продолжение
С 20 мая 1661 г.– 7 января 1662 г. – в Козлове два воеводы - Лихаревы Иван Петрович и Василий Никитич.
1664-1666 гг. – в Козлове воевода Иван Андреевич Вельяминов.
В 1666 году при воеводе Иване Андреевиче Вельяминове людей в Козлове: «детей боярских в городовой службе – 1961 человек, отставных детей же боярских – 154 чл., а в том числе конных – 1226 чл., пеших – 789 чл. в городовой же службе: поместных атаманов конных – 149 чл., сторожевых казаков конных – 59. Донской и Заворонежской слободы черкас – 56, в том числе конных 38, пеших – 18. Полковых казаков конных – 215. Стрельцов пеших – 190. Пушкарей и затинщиков, и воротников, и казенных кузнецов – 49. Драгунов – 170. Ямщиков – 4. Посадских людей – 40 человек. Всего Козловцев всех чинов - 3452 человека».
1666-1668 гг. - в Козлове воевода Андрей Федорович Щепотев.
В 1667 году - царь Алексей Михайлович прислал в Козловский Троицкий монастырь святыню, принесенную ему из Афона: перст от гроба Господня, части мощей Апостолов Андрея, Тита, Архидиакона Стефана, мучеников Феодора Тирона, Георгия, Иакова Персиянина, Киприана, Пантелеймона, Меркурия, Акепсимы, Феодора Стратилата, Лукиана, Равноапостольного царя Константина, Онуфрия Великого, Иоанна Милостивого, Михаила Малеина, Феодора Сикеота, Иоанна Новгородского, Александра Свирского, мучениц Варвары и Феодосии.
В 1668 году в Козлов был прислан на постой полк под командованием Франца Ульфа. В его состав входили козловцы - копейщики и рейтары, собранные со всего Белгородского полка.
1669-1671 гг. в Козлове воевода Степан Иванович Хрущов.
В 1670 году - Игумен Козловского Троицкого монастыря Кирилл, испросил благословение у Преосвященного Иллариона, Митрополита Рязанского, на сооружение каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.
17 ноября 1670 году - под Челнавским острожком, за речкою Челновою произошел бой воеводы Степана Хрущева с восставшими под воровскими казаками: «и Танбова города и Танбовского уезду и Лысогорскова острошку с изменники был у меня, бой с полудни до ночи. И на том бою воровские казаки изменники отбили 2 пушки. Да на том же бою козловцы служилые люди взяли двух мужиков Танбовского уезду села Вихляйки, да Лысогорского острошку козаков».
В 1672 году – В Козловском Троицком монастыре освящена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нижнем этаже Успенской церкви по благословению Митрополита Илариона от 9 февраля был устроен придел во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия.
В 1672 году на место Степана Ивановича Хрущова воеводой назначен Афанасий Устинович Хрущов. Степан же Хрущов был отправлен воеводой в Нежин, но выезжать из Козлова не спешил, и тогда из Москвы был назначен разрядный подьячий Иван Большой Матвеев для проводов Степана Хрущова до Нежина. Афанасий Хрущов тоже не торопился в Козлов и поэтому город принимал уже от стрелецкого головы Семена Шмакова, временно ведавшего городом после отъезда воеводы Степана Хрущова.
В 1673 году - Игумен Козловского Троицкого монастыря Кирилл испросил у Рязанского Митрополита Илариона благословенную грамоту на построение новой каменной церкви во имя Живоначальной Троицы. Однако церковь в то время построена не была.
В августе 1673 года в Козлов, вместо Афанасия Хрущова, назначен воеводой стольник Еремей Афанасьевич Пашков.
При воеводе Еремее Афанасьевиче Пашкове: «А в Козловском уезде во всех станах по осмотру 182 (1674-75) году, Козловцев дворян и детей боярских верстаных и неверстаных 3501 двор. «А из тех дворов Козловцов дворяни детей боярских верстанных и неверстаных в городовой службе 2988 человек. И в том числе конных 1916 человек; с государевым ружьем, с корабинами и с мушкетами и с пищальми и с рогатины 1805 человек. Да в городовой службе поместных атаманов и атаманских детей боярских 153 человека. И в том числе конных 151 человек; с пищальми и с рогатины государевыми 115 человек. Сторожевой слободы. Козаков и детей боярских 60 человек. И в том числе конных 57 человек; с государевым ружьем 34 человека. Козловских полковых козаков 222 человека. С государевыми пищальми 137 человек. Козловских стрельцов пеших с пищальми государевыми 180 человек. Козловских пушкарей и затинщиков и воротников и казенных кузнецов пеших 50 человек. Всего в Козлове Козловцов дворян и детей боярских верстанных и неверстаных, и поместных атаманов, и сторожевых, и полковых козаков, и черкас, и стрельцов, и пушкарей, и Бельского городка и Челнавского острогу стрельцов же и козаков, и всяких служилых людей 4663 человека. А из тех дворов Козловцов дворян и детей боярских верстанных и неверстаных и всяких чинов служилых людей в Белгородском полку в строях: в полковой службе 13 человек, в копейщиках 127 человек, в рейтарах 1009 человек, в солдатах 456 человек, да у рейтар и у солдат в начальных людях 10 человек, в донских казаках 2 человека. Всего в Белгородском полку Козловцов в полковых строях 1618 человек. Да в Козлове служат по валу и по Козловской черте в городовой службе 4150 человек. И в том числе по смотру конных на добрых лошадях 325 человек. На худых лошадях конных же 1929 человек. А пеших 1896 человек. С государевыми с пищальми и с корабинами и с мушкетами и с рогатинами 2653 человека. Да у них же у Козловцов Белгородской и городовой службы у всех у детей боярских и у всяких чинов служилых людей в домах их детей и братьев и сродников и сосед и захребетников, которые лет по 15 и по 20 и больше 3382 человека. Да Козловцов же детей боярских и всяких чинов служилых и жилецких людей за старостию и за дряхлостию от государевы службы отставленных 358 человек. В Козлове же прежнего прошлого 166 (1658) году и последнего 175 (1667) году выбору ямщиков 10 человек. А государева жалованья дают им по 20 рублев на год человеку. А те деньги по указу великого государя сбирают с Козловцов с детей боярских и со всяких чинов служилых людей. А для ямские гоньбы велено ямщиком держать по три мерина человеку, итого 30 лошадей. А у ямщиков у 10 человек в домах их детей и братьев и сродников и половинщиков, которые лет по 15 и по 20 и больше 23 человека. В Козлове же в приказной избе в подьячих. В Козлове же на площади пишут площадных дьячков 16 человек. Козловцы же городовой службы дети боярские и всяких чинов служилые люди служат в Козлове городовую службу, стоят от приходу воинских людей на сторожах в городе Козлове и в Бельском и в Челнавском городках на стойках, и у проезжих ворот на караулах, и по валу, и по земляным и деревянным крепостям, на 54 верстах на 758 саженях в 51 башни и те земляные и деревянные крепости починивают и вал подделывают…, да и в городах на вестях, и у дел в головах и в целовальниках, и во всей городовой службе, кроме уездных розсылок, безпрестанно переменяяся, на указных местах без вестей по 852 человека. Да в посылках, в Козловском уезде для высылки ратных людей и для всяких государевых дел бывает человек по 50, а в иное время бывает послано человек по 100 и больше 100 человек. А достовается им стоять на сторожах конным третья и четвертая неделя, а пешим в третей и в четвертой день. А по вестям Козловцы дети боярские и всяких чинов служилые люди городовой службы на тех на всех крепостях в 51 башни и в городе и в городках стоят на сторожах вдвое. А по большим вестям, по которым чает приходу воинских людей, стоят они все на сторожах все безпрестанно».
В августе 1674 года - в новоустроенный храм Успения Козловского Троицкого монастыря были пожалованы от царя Алексея Михайловича книги: напрестольное Евангелие, Апостол, две триоди, Беседы Апостольские, Псалтирь следованный, Минея общая, Шестоднев, Евангелие толковое, Трифолой, шесть месяцев Пролога от марта до сентября, Служебник, Скрижаль, о Священстве, два Ирмолога, Часослов, Житие Николая Чудотворца, Житие Саввы Сторожевского, книга Диаконник. В тоже время для обители был куплен колокол весом 26 пудов.
В 1674 году на Казинской пристани, под руководством Дивея Топильского, происходило строительство судов для похода на Дон войск воеводы Якова Тимофеевича Хитрово.
2 сентября 1674 года - близ Козлова у Хмелевской сторожи, множество татар вступили в битву с русскими служилыми людьми.
4 марта 1675 года, сказано было стряпчему Кондратию Иванову сыну Лунину, в Козлове, и в иных городах и в дворцовых селах собирать солдат, а собрав, велено ему было отвести на их Дон, к стольнику князю Петру княж Иванову сыну Хованскому с товарищами.
В 1675 году Еремей Пашков был оставлен воеводой в Козлове по челобитью козловцев всем городов сверх срока.
14, 15 и 16 августа 1675 года - был совершен особенно сильный Калмыцкий набег на окрестности города Козлова. В это время все караулы по Козловской черте были вырезаны, пашенные крестьяне с женами и с детьми взяты в плен и уведены за Волгу, домашний скот или угнан или истреблен, а сельские и деревенские постройки дотла сожжены. Об этом дал знать в Козлов воеводе Пашкову прибежавший туда 17 (28) августа поп Федор, который и сам едва спасся от разбойников, между тем, как семью его полонили, а имущество дочиста разграбили. Козловский воевода наскоро собрал своих стрельцов и казаков и погнался в степи за Калмыками, но их уже и след простыл…
В августе 1675 года, вместо Еремея Пашкова, в Козлов воеводой назначен Герасим (Кузьмич) Шишков.
В июне (июле) 1676 года, вместо Шишкова, воеводой в Козлов назначен Семен Семенович Колтовский, по челобитью.
В 1676 году татары раскопали земляной вал у Бельского городка, прорвались за черту, но Козловцы всех татар «из черты за вал выбили», освободили пленных, отбили скот.
1679-1681 гг. - воевода в Козлове Иван Павлович Селунский.
В 1680 году - по царскому указу стольнику Константину Козлову велено идти с полком к городам Козлову и Тамбову по вестям о походе азовцев, калмыков, ногайцев, черкас и татар. В Козлов был послан окольничий князь Константин Осипович Щербатов с полком для «береженья от прихода воинских людей», вместе с тамбовским воеводой стольником Иваном Языковым. В то же время в Тамбов из Козлова было послано 1000 ратных людей.
В 1681 году из полков Севского и Белгородского разрядов был сформирован Тамбовский разряд. Центром Тамбовского разряда был выбран город Козлов, а воеводой Тамбовского разрядного полка назначен стольник Борис Петрович Шереметев.
1 января 1681 года в Козлов была прислана государева грамота о вестях, которую подал Разрядного приказа подьячий Яков Протопопов, что изменник Юраско Хмельницкой, с турецкими янычарами и с Крымскими татарами и иных земель с наемными воинскими людьми, большим собраньем хочет приходить на ту сторону Днепра; и в Козлове велено жить «со всяким береженьем» и быть к походу совсем наготове стольнику и воеводе Борису Петровичу Шереметеву, с товарищами, а по подлинным, по большим вестям велено идти в сход к боярину и воеводе, ко князю Василию Васильевичу Голицину.
В июне 1681 года татары подошли к Козловской черте, где проломали «ослонный лес» (надолбы) и прокопали земляной вал.
20 июня 1681 года - происходит прием города Евдокимом Саввичем Языковым. Затем следует перевод в Козлов тамбовского воеводы стольника Федора Павловича Языкова, а в Тамбов козловского – стольника Евдокима Саввича Языкова.
В 1682 году - Настоятели Троицкого монастыря, бывшие Игуменами, были возведены до степени Архимандрита.
3 апреля 1682 года – Архимандриту Козловского Троицкого монастыря Дорофею была дана Жалованная грамота Питирима Епископа Тамбовского на сооружение каменного храма Живоначальной Троицы.
С 21 мая 1682 года – воевода в Козлове стольник Василий Михайлович Дмитриев.
5 марта 1684 года происходит смена воеводы стольника Василия Дмитриева «безсрочно» по болезни и по «словесному челобитью» братьев его и назначение воеводой стольника Акинфия Ивановича Данилова.
В 1684 году велась переписка Разряда с воеводою о заготовлении стругов и хлебных запасов в донской отпуск. Для присмотра за приготовлением стругов в донской отпуск в Козлов был послан подьячий Трифон Мамонов.
27 марта 7192 (1684) года – выпущен указ о постройке в Козлове «градскими и уездными людьми при соборной церкви двора на случай приезда Тамбовского епископа. Все это произошло вследствие челобитья козловцев, градских и уездных всяких чинов людей, на епископа Тамбовского Леонтия, который «двора своего у соборныя церкви не строит», и «живучи в Козловском Троицком монастыре, монастырь разоряет» и «хочет монастырь учинить себе архирейским двором, а орхимарита с братию из монастыря изженуть».
19 марта 7194 (1686) года – «По указу великого государя стольник и воевода Богдан Иванович Иванчин-Писарев принял от стольника и воеводы у Акинфея Ивановича Данилова город Козлов деревянной и земляной и городовые ключи и замки и зелейные казны ключи и полковой наряд на походных станках и по городу осадный наряд и зелье и свинец и всякие пушечные и полковые и осадные припасы и в казне великих государей деньги и хлебные запасы и книги приходные и расходные деньгам и хлебу и зелью и свинцу и городу и острогу и всяким крепостям и великих государей указные грамоты и всякие татьбы и разбойные и судные всякие расспросные вершеные и невершеные дела и полковником и начальным людям и козловцам дворянам и детям боярским и всяких чинов полковые и городовые службы служилым и жилецким людям и Козловских пригородов Бельского и Челнавского острожков разборные книги и начальные служилые списки и о том всему роспись, кто каково наряду и зелья и свинцу и всяких запасов и все писано в подлиннике под статьями нынешнего 194 года»
28 июня 1688 года - указано быть воеводой в Козлове сыщику Федору Григорьевичу Давыдову.
В 1689 году - назначен воеводою в Козлов стольник Федор Харлампиевич Лопухин.
В 1691 году – Ф.Х. Лопухин по челобитью градских и уездных людей оставлен воеводой в Козлове на третий год.
В 1691 году - воеводой в Козлов назначен Афанасий Андреевич Соймонов.
В 1692 году - в товарищи воеводе Афанасию Соймонову назначен старший сын его Иван в виду смерти, назначенного к нему в товарищи младшего его сына Ивана.
19 августа 1692 года - в новоустроенный Храм Живоначальной Троицы Козловского Троицкого монастыря Преосвященный Питирим, положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, «венцы и гривны златые». Его келейник, старец Василий, дал вкладу в обитель Виленский образ Богоматери.
В 1693 году били челом государю о назначении воеводой в Козлов князь Саввин Семенович Горчаков, Богдан Яковлевич Савелов и Иван Меньшой Яковлевич Колычов, который и стал очередным воеводой в Козлове.
В начале 1694 года - воеводам Афанасию и Ивану Соймоновым было дано разрешение приехать в Москву « для их великих нужд безсрочно». Был дан указ о сдаче ими города Козловскому помещику Памфилу Васильевичу Васильеву и подьячему Филату Ступину. Прием города от воевод Афанасия и Ивана Соймоновых происходил Памфилом Васильевым, который до приезда назначенного воеводой в Козлов Ивана Яковлевича Меньшого Колычова, исполнял обязанности воеводы.
В 1695 году в Козлове строились струги для первого Азовского похода. Работами руководили Стольник Константин Кафтырев и подьячий Пересвет Жохов. Козловцы и жители Бельского и Челнавского острожков, всего 3205 человек сделали 317 стругов, длиною по 12, 11 и 10 сажень (1 сажень = 2,1336м), и столько же легких лодок.
В 1696 году в Козлове строились струги для второго Азовского похода. Работами руководил Стольник Константин Кафтырев. Козловцы и жители Бельского и Челнавского острожков, всего 3294 человека сделали 350 стругов.
По наказу из Разряда, от 26 февраля 206 (1697) года - велено стольнику К.С. Титову и подьячему Судного приказа Ф. Бокову изготовить в Воронежском и Козловском уездах 570 стругов, для перевозки 128385 четвертей хлеба и других припасов в Азов и другие донские города.
В январе 1698 года - в Козлов были посланы стольник Иван Михайлович Муромцов и разрядный подьячий Сергей Лобачев, которым было велено допросить воеводу Колычова: «для чего он Иван, козловских рейтар и солдат, и их прокормщиков, и стрельцов, и казаков на Воронеж выслал в указное число не сполна и не на указные сроки», а нетчиков допросить и выслать на Воронеж, «бив батоги».
В 1698 году - в Козлов назначен воеводой стольник Иван Ларионович Исленьев.
В 1698 году был дан царский наказ Федору Петровичу Вердеревскому для приема города Козлова от Ивана Исленьева.
В 1699 году - в Козловском Троицком монастыре произошел пожар. Из прошения Архимандрита Корнилия с братьею, царю Петру Алексеевичу: «В прошлом, Государь, 207 (1699) году, волею Божиею погорели у нас в монастыре многие кельи ночной порою со всяким строением без остатку, и от того, Государь, пожару в близости на церквах кровля очадела, и над святыми воротами и на стене на всех башнях верхи развалились, и от той ветхости ныне церкви Божии во время дождя текут сквозь…»