Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 21:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог файлов

Главная » Файлы » Тамбовские епархиальные ведомости » Боголюбский собор

Боголюбский храм в г. Козлове (окончание)
08.02.2013, 09:02

Боголюбский храм в г. Козлове.

По смерти М. Парфентьева, жена его Екатерина Филипповна Парфентьева, 28 сентября 1871 года, обратилась к городскому голове со следующим письменным заявлением: «муж мой, Максим Парфентьев, как не безизвестно и вам, состоял строителем общественного храма во имя Боголюбской Божией Матери, который он, при жизни своей, совершенно отстроил, так что им были заказаны и постановлены уже отделанные три иконостаса по количеству трех устроенных в той церкви приделов со следующими в них иконами, а равным образом заказаны  к отделке и поставке в храм известному вам г-ну Постникову и посвешники ко всем местным иконам; оставалось, можно сказать, мужу моему исполнить последнюю свою и самую легкую обязанность озаботиться приготовлениями к освящению храма. Но Святому Провидению угодно было отозвать мужа моего от сей жизни в другой мир. Не задолго пред кончиною своею, он, муж, увещевал и усердно просил, как меня, так и старшего  нашего сына Николая, чтобы мы докончили исполнение принятой им на себя обязанности и данного вследствие оной священного обета чрез совершенное окончание того храма, то есть его освящение, с согласия, разумеется, на это Козловского городского общества, в несомненном изъявлении которого муж мой оставался вполне убежденным, также как и мы, по уважению к понесенным трудам и заботам со стороны моего мужа в постройке означенного храма, с тем, чтобы городское общество благоволило, в помощь нам, назначить из граждан г. Козлова купце Никиту Николаевича Гритчина. Желая искренно вообще с сыном Николаем исполнить и со своей стороны последнюю волю умершего мужа и отца, я обращаюсь к вам с покорнейшей просьбой об изъявленном умершим моим мужем желании предложить на обсуждении и решение, городскому обществу. Причем не лишним считаю заявить, что освящение одного из приделов означенного храма мы, во всяком случае, принимаем на свой счет.

По прочтении этого письма в собрании городской Думы, 5 октября 1871 года, члены Думы выразили два различных мнения: одни объявили, что нужно избрать вновь строителя Боголюбской церкви без участия жены и сына покойного строителя, а другие – чтобы право достройки храма оставить за г-жою Парфентьевой с сыном, согласно воли покойного и в помощь им избрать кого-либо из граждан. Большинство голосов осталось за первыми. За тем собрание приступило к избранию строителя посредством баллотировки и избран Козловский 2-й гильдии купец Никита Николаевич Гритчин. После чего возбужден был вопрос о том, имеются ли, в настоящее время, в наличности средства к отстройке храма и не остались ли после покойного какие-либо документы по сбору денег и вообще все то, что составляет принадлежность строющейся церкви. Но так как сведений об том в виду Думы не оказалось, то нашли нужным собрать их чрез вновь избранного строителя. Вследствие чего Дума определила: поручить Никите Николаевичу Гритчину собрать верные сведения, как о средствах имеющихся в наличности для отстройки храма, так и о документах и вообще имуществе, составляющих принадлежность церкви, и что окажется принадлежащим оной, как то: деньги, книги для сбора, документы и прочее имущество обязан принять и предъявить Думе.

Вследствие этого г-н Гритчин 31 марта 1872 года донес городской Управе, что по смерти строителя М. Парфентьева, приняты им от жены его, предметы, составляющие принадлежность собора: 1) книга, выданная из Тамбовской духовной Консистории в 1859 году 4 июля на имя строителя Максима Парфентьева для записки добровольных денежных пожертвований на сооружение означенного храма, в которой, по заявлению г-жи Парфентьевой с её старшим сыном, имеют быть записаны денежные пожертвования граждан г. Козлова, и которые при жизни его, не были им получены, сумма которых простирается до 1800 рублей серебром. Что же касается до наличных денежных средств, принадлежащим собору, то г-жа Парфентьева объявила, что после смерти её мужа, у неё таковых ничего в наличности не оставалось. 2) Принята принадлежащая собору разная церковная утварь, именно: один Ковчег, один Сосуд и Дискос с принадлежностями, крест напрестольный, одна дароносица, один крест малый и две лампады, все означенные предметы серебряные вызолоченные, одно Евангелие металлическое, два спорка  шелковых материй и два платка. 3) По заявлению г-жи Парфентьевой все пять колоколов, которые в настоящее время хотя и находятся в употреблении Общинной церкви, составляют принадлежность новостроящегося Боголюбского собора, весу в которых, в большом 103 пуда 15 фунтов, во втором 10 пудов, а на остальных три - весу не обозначено. 4) О собранных мною сведениях в Москве, относящихся до означенного собора, имею честь донести следующее: остальные 20 икон и три креста запрестольных будут готовы к 1 апреля сего 1872 года, за которые будет следовать доплатить иконописцу Борисову 300 рублей серебром и 6) Сусальщику Смирнову за золото для иконостасов по счету следует доплатить 180 рублей серебром.

По выслушании о сем доклада Управы, городская Дума, в заседании 19 мая 1872 года, постановила: так как по книге, выданной Парфентеву, подписанная жертвователями сумма не собрана, то передать её, для этой цели, вновь избранному строителю г-ну Гритчину, с тем, чтобы, по получении денег, немедленно представил книгу в Думу. Затем, усматривая из доставленных вновь избранным строителем сведений, что наличных средств к окончательному устройству храма, нет, а между тем предстоит приобрести для церкви некоторые необходимые вещи, то поручить г-ну Гритчину исходатайствовать в Консистории новую книгу для записки пожертвований и просить его, строителя, принять на себя труд самого сбора денег, с тем, чтобы о последующем уведомил Думу.

15 января текущего 1873 года, г-н Гритчин заявил письменно Управе, что принятый им на себя труд по сооружению в г. Козлове Боголюбского собора после смерти строителя, купца М. Парфентева, окончен: храм отстроен и готов к освящению. По докладе о том Управы, городская Дума, в заседании 26 января 1873 года, постановила: приступить, по возможности, в непродолжительное время к освящению вновь отстроенного Боголюбского собора, прося строителя г-на Гритчина принять на себя труд, как заготовления всего необходимого к освящению, так и распоряжения по церкви во время совершения освящения.

6 марта сего 1873 года г-н Гритчин донес Управе, что возложенное на него постановлением городской Думы, 26 минувшего января, поручение по освящению в г. Козлове вновь отстроенного Боголюбского собора, в настоящее время окончено: храм этот 10, 11 и 13 чисел февраля, как известно Управе, освящен, о чем он и доносит Управе для зависящего с её стороны распоряжения. В заседании городской Думы, 7 минувшего марта, Управою доложено было об этом заявлении г-на Гритчина, равно и о том, что богослужение в новом Боголюбском соборе по распоряжению Его Преосвященства, отправляется причтом старого Покровского собора; причем прочитана была представленная в Управу старостою Покровского собора копия с утвержденного Святейшим Синодом постановления Тамбовской духовной Консистории, состоявшегося 17 сентября 1848 года.

1848 года сентября 17 дня, по Указу Его Императорского Величества, Тамбовская духовная Консистория слушали: во первых краткую записку из дела о дозволении жителям г. Козлова построить вновь каменным зданием теплый собор. Обстоятельства дела сего следующие: 1) Козловский 2-й гильдии купец Зиновий Герасимович Парфентьев, при прошении своем, представил два приговора Козловских граждан, составленные ими в Козловской городской Думе, и просит, согласно желанию граждан, в память избавления их в прошлом 1847 году от болезни холеры, дозволить им устроить соборную теплую церковь, на месте занимаемом теперь часовнею под именем красной, о трех престолах, и первый, притом, во имя Боголюбския Божиея Матери, второй – на правую сторону – во имя Сретения Господня, и третий по левую – во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. 2) По учиненному Козловским духовным Правлением дознанию открылось: попечитель, 2-й гильдии купец З.Г. Парфентьев, в поданном в оное правление сведении объяснил: 1) что граждане г. Козлова, предположив выстроить своим коштом новую Соборную теплую церковь на избранном ими месте, т.е. на красной площади, там, где существует с незапамятных времен часовня, именуемая красною, хотят чрез то исполнить благочестивый обет, данный ими в 1831 и 1847 годах, по случаю свирепствовавшей в г. Козлове эпидемической болезни – холеры и удовлетворить потребностям: а)  иметь более поместительный теплый собор, так как в настоящем соборе печи устроены в придельной церкви, имеющей пространство, с помещением двух алтарей не более 20 квадратных аршин и, следовательно, вовсе не поместительной для жителей многочисленного города Козлова, и б) облегчить для живущих в нижней части города обывателей посещение Святой Церкви, ибо все почти церкви г. Козлова выстроены в верхней части оного, и для живущих в нижней части, особенно бедных, не имеющих лошадей, по отдаленности от приходских своих церквей, хождение в оные совсем неудобно. 2) Для распространения сказанной площади предположено снесть несколько вблизи оной находящихся домов, которых владельцы уступают оные в пользу городского общества. 3) При сей церкви прихода не будет, а в церковном причте надобности нет, потому что оная будет составлять одну церковь с существующим теперь Собором, и богослужение в оном будет отправляемо теми же соборными  священно-церковно-служителями, содержание коих уже обеспечено. Б) Из двух копий с приговоров, учиненных гражданами г. Козлова в Козловской городской Думе, представленных попечителем купцом Парфентьевым, видно: из первого, что они, в память избавления их от бывшей в 1831 году холеры, предположили соорудить в г. Козлове, в 1-й части, на так называемой красной площади, каменным зданием, церковь во имя Боголюбския Божия Матери, для чего и избрали попечителя Козловского купца З.Г. Парфентьева, чтобы он во всем распоряжался и что им будет учинено они впредь спорить и прекословить не будут, из второго, что попечитель, купец Парфентьев представил два плана, скопированные им в Санкт-Петербурге с церквей Введенской и Благовещенской, то они избрав первый, т.е. с церкви Введения во храм Пресвятые Богородицы, желают построить по оному теплый Собор во имя Боголюбския Божия Матери, с двумя приделами, в котором отправлять празднование в честь Боголюбския Божия Матери, согласно мнению местного Козловского протоиерея, 3 ноября, так как в сие число, по прекращении в г. Козлове холеры, отправлено было благодарственное Господу Богу молебствие, и быть в тот день пред литургиею крестному ходу из старого Собора и из всех градских церквей и двухдневному пред тем праздником посту, т.е. с 1 по 3 ноября, ежегодно. В) Соборный протоиерей Андрей Студенецкий в сведении объяснил, что если Бог продлит его жизнь до того времени, когда граждане г. Козлова построят новый теплый Собор, то он в оном исправлять Богослужение с охотою согласен, тем более, что намерение граждан построить новый Собор, с самого начала, было согласно с его желанием, потому что теплая придельная при настоящем Соборе церковь весьма тесна, и по многолюдству здешнего города непоместительна, что также подтвердили и прочие священно-церковно-служители, и на отправление Богослужения в оном также изъявили свою готовность и согласие. Г) Попечитель Парфентьев в сведении объяснил, что согласно доверию граждан, изъясненному в приговорах, он прежде хотя и располагался выстроить теплый Собор среди самой красной площади, там где теперь стоит часовня, почему на представленном плане к Его Преосвященству  означено то место, где предполагалось выстроить сказанную церковь, но после он рассудил означенной площади не замещать, а откупил он для того девять обывательских усадебных мест, против той площади находящихся. Эти девять усадебных мест составят площадь гораздо обширнейшую той площади,  на которой прежде предполагал он выстроить сказанную церковь. В прошении к Его Преосвященству просил он дозволить в упомянутом Соборе отправлять храмовой праздник Боголюбской Божией Матери 3 сентября, но это сделано по ошибке писца, а желание его и граждан отправлять оный каждогодно 3 ноября. Д)  По свидетельству следователя, протоиерея Новоспасского, того места, где предназначено построение нового теплого Собора, оказалось: 1) место это состоит на Прогонной улице (идя от Лебедянской заставы, на правой стороне), и отделяется от красной площади, (где существует теперь часовня, называемая красною), одною только дорогою. Место сие, имея пред собою открытую площадь, довольно красиво, и для предполагаемой церкви прилично. 2) Эта новая площадь составится из девяти усадебных мест, купленных купцом З. Парфентьевым у жителей, поименованных в его сведении. 3) пространство сей новой площади будет заключать в себе не менее 50 квадратных сажень. 4) Предназначенное место и грунт земли на означенной площади, к построению Собора и для жителей отдаленных от прочих городских церквей, весьма удобны и приличны. 5) При свидетельстве упомянутого места, назначенного под построение означенного Собора, препятствия из граждан никто не изъявил.6) Козловский г-н Городничий на требование Козловского духовного Правления, уведомил, что к построению в г. Козлове церкви во имя Боголюбския Божия Матери, на месте, где ныне существует часовня под названием красной, с его стороны препятствий не имеется. 7) По свидетельству следователями настоящей Соборной Церкви оказалось: а) пространство настоящей холодной Соборной Покровской церкви в длину от амвона до задней стены 16 аршин, а в ширину 19 ½  аршин, внутри которой стоят два столба с киотами и клиросами, каждый в длину 5 аршин, а в ширину 2 ½ аршина; б) в придельной теплой, в которой устроены два алтаря, Боголюбский и Георгиевский, пространство от алтарей в длину 13 ½ аршин, а в ширину 19 ½ аршин, внутри которой, вне алтарей, стоят два столба с киотами и два клироса, мерою в длину и ширину, как первая так и последние каждый 1 ½ аршина, и ещё печь в длину 2 ¾ аршина, а в ширину 2 аршина, между алтарями пространство в длину 8, а в ширину 5 ½ аршин. 2) Тамбовское губернское правление, отношением своим, от 19 июня сего 1848 года за № 16507/660, уведомило сию Консисторию, что оно к построению в г. Козлове каменной теплой церкви во имя Боголюбския Божия Матери препятствия не имеет; 3) Тамбовская губернская Строительная Комиссия, при отношении своем, от 7 сентября сего года за № 1470 препроводила рассмотренный  ею план и фасад на построение в г. Козлове каменной теплой церкви во имя Боголюбския Божия Матери на значущемся в выкопировке месте, где стоит часовня под названием красной. Во вторых мнение Козловского духовного Правления, которое по выслушании сего дела, мнением своим положила: а) согласно желанию и усердию граждан г. Козлова, по вышепрописанным обстоятельствам, вновь каменный теплый Собор о трех престолах, избранному ими попечителю, купцу Парфентьеву на основании 44 статьи Устава духовных Консисторий построить дозволить, с празднованием в честь Боголюбской Божией Матери 3 ноября и крестным ходом в тот день пред литургиею из Старого Собора и из всех градских церквей, предоставив наблюдение пред тем днем двухдневного поста добровольному усердию каждого; б) по постройке и освящении оного Собора дозволить исправлять в нем Богослужение  ныне существующего Собора священно-церковно-служителям и выручаемую в оном свечную, прибыльную и собираемую в кошелек и кружки сумму присоединять  запискою к таковой же сумме старого Собора; в) что же касается до места, назначаемого попечителем Парфентьевым для построения сказанного Собора, то по силе 191 статьи XII т. св. зак. (изд.1842 г.), положено самим гражданским Губернаторам для сего отводить и назначать места, посему Козловское духовное Правление в разбирательство обстоятельства сего, в противность сказанной статьи свода законов входить не может. В третьих, справку, учиненную в канцелярии сей Консистории по коей оказалось: города Козлова Покровская Соборная церковь по клировым за 1847 год ведомостям показана так: основана в 1771 году по случаю прекращения в г. Козлове морового поветрия и построена собственно усердием Козловских граждан, зданием каменная с таковою же колокольнею и оградою, прочна и крепка. Престолов в ней три: в настоящей холодной во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, в приделах, по правую сторону, во имя Боголюбския Божия Матери, а по левую – во имя Святого Великомученика Георгия. Утварью достаточна, церковные книги, к Богослужению и проповеданию Слова Божия нужные имеются. Причта при ней издавна положено по штату быть: протоиерею одному, священникам двум, диаконам двум, дьячкам двум, пономарям двум и сторожам двум. Земли при сей церкви усадебной не имеется, пашенной же и сенокосной с мелким лесом в двух писцовых дачах с неудобностями считается до 530 десятин 1740 квадратных сажень, на которую землю планы и межевые книги имеются. На содержание священно-церковно-служителей жалованья и постоянного оклада не получается. Богаделен и домов, принадлежащих к сей церкви, нет. Приходских при сей церкви дворов 228, в них душ мужского пола 642, а женского 774. В четвертых выписку из законов XII т. св. зак. (изд.1842 г.) ст.179 Церкви Православные строятся с ведома епархиального начальства и с разрешения или Святейшего Синода, или самого епархиального начальства ст.197. Когда встретится по духовному ведомству надобность в построении церкви, то епархиальные архиереи делают сношения с местными губернскими начальствами, объясняя в оных: в городе ли церковь назначается или в селении, внутри или вне обывательских жилищ, Соборная, Приходская, Кладбищенская, Монастырская или при каком публичном заведении, сколько она должна иметь приделов, теплая или холодная, на какое число людей она требуется ст.204. Когда в построении церкви случится надобность, то прихожане входят о том с прошением к епархиальному архиерею, изъясняя в оном побудительные к тому причины и прилагая планы, фасады и прочие сведения, выше сего в ст.197 означенные ст.205. Планы и фасады составляются губернскими архитекторами ,по ходатайству прихожан, сообразно состоянию их и способам ст.206. По просьбам о построении вновь городских и сельских церквей с образованием новых причтов, епархиальное начальство должно поступать следующим образом: 1) собирать посредством доверенных духовных лиц обще с полицейским чиновником сведения: а) прилично ли и удобно ли место, на котором предполагается воздвигнуть церковь; б) от каких церквей поступят к ней прихожане, все ли они того желают, по каким причинам, т.е. по не вместимости ли приходской их церкви, соответственно числу прихожан, по отдаленному ли жительству от оной или по неудобству сообщений, и справедливы ли их показания; в) достаточно ли будет число сих прихожан к составлению полного прихода; г) какое затем число прихожан останется при той церкви, от которой некоторые будут причислены к новой; д) будет ли обеспечено содержание причта новой церкви и чем именно. 2) Войти в сношение с гражданским начальством нет ли каких препятствий к сооружению церкви на избранном месте ст.207. Если по всем сведениям, в предыдущей 206 ст. изложенным,  оказывается потребность к сооружению церкви и нет никаких препятствий к дозволению оного, то, постановив о сем заключение, представлять на разрешение Святейшего Синода с приложением плана и фасада, которые между тем должны быть рассмотрены в местной строительной Комиссии.

Приказали: из дела видно: а) что Губернское Правление, как уведомило отношением своим, к построению в г. Козлове нового теплого каменного Собора на месте назначенном на выкопировке препятствия не имеет; б) план, фасад и выкопировка рассмотрены Тамбовской губернской Строительной Комиссией; в) градский Городничий г. Козлова также со своей стороны, по местным соображениям, препятствий на построение просимого храма не имеет, и потому Консистория полагает мнение Козловского духовного Правления, положенное по сему делу о дозволении  жителям города Козлова построить на означенном на выкопировке месте, собственным коштом, новый теплый Собор о трех престолах, во имя Боголюбской Божией Матери, Сретения Господня и Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, как правильное, с обстоятельствами дела и законами согласное, во всей оного силе утвердить. О чем и представить, с приложением плана, фасада и выкопировки от лица Его Преосвященства в Святейший Синод, с испрашиванием в разрешение указного предписания.

Подлинное подписали члены Консистории: Трегуляева монастыря Архимандрит Иннокентий, Кафедральный протоиерей Никифор Телятинский, Знаменский протоиерей Иаков Бондарский, ключарь протоиерей Петр Смолеев, Покровский иерей Михаил Архангельский, Стефановский иерей Павел Беляев, Секретарь Иван Кошкаров, Столоначальник Ионов.

На сем протокольном определении резолюция Его Преосвященства 1848 года октября 30 дня последовала такая: «Утверждается». С подлинным верно: за секретаря столонач. Павел Новосельский, сверял столон. Ив. Каменский.

1873 года марта 5 дня, копия сия выдана из Тамбовской духовной Консистории церковному старосте Козловского Покровского Собора, купцу 2-й гильдии Алексе. Яковлеву Придорогину, согласно его прошению. В удостоверение сего сия надпись засвидетельствована надлежащим подписом, с приложением казенной печати.

По прочтении доклада, собрание Думы выразило два мнения: некоторые их гласных полагали бы оставить вновь отстроенный храм при трех условиях, какие высказаны в постановлении Консистории с увеличением лишь штата священно-церковно-служителей старого Собора и на те же средства, которыми пользуется настоящий причт; большинство же гласных признавало необходимым ходатайствовать о том, чтобы Боголюбский Собор был церковью самостоятельною, равно и причт в оный назначен бы был особый от причта старого Собора. Таким образом, по большинству голосов, Дума постановила: ходатайствовать  пред Его Преосвященством, епископом Тамбовским и Шацким о том, чтобы вновь отстроенный Боголюбский Собор был церковью самостоятельною, нисколько не зависимою от старого Покровского Собора, равно и причт, в составе двух священников, одного диакона и двух псаломщиков, назначен бы был совершенно отдельный от причта старого Собора. А так как вновь отстроенный Боголюбский Собор безприходный и средств к содержанию духовенства не имеет, то назначить последнему определенное жалованье в размере 1500 рублей серебром в год на весь штат; при чем просить его Преосвященство и о том, чтобы впредь до разрешения ходатайства Думы, строитель Боголюбского Собора г-н Гритчин, пользовался бы правом церковного старосты, и все собираемые в этом новом храме суммы хранил бы, установленным порядком, отдельно от сумм старого Покровского Собора.

Представление об удовлетворении этого ходатайства Думы послано Управою его Преосвященству 17 марта за № 397, между тем, 19 сего апреля г-н Гритчин в поданном в городскую Управу письменном заявлении объяснил, что на основании постановления городской Думы, 7 минувшего марта, он, до 25 марта, беспрепятственно исполнял возложенное на него поручение Думы, по заведыванию новым Боголюбским храмом, а 26 марта настоятель старого Покровского Собора протоиерей Петр Свешников, прибыв в новый собор, предложил ему словесно, передать заведывание храмом старосте старого Покровского собора, Козловскому 2-й гильдии купцу А.Я. Придорогину, который, с согласия его, протоиерея Свешникова, отложил дело это до более свободного времени. О чем уведомляя городскую Управу, г-н Гритчин просил сделать распоряжение о передаче нового Боголюбского Собора в заведывание кому следует, а его уволить от возложенной на него обязанности, при чем просил Управу выдать ему засвидетельствованную копию с постановления городской Думы, состоявшегося 7 минувшего марта, относительно возложенной на него обязанности заведывания Боголюбским Собором. Это заявление г-на Гритчина Управою доложено было городской Думе, которая в собрании, бывшем 20 сего апреля, постановила: просить вновь Его Преосвященство о скорейшем разрешении ходатайства Думы относительно назначения вновь отстроенного храма церковью самостоятельною и о предоставлении строителю оного, г-ну Гритчину, прав церковного старосты; до получения же разрешения, просить г-на Гритчина, возложенной на него, согласно журналам Думы, 26 января и 7 марта сего 1873 года, обязанности не оставлять.

Познакомив читателей с историей постройки новоосвященного храма и женской при нем общины, не лишним будет сказать, хотя бы в нескольких словах, о внешнем виде и внутренней отделке его, указать наиболее ценные в нем предметы, и сообщить, сохранившиеся в памяти народной, сведения о находящейся ныне в нем иконе Боголюбской Божией Матери. Как уже сказано выше, общий вид храма походит на Введенскую церковь в Санкт-Петербурге, близ Обуховской больницы и Царскосельского вокзала железной дороги. При взгляде на него, среди небольших строений провинциального города, окружающих его, он поражает громадностью своих размеров, занимая пространство по 20 саженей в длину и ширину и столько же в высоту. Производимое им впечатление доступно только на близком расстоянии, вдали же оно теряется по незначительности той площади на которую он выходит, и, еще более, по неровности местности, на которой он построен.  Вообще выбор последней оказался неудачным для сооружения храма  таких размеров: по слабости грунта он осел на ¾ аршина. Будучи построен на склоне горы, храм с верхней, лучшей части города, где находятся почти все прочие церкви, виден только одною крышей своей. А то обстоятельство, что храм не окончен отделкою снаружи, так как он еще даже не оштукатурен, и что главный вход в него, с западной стороны, строителем состоящей при нем женской общины, по некоторым, ему одному ведомым, соображениям, отгорожен высокою каменною стеною, и находится во дворе общины, ослабляет общее впечатление, которое возбуждается при взгляде вблизи на этот, по истине, величественный храм. Внутренняя отделка его также далеко ещё не окончена и не соответствует его внешнему величественному виду. Стены внутри храма окрашены бледно-розовою краскою; пол деревянный, некрашеный. Иконостас, для такого храма, как вновь отстроенный Боголюбский Собор, беден в сравнении с иконостасами некоторых других церквей города Козлова, и, нет сомнения, рано или поздно будет заменен другим, более приличным Собору такого города, как Козлов. Впрочем, этого никак нельзя ставить в упрек строителям, имея в виду, что постройка этого храма и его отделка произведена на собираемые ими по добровольной подписке деньги. Из более ценных вещей, принадлежащих храму, можно указать на замечательное, по художественной работе, массивное евангелие, сосуды с прибором, напрестольный крест, плащаница, паникадило, стоющее 2500 рублей и превосходные, золоченные чрез огонь подсвечники, стоящие пред местными иконами.

Но особенное внимание жителей г. Козлова привлекает к себе поставленная в настоящее время в новом храме икона Боголюбской Божией Матери, прежде находившаяся в доме Козловского купца Я.А. Гладышева. Икона эта мерою в длину 10, а в ширину 8 вершков в серебряной ризе с надписью внизу, на левой стороне – Молитва Пресвятой Богородицы: «Царице моя Преблагая надеждо моя Богородице приятелище сирым и странным радосте обидемым покровительнице зрише мою беду мою скорбь помози ми яко немощну оскорбими». На правой же стороне: «О светии и велики во иерарсех Петре Алексей Иона и Фелиппе умолите всего мира Царицу и Госпожу владычицу Богородицу да избавит молитвами вашими царствующи град Москву и вся грады и страны христианския от сея смертоносныя язвы ково (?) истиннии Росиисти Заступники».

Народ верит в чудодейственную силу этой иконы, и, по словам г-на Гладышева, особенно в последние 5 лет, стал  чаще и чаще обращаться к нему с просьбою отпускать её в дома для совершения пред нею молебствий. О происхождении этой иконы и о том, как она обрелась в его доме, г-н Гладышев не мог дать точных и ясных сведений, кроме того, что она, сколько ему известно по преданию, в начале нынешнего столетия, находилась в доме Козловского купца Василия Силуановича Гритчина, в последствии бывшего иеромонахом Козловского Троицкого монастыря и умершего  лет 10 тому назад, около 80 лет от роду. Этою иконою была благословлена его жена, когда вступала с ним в супружество. Василий Силуанович Гритчин, выдавая замуж дочь свою, Аграфену Васильеву, за Козловского же купца Василия Егорова Андреева (он же Обляков), благословил её этою иконою, которая и перешла в дом Андреева. По смерти Аграфены Васильевой Андреевой (она же Облякова), у которой осталась малолетняя дочь Елизавета Васильева, взятая на воспитание в дом деде её Василия Силуановича Гритчина, и икона перешла обратно в дом его. На этой сироте, Елизавете Васильевой Андреевой, в 1850 году, женат ныне Козловский купец Я.А. Гладышев, и этою же самою иконою была благословлена жена его, когда вступала с ним в супружество, почему икона эта и находилась с 1850 года в доме его, Гладышева. Предания же о том, что это та самая икона, которая в 1771 году, памятном для России моровою язвою, свирепствовавшею с особенною силою в г. Козлове, вследствие видения, неоднократно повторенного неизвестному набожному лицу, была снята с ворот при доме одного из купцов Кожевниковых; и в крестном ходе при многочисленном стечении Козловских граждан обнесена духовенством в торжественной процессии и с усердным молебствием вокруг города, после чего моровая язва, по милосердию Божией Матери, утихла и вскоре совершенно прекратилась в г. Козлове, как это передают другие, - г-н Гладышев не подтвердил.

PS. Замечательно ещё устройство вентиляции в Боголюбском Соборе: отдушники поделаны в полу, открываются и закрываются снизу, с подвала, где устроена топка печи, нагревающей храм; ¼ часа достаточно для освежения воздуха в храме. Это особенно заметно было во время освящения храма, когда несмотря на то, что храм был переполнен народом, воздух был свеж, и притом на стенах храма не заметно было ни малейшей сырости. Отверстия для отдушников в полу заделаны железными решетками.

Храм этот необыкновенно поместителен, Если справедливо, что в Введенской церкви в Петербурге, как говорят, помещается свободно полк солдат, в 4000 человек, с ранцами, так что между рядами их свободный проход, то в Боголюбском Соборе может поместиться 5000 человек. Кроме того на хорах, устроенных с трех сторон, может поместиться более 1000 человек.

Категория: Боголюбский собор | Добавил: Олег | Теги: Боголюбский собор, церкви г.Козлова
Просмотров: 1225 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]