Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 06.05.2024, 01:18
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Главная » 2022 » Октябрь » 03

О.В. Сазонов "Козловский хронограф" 3 октября

23 сентября (3 октября) 1636 года козловские воеводы Биркин и Спешнев отправили в Москву отчет об израсходовании денег, присланных к ним на земляное дело с подьячими Ивановым 4000 рублей и Картавцевым 1500 рублей. В остатке было 218 рублей 20 алтын 4 деньги, и они просили вновь о присылке денег на земляное дело.

22 сентября (3 октября) 1786 года в Тамбове было открыто четырехклассное главное народное училище. Это открытие получило всероссийскую известность благодаря блестящей речи, произнесённой козловским однодворцем Петром Михайловичем Захарьиным. Вот эта речь в том виде, в каком она была сказана: «Дерзаю остановить тебя, почтенное собрание, среди шествия твоего, дерзаю по среде градского стогна возвысить голос мой и, невзирая на мое низкое состояние и на мою убогую одежду, просить тебя, да услышан буду. Небезызвестно вам, высокоименитые слушатели, что иногда самый простой и серый камень содержит в себе вещество огненное; едва коснется ему сталь, он испускает из себя сильные искры. По воспитанию моему и по рождению я человек грубый, я бедный однодворец и теперь только от сохи; но, услыша, что Всемилостивейшая Государыня благоволила приказать в здешнем городе открыть народное училище, почувствовал я некое восхитительное потрясение в душе моей. Весть сия, подобно крепкому железу, ударила в мое сердце, разверзла его жесткие поры и произвела пламень, которого я угасить не в силах. Он, поедая мою внутренность, изливается на язык мой и никак не остается под спудом. Сии-то самые искры усердия, сии-то самые блески радости и пламенные чувствования благодарности пришел я возвестить на теперешнее позорище от лица всего низкого народа, получающего днесь начаток своего просвещения от тебя, премилосердная Матерь Отечества! Тебе да излиется благодарность от грубых и едва словесных уст моих. Прочих монархов проповедывали великие риторы; у Екатерины Великой занимает простой поселянин их место. Но прежде, нежели я простру слово мое к прославлению и благодарности несравненной монархини, прошу вас, почтеннейшие слушатели, удостоить вашим вниманием слабое моё рассуждение о простом народе, для которого учреждено сие училище. Ежели испытатели природы, разделяя оную в рассуждении совершенств на царства, не токмо в особенности между находящихся в ней тварей, усматривают в преимуществах или недостатках их разность; но хотя неясно, однако, вероподобно, угадывают и те таинственные колена или переходы от одного царства к другому, которыми связывается и содержится великая цепь творений; то рассматривая роды животных, одаренных движением, внутренним чувствованием, рождающихся, растущих, производящих себе подобных и умирающих, без сомнения, думать должно, заметили они и ту степень, которая сближает скота с человеком. Сию непостижимую смежность ни в коих тварях лучше, кажется, предопределить невозможно, как между дикими людьми и обезьянами. В самом деле, ежели отнять дар смысла и дар слова от готенгота, то какое животное ближе сего сравняться может с орангутангом? Сия обезьяна как организацией внутренних чувств, так и наружным устроением тела имеет удивительное с человеком сходство. Подобно и все действия людей диких весьма сходствуют с механическим движением бессловесной твари. Редко они имеют о чем понятие, реже ещё те понятия свои сравнивают между собою и производят собственно от себя свободные мысли, но без всякого рассуждения, подражая себе подобным или в кругу себя находящимся другим животным, или по единственному побуждению естественных телесных нужд своих, производят они те или другие действия. Изъемля некоторые разности нравов, обычаев, влиянных от климатов, от окружающих предметов и обстоятельств, по которым дикие народы, иные больше, другие меньше, сходствуют с людьми просвещенными, чернь, рассеянная по лицу земному, везде себе подобна. Не имея расширенного нужными сведениями разума, ни исправленного добрыми навыками сердца, весьма близко она подходит к орангутангам, понгам, иоккам и тому подобным бессмысленным и бессловесным животным. Она (чернь) или свирепствует, устремляясь за добычею, или погружается в сон, насытясь оною. С самого начала света летописи царств земных представляют нам её в рассуждении различных её действий подобной медведице, которую поводильщик, восхитив в самой её младости из берлоги, продев её в ноздри кольцо, водит всюду за собой, то приласкивая пищею, то усмиряя дубиной, повелевает лежать или прыгать по своему произволению. Часто наполняя следы свои кровью, рассвирепев, растерзывала она и своих поводильщиков. Часто, утомленная гладом, поневоле плясала, коверкалась и оказывала странные дурачества; или, живя на свободе, скиталась по пустыням, бродила туда и сюда, съедала меньших себя животных и засыпала в ямах. Се бедственный и печальный образ твари, имеющей божественное дарование быть человеком, быть малым, чем меньше ангелов! Се образ кафров, акридофагов, негров, лопарей, камчадалов и им подобной чуди! Се образ вообще непросвещенной черни! Се образ едва ли не собственного моего состояния! Я содрогаюсь, взирая на столь низкую и сожаления достойную степень человечества! Хотя многие великие мужи и истинные любители человеческого рода с самой древности в разных временах бывшие, прилагали всевозможные труды и попечения возвысить уничижившееся достоинство человека, просветить его ум и исправить его сердце; но большая часть звероподобных вождей и обладателей вселенной, или лучше, собственное самих народов невежество преобращало в ничто их благодетельские намерения. Свет, едва появляющийся, или угасал при первых его воспалениях, или бессилен был обнять всю землю. Доказывается сие чрез то, благовестие Христа Спасителя не всюду ещё распространилось. Находятся народы, ни малого о том понятия не имеющие. Россия хотя имела и у себя героев, вводивших просвещение, начав с великой княгини Ольги, восприявшей первоначальное в России крещение, и не нарицая по именам многих великих князей и царей, распространивших благочестие и учение книг церковных. Царь Феодор Алексеевич основал Заиконоспасскую духовную академию, а Петр I – училище навигации, цифирные школы и Академию наук; императрица Анна Иоанновна – кадетский корпус, императрица Елизавета Петровна – Московский университет и гимназии. Ныне же благополучно царствующая всемилостивейшая наша Государыня Екатерина II не токмо всем оным учреждениям предков своих и семинариям благоволила даровать новую лепоту и блистание, пролиянием обильных щедрот своих к распространению их служащих, определя на всех достаточные суммы, но ещё сверх оных соизволила учредить разные наук и художеств корпусы, воспиталище женского пола, Российскую императорскую академию и повелела особой комиссии во многих губерниях учредить университеты. А наконец провидя, что и сих училищ для обширнейшей империи её не достаточно; что оные устроены почти для дворянства и духовных; что простому народу, находящемуся в селах и деревнях, неудобно и невозможно по отдаленности мест занимать просвещение в академиях, университетах и семинариях; что надобно иметь рассадники первоначальных знаний, откуда бы наполнять вышепомянутые вышние училища, и расширять сад просвещения в обширной её державе, без коих никогда бы он не дошел до желаемого цветущего состояния: ибо никогда тот садовник не разбогатеет плодами, который только плодоносные деревья выписывает из чужих земель, не заготовляя в собственных своих рассадниках на смену их младых леторослей. Для того сия прозорливая монархиня обратила человеколюбивый взор свой на простой народ и невзирая на адскую политику коварных умов, что ни обогащать, ни научать черни не должно, повелела установить и открыть ныне народные школы, в которых всякого состояния людям отверсты к просвещению двери, и в котором ежели мне поздно уже получить украшение неочищенному моему разуму и неустроенному моему сердцу, то сын мой, сей принесенный теперь сюда на руках матери его, будет невозбранно почерпать источник света от сокровищ Великой Екатерины. Проснитесь, в Бозе почивающие блаженные и человеколюбивые Российские монархи, вводившие в народ сей просвещение! Проснитесь, царь Феодор Алексеевич, и ты, великий император Петр! Проснитесь и воззрите на преемницу вашу, Екатерину Вторую: она наполняет сад ваш юными лозами, который с сего времени никогда не оскудеет. Вы основали духовную и светскую академии, а она — народные школы. Вы обучали дворян и духовенство, а она, усугубя ваши заведения, просвещает чернь! Кто из вас более? Предвечная Премудрость для восстановления падшего человеческого естества снисходила с небес сими стезями. Она основала храм благовестия своего среди простых сердец. В сей храм, в сие народное училище, исторгая из объятий матерних сына моего, с радостным восторгом предаю я, да будет он человек! Слушай, сын мой; услышь меня и ты, простой народ: ты будешь человеком! Здесь, почерпая твердые основания православной веры нашей и понимая великие истины евангельского благовестия, ты будешь без суеверия и без ханжества прямым христианином. Здесь, навыкая обязанностям гражданина, ты будешь послушным сыном, верным супругом, чадолюбивым отцом, надежным приятелем, мирным соседом, благопокорным начальству подчиненным, ревностным к службе государя твоего подданным. Ты не преломишь совести на суде, не пощадишь груди своей в сражениях на пользу отечества и за славу своего монарха. Здесь приобыкнешь ты быть не тунеядцем, помня, что всяк земнородный должен в трудах своих снести хлеб свой. Здесь уразумеешь ты движение тел и будешь разумным ремесленником. Здесь обретешь познание причин естества и будешь домовитым хозяином, богатым нив пахарем, разумеющим свойство земли и время поверить оной семена свои. Словом, ты будешь человеком: ибо Екатерина Великая желает управлять людьми.
Наконец, когда ты ведаешь, сын мой, чем ты будешь, равномерно обязан с младых ногтей твоих знать и то, какою благодарностью преисполнен быть ты должен во все дни живота твоего премилосердой Матери твоего Отечества, всемилостивейшей твоей воспитательнице и просветительнице; какими душа твоя преизобиловать должна чувствами при воззрении на божественный образ её, при воспоминании бессмертного имени её, при торжестве великого дня сего, когда она взошла на высокий престол, а ты вступил в храм просвещения! Я мысленно вхожу во внутреннее движение сердца твоего. Я изступаю и повергаюсь вместе с тобою пред священным образом её и, воздевши ко Всевышнему земледельческие мои руки, из глу-бины души моей молю: да продлится долговременно бесценное её здравие, да вознесется престол и царство её над всеми врагами её, да распространится и утвердится в роды родов высочайшее наследие её и истинная её слава, что она есть изящнейшая преобразительница и про-светительница Российского народа! Заклинаю тебя, сын мой, продолжать сию молитву по всякое утро до последнего твоего издыхания!».
Заключительные слова этой речи были очень трогательны. Сам оратор прослезился и, взяв у стоявшей тут же жены своего ребенка, положил его перед портретом императрицы Екатерины II, как бы вручая его её попечению. Присутствовавшие, восторженные красноречием козловского Цицерона, осыпали его деньгами, и герой дня, щедро награжденный за чужое красноречие, тотчас же после торжества запил с радости и целых два месяца «обращался по деревням у дворян, его пригласивших». Речь Захарьина произвела сильное впечатление; слухи о ней проникли даже в столицу. Тамбовский наместник граф Гудович послал её в Петербург к председателю комиссии об училищах Завадовскому. Завадовский пришел от неё в восторг и, как извещали друзья Державина, говорил, что подобной речи на русском языке он и не читывал. Императрица, прочитав её, была тронута до слез и немало хвалила её. Вскоре речь стала известна всей петербургской знати и была напечатана в «Зеркале света», журнале Туманского и в «Новых ежемесячных сочинениях», издававшихся княгиней Дашковой.

В 1884-1886 годах в Троицкой церкви Козловского Троицкого монастыря был устроен новый иконостас и стены расписаны картинами религиозного содержания. Подряд на производство работ был отдан известному в Козлове владельцу иконописной мастерской, козловскому 2-й гильдии купцу Михаилу Федоровичу Юрьеву. В Указе Его Императорского Величества, самодержца Всероссийского, из Тамбовской духовной консистории настоятелю Козловского Троицкого монастыря, отцу архимандриту Серафиму, со старшею братиею говорилось: «Во исполнение резолюции Его Преосвященства, последовавшей на журнальном постановлении консистории, состоявшемся по ходатайству Вашему, консистория дает Вам знать, что Вам разрешено отдать подрядчику, козловскому 2-й гильдии купцу Михаилу Феодоровичу Юрьеву, устройство иконостаса в каменной Троицкой церкви на экономические средства монастыря за 8000 рублей, на прописанных в представленном проекте условиях и отдать тому же подрядчику, купцу Юрьеву, роспись вновь всей Троицкой церкви картинами религиозного содержания, а также устройство в ней нового престола, выкрашение пола и прочее на экономические монастырские средства, за 4000 рублей, на прописанных в представленном проекте условиях, с тем чтобы согласно проектам, заключены были контракты нотариальным порядком и копии с них представлены в консисторию к делу. Что же касается до просьбы разрешения заделать одно и пробить другое окно в Храме, то, ввиду древности Храма, освященного угодником епископом Питиримом в 1687 году, прошение это осталось без удовлетворения, тем более, что и сами Вы не находите в них особой необходимости, как видно из рапорта Вашего от 7 (19) сентября. План иконостаса и проекты при сем препровождаются. Октября 29 дня (10 ноября) 1884 года. Член консистории протоиерей П. Аквилонов». В монастырской Троицкой церкви «иконостас вместо существовавшего с 1794 года устроен в 1884-1886 годах, равно как и прежняя стенная живопись в этих же годах заменена новою. 21 сентября (3 октября) 1886 года возобновленная церковь была освящена Тамбовским епископом Виталием».

20 сентября (3 октября) 1914 года пьесой С.Н. Найденова «Дети Ванюшина» открылся зимний театральный сезон. Театр «Товарищества Разумных развлечений» был сдан на весь сезон антрепренеру Н.Н. Петрову-Братскому. В состав труппы во главе с известной провинциальной актрисой З.В. Горевой входили: С.П. Иванова, В.М. Инсарова, М.Ф. Викторова, Алинская, Альбанская, С.П. Гославская, М.В. Лельская, Лесная, О.В. Князева, Н.Н. Петров-Братский, С.Э. Оранский, А.В. Соколов, П.М. Арбенин, В.Х. Владимиров, Д.И. Поляков, А.С. Айканов, М.С. Московский, Богачев, М.Ф. Гвоздев, Б.М. Тамаров, А.В. Назаров. Главный режиссер А.В. Соколов. Второй режиссер А.В. Назаров. Художник-декоратор М.Ф. Гвоздев. Суфлер Э.Э. Ге.

20 сентября (3 октября) 1915 года в час дня в г. Козлове состоялось открытие мужской Учительской семинарии.

3 октября 1929 года на заседании Президиума Козловского горсовета Козловского Округа ЦЧО Рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов слушался вопрос о закрытии Соборной церкви. Постановили: «1. Принимая во внимание ряд постановлений рабочих и служащих города и железной дороги о закрытии Соборной церкви для использования её под культурные надобности – считать данное мероприятие целесообразным, т.к. Собор расположен среди города и близко к нему расположены ещё две церкви – это обстоятельство не дает возможности правильно вести работу по благоустройству и уличному движению.
2. Учитывая тот факт, что в городе не имеется достаточного помещения для ссыпки хлебов и разрешения этого вопроса в вышестоящих организациях, временно использовать Собор для этой цели.
3. Создать комиссию для обследования собора о пригодности его в техническом отношении, а также его санитарного состояния для выявления его пригодности из следующих лиц: тов. Сытникова – от Горсовета, Адмотдела, РКИ, Здравотдела, ОНО, Коммунальной Секции, после чего составить акт.
4. Учитывая все эти обстоятельства, немедленно возбудить ходатайство перед ВЦИК о закрытии Собора».

Как писала 3 ноября 1959 года «Мичуринская правда»: «К ноябрю 1959 года для улучшения обслуживания населения телефонной связью Мичуринская контора связи установила таксофонные будки в клубе имени Ленина, у кинотеатра «Октябрь», у магазина «Гастроном» № 2 и на углу Революционной и Интернациональной улиц».

Просмотров: 75 | Добавил: Олег | Дата: 03.10.2022 | Комментарии (0)