отпуска князя оставалось срока не более одной недели и по занимаемой им должности старшего адъютанта не возможно было просрочить, то, объявив обо всем этом преосвященному, просил его, если уже он по своему добродушию принял на себя обязанность содействовать ему в предпринятом им деле, не теряя времени, сделать все нужные, зависящие от него распоряжения к получению надлежащего разрешения Святейшего Правительствующего Синода на сооружение нового храма и учреждение в его, К-на, имении штатного прихода. По выслушании просьбы князя, преосвященный потребовал к себе немедленно своего письмоводителя и приказал ему тотчас же составить прошение со слов князя и переписать оное. Как скоро изготовлено было прошение и подано преосвященному, он тут же положил на нем резолюцию: «выдать указ ведомственному благочинному произвести согласно этому прошению формальное следствие, и дело представить в консисторию». Затемъ, обратясь к князю, советовал ему для выиграния времени вместе с этим указом ехать из Тамбова прямо к благочинному, на чье имя будет дан указ. При помощи Божией, дела по церкви производились с необычною поспешностью и, несмотря на то, что в духовной консистории дни были неприсутственные, по случаю Рождества Христова, в тот же день к вечеру доставлен был К-ну указ на имя благочинного села Бурнака, отстоящего от имения князя в 25 верстах. Не теряя минуты времени, К-н немедленно отправился с указом в путь и к свету был уже в доме благочинного. По просьбе его, благочинный тотчас же разослал от себя с нарочными бумаги к тем лицам, которым надлежало быть при следствии, и предписал им к утру на другой день явиться непременно в село Петровское, а сам вместе с князем отправился к нему в деревню. К 10 часам утра явились приглашенные на следствие, и к вечеру, вся формальность производства дела была покончена и составилось полное следственное дело. Взявши дело от благочинного и простившись со следователями, К-н снова отправился в Тамбов и явился вместе с делом к преосвященному, который дивился немало, как скоро князь покончил такое сложное дело и в столь короткое время успел уже возвратиться к нему. В тоже время преосвященный сказал К-ну, что необходимо еще представить план с фасадом предполагаемой постройки церкви, без чего нельзя представить в Синод следственного дела. Услышав новое требование со стороны преосвященного, К-н с грустью возвратился в гостиницу, где остановился, и сильно скорбел о том, что нашлись еще новые препятствия, замедляющие ход дела. В ужасном раздумье велел он позвать к себе хозяина гостиницы и спросил у него, не знает ли он какого архитектора, который бы мог составить план церкви? Гостинник сказал в ответ князю, что нынешнюю ночь прибыль к нему в гостиницу из Моршанска отличный архитектор и остановился против его, князя, номера. Обрадовался К-н, услышав таковой ответ гостинника; в ту же минуту отправился к архитектору и объяснил ему свою нужду. Архитектор вполне обрадовал князя, сказавши, что у него есть готовый, излишний церковный план и, если только план этот понравится князю, то он с удовольствием готов уступить ему оный. К-н взял себе план и тотчас же отправился вместе с ним к преосвященному. Снова удивился владыка такому скорому возвращению князя вместе с готовым планом. На другой день к полному удовольствию К-на в консистории все было изготовлено к отправлению дела в Святейший Синод. Подрядчики, рекомендуемые преосвященным для построения храма, также были готовы; князь скоро покончил и с ними и успел сам закупить нужные для постройки материалы. Так, по чудному Божественному произволению, приехавши для осмотра своей деревни, князь К-н, ничего не думая и не предполагая, посвятил все кратковременное свое пребывание в деревне и вообще в Тамбове, главным образом, на сооружение святаго храма. Дело, начатое по особому Божественному указанию, шло с полным успехом, так что князь, приведши все к окончанию, спокойно поручил своему вотчинному бурмистру начать и производить постройку храма в свое время, а сам благовременно отправился к месту своего служения, куда боялся опоздать под опасением выговора и даже потери места, при строгости военной дисциплины и при множестве кандидатов, искавших его места. С наступлением лета, с месяца мая 1835 года зачалась постройка церкви. При обширности плана постройка не могла совершиться скоро, хотя шла и успѣшно. К ноябрю 1838 года храм, как со вне был отстроен, так и внутри был отделан окончательно и благоукрашен достойно. К этому времени прибыл в деревню сам князь К-н и в присутствии его последовало освящение храма, главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы, как повелел святитель Божий, Питирим, и придельного в честь Святой великомученицы Екатерины. С построением и освящением храма учредился приход и явился полный штат священно-церковно-служителей для всегдашнего возношения молитв ко престолу всевышнего. По воле и благословению Божию церковь в селе Петровском была совсем устроена и благоукрашена, но при ней не было устроено колокольни и не было ограды вокруг церкви. Служебные обязанности, не позволявшие К-ну отлучаться в деревню в летнее время, самое удобное для построек, отнимали у него самого возможность привести все к окончанию, а недостаток способных доверенных людей не дозволял ему поручить кому либо за себя довершение работы; потому целые двадцать лет церковь оставалась без колокольни и без ограды, как ни тяготился этим князь, всегда искренно желавший исполнить свой обет, к которому призвал его сам Промысл. Но и тут было не без особой воли Божией. Как видно, Господу угодно было вполне показать над храмом, созидаемым князем К-н, что дело тогда только может идти успешно, когда Он сам благоволить тому, иначе, при всем усердии, при всем старании человеческом оно никогда не подвинется вперед. Что Господь не оставил особого своего попечения о храме, чудесно Им воздвигнутом, показывает новое проявление Его особенного, чудного действия. В 1859 году K-н подал на Высочайшее имя прошение об увольнении его от службы по домашним обстоятельствам. Получивши увольнение, он оставил свое семейство в Москве и поспешил в свою деревню, в село Петровское, имея в виду довершить недоконченное здание. С жаром принялся он за постройку колокольни и ограды вокруг церкви; но недостаток кирпича, и начавшаяся непогода остановили его труды. По близости от имения князя нельзя было нигде достать кирпича, хотя бы за самую дорогую цену; необходимо было ехать в Тамбов, но дурной путь не позволял ему решиться на такую довольно дальнюю дорогу к крайнему обременению крестьян и самых лошадей. Колокольня была отделана, но каменная ограда кругом церкви долженствовала оставаться не доделанною до нового лета. Испытавши явно на себе персть Божий, К-н в прискорбии сердечном обратился с молитвою ко Всевышнему, прося Его всесильной помощи. После долгих молитвенных воззваний ко Господу о ниспослании ему Божественной помощи, часу во втором ночи он лег в постель. Не успев еще заснуть настоящим образом, К-н в полусне увидел вдруг перед собою явственно, того самого монаха, который являлся ему прежде и заставил устроить храм, в прежнем простом монашеском одеянии; чудесный посетитель вывел князя из затруднения и вполне утешил его, указав возможность довершить в скором времени недоконченную ограду: «позади твоего дома, – сказал князю явившийся святитель Питирим, – ты найдешь нужное тебе количество кирпича». После таких коротких слов святитель скрылся немедленно, как и в первое свое явление. Обрадованный князь вполне уверен был в верности сделанного ему указания, и потому, дождавшись с нетерпением утра, как только стало рассветать, взяв с собою четырех человек с железными лопатами, отправился на указанное место и заставил тут же при себе копать землю, — и что же увидел он к удивлению? - стопы цельного кирпича лежали там в избытке, о чем никто из сторожилов не знал, и потому никто не мог ему сказать. Найденного кирпича было так много, что с избытком осталось от достройки целой стороны каменной ограды около Святаго храма. Тут же закипела работа, ограда была окончена, и в то же лето для большего украшения храма К-н насадил во внутренности ограды разного рода деревья и устроил из них аллеи. Так чудесно приведено было к концу чудесно начатое построение храма! «Не следует ли такое необыкновенное событие отнести к ряду чудес и иметь к подобным событиям настоящую веру, как к событиям необычайным?» – спрашивает князь К-н в заключение своего рассказа о чудном ходе построения церкви в его вотчине, в селе Петровском. Не усомнимся ответить утвердительно на предложенный вопрос: следует, и вместе с верою при подобных событиях следует благодарить Бога за Его великие и незреченные к нам милости, которые в избытке являет Он нам грешным по молитвам Заступницы и святых угодников Божиих. 

Дорожа памятью высокочтимого Святителя паства Тамбовская постепенно украшала его гробницу и соборный храм, начатый им постройкою и служащий местом его упокоения. В 1876 году почитателями памяти Святителя пожелавшими остаться неизвестными была поставлена новая гробница с резьбою, покрытая серебряною доскою с эмалевыми украшениями.  В сентябре 1882 года над гробницей Святителя, усердием госпожи Панкевич был устроен величественный хрустальный балдахин на 8 колоннах.4

О праздновании дня памяти Святителя Питирима в 1892 году рассказывают Тамбовские Епархиальные Ведомости. «28 июля - день памяти Святителя Питирима, 2-го епископа Тамбовского, скончавшегося 28 июля 1698 года и почивающего в правом приделе Святителя Николая в кафедральном соборе, Преосвященным Иеронимом (Экземплярским) торжественно совершена в соборе Божественная Литургия, в сослужении почетного духовенства, в присутствии начальника (Тамбовской) губернии барона В.П. Рокасовского с супругою и массы молящихся. За литургиею сказано приличествующее слово священником Покровской г. Тамбова церкви А. Савостьяновым. Со дня кончины и доселе память Святителя Питирима благоговейно чтится не только по всей Тамбовской епархии, но и в соседних епархиях: не редко из отдаленных мест многие нарочито, иногда пешком, предпринимают путешествие единственно с благою целью помолиться при гробе уважаемого Святителя и отслужить панихиду об упокоении его души; особенно многолюдно бывает стечение народа в день его кончины: жители Тамбова считают за священный долг побывать в этот день в соборе за всенощным бдением и за раннею и позднею литургиями. Нынешний же год в этот день было необычайно большое стечение молящихся, по случаю приурочения к этому, глубоко чтимому населением, дню молебствия о сохранении жителей г. Тамбова от появившейся в пределах губернии холерной эпидемии. Перед молебствием в конце литургии Преосвященный Владыка Иероним обратился к предстоящим с кратким, живым словом, в котором наставительно и удобопонятно высказал, что при поступающих отовсюду неприятных и тревожных слухах о распространении холерной эпидемии, нужно поддерживать бодрость духа во-первых, верою и надеждою на милость Божию по ходатайству усердной заступницы нашей Пресвятой Богородицы со смиренною покорностью воле Божией, и во-вторых, полным доверием и вниманием к принятым начальством противохолерным и санитарным мерам.  По окончании Литургии, при участии всего городского духовенства, совершена панихида над ракою почившего святителя и потом на соборной площади молебствие о сохранении жителей города от смертоносной заразы. Обширная Соборная площадь переполнена была молящимися и представляла умилительную картину: видно, что еще силен православный русский народ духом веры и чувством благоговения к неисповедимым путям промысла Божия; с глубоким чувством смирения и благоговения выслушивал он коленопреклоненные молитвы, умоляющие милосердие Божие о помиловании и об отвращении праведного Своего гнева, с усердием и умилением молился пред Тамбовскою чудотворною иконою Божией Матери, прося её ходатайства и заступления. Эта тысячеустная сердечная молитва без сомнения, дойдет до престола милосердаго и милующаго Отца Небесного! По окончании молебствия, совершен крестный ход на колодезь, по преданию выкопанный святителем Питиримом, для водоосвящения, а затем было благословение и окропление скромной трапезы для бедных, устрояемой в этот день благочестивым усердием почитателей памяти святителя. Совершенные молебствия закончены произнесением обычных многолетий и преподанием архипастырского благословения святым крестом каждому присутствовавшему в храме».5

В 1898 году в городе Тамбове была торжественно отпразднована 200-летняя годовщина со дня кончины Святителя Питирима. Рассказ об этом событии помещен в Тамбовских Епархиальных Ведомостях. «28 июля текущего года Тамбовский кафедральный собор, а вместе с ним и вся Тамбовская паства молитвенно чествовали приснопамятного Святителя Питирима, второго епископа Тамбовской епархии, по случаю исполнившегося в сей день 200-летия со времени его блаженной кончины. Этот знаменательный день уже давно ожидаем был с великим благоговением по всем пределам Тамбовской епархии. Постепенные к нему приготовления начаты были еще в прошлом году, когда в феврале месяце соборное духовенство совместно с ктитором храма входили к Преосвященному епископу Тамбовскому Александру (Богданову) с особым прошением об исходатайствовании перед Святейшим Синодом для них разрешения на означенное юбилейное празднование, причем в прошении ими высказаны были некоторые предположения и относительно самых подробностей предстоящего торжества. Кроме благовременного представления в Святейший Синод на рассмотрение церемониала Богослужений этого дня, духовенство собора, между прочим, особенно озабочено было составлением ко дню юбилея подробного и достоверно обследованного жизнеописания святителя по сохранившимся в различных местах его жизни и деятельности документам, с восполнением уже имеющихся в распространении жизнеописаний, главным образом сведениями из Смоленских архивов о первоначальном его житии, для чего испрашивалось позволение организовать к осуществлению этих намерений особую комиссию из лиц сведущих, к участию в которой приглашаемы были и правление местной духовной семинарии и Богородично-Казанское братство. К сожалению, специальных и более или менее систематизированных сведений о жизни святителя, по справке путем официальных сношений епархиального начальства с различными архивными учреждениями, не было найдено ни в Московской Патриаршей библиотеке, ни в архиве Министерства Юстиции, что на Девичьем Поле, куда были переданы в свое время из Патриаршей библиотеки все «Ставленные дела» о епископах, ни в архиве Смоленской духовной консистории, где, по присланному оттуда извещению, все дела епархиальные, относящиеся к XVII столетию и хранившиеся в консисторском архиве, оказались в 1722 году истребленными пожаром; то же сообщено было и об архиве Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря. Уцелевшие же в различных архивах сведения, как обнаружено было впоследствии, носили на себе характер отрывочный, излагались совместно со сведениями по другим делам и вопросам и были вообще крайне разбросаны, вследствие чего собирание их и обследование сопряжены были с большим трудом и требовали над собою работы людей, свободных от других служебных занятий. Ввиду сего и мысль о составлении ко дню юбилея нового и более полного жизнеописания Святителя с течением времени была отложена с отменою проекта о составлении и самой комиссии. Вместо же сего, соборное духовенство озаботилось благовременным отпечатанием для раздачи в день юбилея народу краткой брошюры о Святителе Питириме ключаря кафедрального собора протоиерея Михаила Озерова в количестве 20000 экземпляров, а правлением семинарии предложено было преподавателю Ивану Знаменскому, взамен жизнеописания, составить для юбилейного акта речь. В дополнение к тому предпринято было ускорить для представления Святейшему Синоду, начатое уже по распоряжению епархиального начальства обследование чудес, совершившихся по благодатной помощи угодника Божия Питирима за самое позднейшее время, каковых чудес и было обследовано 12. По изготовлении и по рассмотрении в духовной консистории церемониала праздничных Богослужений, предположенных на день 200-летия кончины Святителя, 5 марта сего года от имени Преосвященнейшего Александра последовало о юбилейном праздновании в Святейший Синод представление с препровождением на благоусмотрение Правительствующего Синода и описание как вышеозначенных 12 чудес из позднейшего времени, так наиболее заверенных 6 чудес и из времени раннего.

18 мая 1898 года, к величайшему духовному утешению жителей Тамбовской страны, последовал указ Святейшего Синода за № 2546, коим разрешалось совершить юбилейное молитвенное чествование святителя Питирима по представлявшейся в Святейший Синод на рассмотрение программе. Немедленно же дано было знать о том по всей епархии циркулярно указами консистории, с препровождением при этом к каждой церкви по одному печатному экземпляру краткого жизнеописания Святителя Питирима и порядка предстоящего празднования. Таким образом вся Тамбовская паства приготовлена была благовременно к достойной и единомысленной встрече сего юбилейного дня, столь знаменательного в её церковно - исторической жизни. Будучи общим священным празднеством всей епархии, наибольшею торжественностью оно естественно отмечалось в кафедральном соборе. Всенощное бдение накануне юбилейного дня и Божественная литургия в самый день совершены были здесь Преосвященным Александром в сослужении старшего соборного духовенства и других лиц почетных, при соучастии в молитве гражданских властей и при большом стечении народа. Все церковные службы отправлены были в нижнем помещении собора, где около южной стены покоятся честные останки Святителя, и относительно порядка строго следовали программе, утвержденной Святейшим Синодом; на всенощном бдении перед полиелеем прочитан был Преосвященнейшим Александром акафист Божией Матери, которой в честь Её Смоленского образа совершено было и все праздничное Богослужение. Богомольцы, собравшиеся из самых различных пределов епархии и из окрестных епархий с целью почтить молитвенно память Святителя, в большом множестве наполняли собою не только самый собор, но заняли и вокруг его всю свободную площадь. В ожидании церковных служб некоторые оставались у собора на всю даже ночь, расположившись здесь на ночное отдохновение или в приготовленном для поминальной трапезы шатре, или же просто на голой земле в ограде собора и близ колокольни. Обновленный к тому времени  и с внешней, и с внутренней стороны кафедральный собор вполне отвечал праздничному настроению народа. Престолы всех трех алтарей храма, на которых 28 июля совершены были литургии, красиво были убраны зеленеющими лавровыми деревьями; украшена была цветущими гирляндами из лавровых ветвей и живыми цветами и гробница Святителя, как бы утопавшая в огне от множества горящих перед нею свечей и лампад. За поздней литургией Его Преосвященством было произнесено глубоко назидательное слово, выше напечатанное. Все церковное Богослужение при такой обстановке было трогательно, умилительно, но особенно с великим благоговением молящимися выслушаны были по 6-й песни канона заупокойная ектения и пение «Со святыми упокой» перед самою ракою чествуемого Святителя; также и исхождение священнослужащих из храма по обычаю древней церкви с иконами и хоругвями на литию, а равно крестный ход по литургии вокруг храма с пением молебных песнопений и крестный ход на колодезь, ископанный угодником Питиримом, для освящения воды, при участии всего городского и соседнего сельского духовенства в блестящей белого глазета ризнице, при тихой и ясной погоде и при торжественном церковном звоне, естественно должны были произвести на всех глубокое впечатление. Подъему религиозного воодушевления в народе между прочим способствовало и передававшееся среди его из уст в уста живое известие о полученном 27-го числа, после вечернего Богослужения при гробнице Святителя, знаменательного исцеления 16-летнего отрока. Известие это не умедлило на другой же день подтвердиться и письменным свидетельством родителя сего отрока, потомственного дворянина Нафанаила Николаевича Троцкого-Сенютович, который соборному причту сообщил следующее: «27-го сего июля я привез в собор сына своего Евгения 16-ти лет, болящего ревматизмом и не становившегося на ноги. Просидев вечерню у гробницы Святителя Питирима, на мое предложение провести его со служителем церковным приложиться к гробнице, он идти не мог, почему я на руках поднес его к гробнице, и сын мой, приложившись, почувствовал в себе силу и, спустившись с моих рук, встал, подошел сам вторично приложиться и поклониться в Бозе почившему Святителю Питириму и от гробницы сам пошел через всю церковь к выходу, стоял на паперти и почти сам, при небольшой моей помощи, сел на извозчика. Этот случай», - заканчивает свое сообщение родитель, «я и жена моя, здесь присутствовавшая, относим к милости Божией, явленной чрез Святителя Питирима». Описанное исцеление тем более является знаменательным, что по словесному сообщению родителя исцелившегося отрока, он не ходил уже целых три года, был на излечении в Московской клинике и здесь признан был безнадежно больным, почему и был выписан из клиники. Ясно само собою, что подобный случай не мог остаться без влияния на религиозное воодушевление народа, собравшегося почтить молитвенно память угодника Божия. По окончании церковных служб, торжество завершилось предложением народу в ограде собора поминальной трапезы, за которой постепенно группами накормлено было до 3000 бедных людей. В церкви за всеми службами и после них раздавалась народу бесплатно брошюра о жизни и подвигах Святителя Питирима, каковых жизнеописаний роздано было до 6000, и сверх того разослано их по приходским церквам свыше 1200 экземпляров и особо в уездные  города 4000 экземпляров. В послеобеденное время по приходским церквам устроены были внебогослужебные собеседования с сообщением народу главнейших сведений о жизни Святителя, а в зале духовной семинарии с 6 часов вечера памяти Его Посвящен был торжественный акт, сопровождавшийся прочтением особо для сего случая составленной преподавателем И.Знаменским речи. И кафедра лектора, и зал в передней его половине у иконы и у портретов Высочайших Особ искусно украшены были цветами и зеленью. По прибытии в зал Преосвященнейшего Владыки, собрание открылось пением священной песни «Днесь, благодать Святаго Духа нас собра», и затем приступлено было к чтению юбилейной речи. Оратор изобразив в начале своей речи высокое вообще значение для той или другой известной эпохи личностей, подобных Святителю Питириму, ибо в них, как в светлом фокусе, отображаются лучшие черты и духовные стремления целого общества того времени,  в дальнейшем её изложении, на основании сохранившихся из древности немногих сведений о Святителе, нарисовал перед слушателями его светлый нравственный образ и как первого устроителя Тамбовской епархии, и как высокого подвижника, и как мудрого духовного правителя на ниве Христовой. Из жития его извлечены были в заключение оратором и нравоучительные уроки для нашего времени, с обращением особенного внимания на то, что Святитель Питирим еще в юных летах своих получил доброе воспитание и от своих благочестивых родителей и в Вяземских школах, где совершилось первое книжное его обучение. Отсюда лектором для современного воспитания выводился урок о необходимости прививать к юношеству добрые навыки с самого раннего детства, еще в домах родителей, так как при этом лишь условии может дать благоприятные плоды и школьное обучение. Простота Святителя и его чистая христианская любовь, открывавшаяся особенно в его служебных отношениях к лицам,  ему подчиненным, выставлены были оратором как высокий идеал для современного нам общества, оскудевшего в христианской любви и часто руководящегося вместо того в своих взаимных отношениях холодным расчетом и эгоизмом.  Было выведено из жития Святителя много и других назидательных уроков, имеющих отношение к нашей современной нравственной жизни; но передача их, к сожалению, не может быть с удобством сделана в кратком слове. Речь произнесена в два приема, причем во время перерыва и по окончании её певчими архиерейского хора исполнены были два концерта: «Боже во Имя Твое спаси мя» и «Тебе Бога хвалим». После второго концерта Преосвященнейшим Александром прочитаны были собранию поступившие на его имя приветственные телеграммы: от Высокопреосвященнейшего Палладия Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского: «В настоящий день 200-летия блаженной кончины Святителя Божия Питирима, приветствую Ваше Преосвященство и Тамбовскую паству с сим торжеством. Призывая Божие Благословение приснопамятной пастве, присоединяю и свои усердные молитвы ко Всевышнему пред честными мощами великого Его угодника о благоденствии и спасении Тамбовской области», 2) от Архиепископа Тверского Димитрия: «Душою соприсутствую Тамбовскому Торжеству, молю Господа прославить чтимого Россиею Святителя» и 3) от находящегося в отпуске начальника Тамбовской губернии С.Д. Ржевского: «Сегодня, в высокоторжественный день празднования 200-летия памяти Святителя Питирима, мысленно пребывая с Вами в молитвах, я сожалею, что лишен возможности лично присутствовать на торжестве Богослужения. Испрашивая себе Вашего благословения, остаюсь покорнейший слуга Вашего Преосвященства Сергей Ржевский». Сверх того, в тот же день благочинный 4-го Липецкого округа протоиерей И. Серебряков телеграммой донес Преосвященнейшему Александру, что в память 200-летия со дня блаженной кончины Святителя Питирима, жители поселка Грязи решили соорудить при вновь строящемся у них храме церковно-приходскую школу, для чего была открыта добровольная подписка, давшая в один только день – 28 июля пожертвований 950 рублей. По прочтении телеграмм, Преосвященным Владыкою предложено было пропеть многолетие лицам, почтившим торжество своими приветствиями, что певчими и было тотчас же исполнено. Затем, пожелав всем слушателям как можно дольше хранить в себе только что нарисованный пред ними духовный образ Святителя Питирима, Преосвященный Владыка после пения «Достойно есть» и, преподавши всем архипастырское благословение, оставил собрание. Кроме Преосвященнейшего Александра, собрание почтили своим присутствием множество духовных и светских лиц разного звания. В тот же вечер и в Нарышкинской читальне священником кафедрального собора В. Стежинским  народу предложено было чтение о Святителе Питириме, с дополнительным от него сообщением о находящихся в кафедральном соборе древних иконах Божией Матери. На чтении было народа свыше 500 человек. Перед взором слушателей выставлен был на стене, украшенный зеленью, портрет Святителя Питирима, взятый на время из Общины Красного Креста. В перерывах чтения соборным хором исполнено было несколько умилительных священных песнопений. Церковным торжеством сопровождалось настоящее юбилейное празднование и в Трегуляеве монастыре, получившим свое основание от Святителя Питирима. По окончании Божественной литургии и панихиды об упокоении Святителя, здесь совершен был крестный ход сначала для освящения воды на колодезь, устроенный некогда трудами самого Святителя, и затем для совершения молебствия – к так называемому кресту, к месту, которое прежде других избрано было Святителем для основания монастыря, но потом оставлено по дальности от него воды. Ко дню юбилея часовня над колодезем приведена настоятелем монастыря в замечательное по своему искусству благоукрашение. Церковное торжество в большом множестве привлекло к себе живущих вблизи монастыря горожан-дачников.6

Православное население Тамбовского края, многократно испытавшее на себе благодеющую руку Божию по молитвенному предстательству Святителя Питирима, горячо желало зреть его в лике прославленных угодников Божиих.  Не раз это желание от лица паствы высказывалось Тамбовскими архипастырями и другими Божиими служителями алтаря Господня. Во время празднования 200-летие со дня блаженной кончины Святителя Питирима, из Твери бывший ректор Тамбовской семинарии архиепископ Димитрий Самбикин в своей телеграмме между прочим писал: «Молю Господа прославить чтимого святителя». Иерей Божий, священник А.Н-ский, в поучении своем на праздновании 200-летия со дня кончины Святителя Питирима говорил: «Сердце всех многочисленных почитателей памяти Святителя Питирима непреодолимо влечет нас ко гробу его… Оно хочет верить и верует, что много потрудившийся в земной жизни Святитель Питирим душою своею на небесах живет с праведниками, от века угодившим Богу… И вот, такая твердая вера в предстательство Святителя, возникшая ещё со дня смерти его, переходит из рода в род целых 200 лет, сохранилась до нашего времени и теперь возрастает… Эта твердая вера в благочестие Святителя Питирима, с славным почитанием его памяти, этот единодушный всеобщий глас народа не сеть ли Глас Божий?».7

Особенно усилилось внимание к памяти Святителя Питирима при епископе Тамбовском и Шацком Высокопреосвященном Кирилле (Смирнове). Из епархиальной хроники: «Согласно постановления Тамбовской городской думы от 25 октября 1911 года, присоединившейся к ходатайству многочисленных жителей города Тамбова о прославлении первосвятителя Тамбовской епархии – епископа Питирима, святое дело это, успех которого всецело зависит от соизволения Всевышнего, начато молитвою пред гробницею в Бозе почивающего Святителя, непрестанного, в сознании народном, ходатая и предстателя пред Богом за Тамбовский край, Преосвященнейший Владыка Кирилл совершил во вторник, 1 ноября, в кафедральном соборе, под сводами которого в Бозе почивает Святитель Питирим, заупокойную по нем Божественную литургию и затем панихиду у его гробницы».8

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (09.06.2014)
Просмотров: 936 | Теги: Святитель Питирим Тамбовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]