Мои статьи [85] |
Видео [1] |
Об авторе [3] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
О.В. Сазонов «Первый полет над Козловом на аэроплане». Человек всегда мечтал летать как птица. Начало ХХ века стало эрой освоения воздушного пространства. Многие мичуринские краеведы уже описали некоторые из первых полетов, совершавшихся в козловском небе. Но все они относятся только к 1912 году. Это объясняется доступом к подшивке «Козловской газеты» за 1912 год, которая хранится в мичуринском краеведческом музее. Из газетных заметок известно о полете аэроплана над Козловским уездом, который был осуществлен 6 (19) мая 1912 г. близ Шехмани. Совершил его местный землевладелец Н. Саков на собственном аэроплане системы «Анзани». Но его полет оказался неудачным. По воспоминаниям современников при подъеме пропеллер аэроплана работал исправно, но на высоте 20 сажень у него вдруг сломалось одно колесо и машина рухнула на землю. К счастью, летчик остался жив. Известно о полете над г. Козловом, который совершил известный в России авиатор Я. И. Седов летом 1912 года. Кроме того среди мичуринских пионеров воздухоплавания был известен и студент К. К. Мягков, построивший с помощью слесаря аэроплан собственной конструкции. И все же ответ на вопрос, кто же первым совершил полет на аэроплане оставался открытым. Сегодня мы можем ответить на этот вопрос. Как и в исследованиях предыдущих авторов, ответ дает нам «Козловская газета», поместившая в своем номере от 8 (21) мая 1911 г. следующее объявление: «Беговой ипподром. В понедельник 9 (22) мая 1911 года состоится только один по-лет известного пилота-авиатора А.В. Васильева. Начало полета в 7 часов вечера. В случае ненастной погоды полет переносится на следующий день. Билеты продаются в магазине «Эхо». Взятые билеты действительны. Импресарио Б. Крылов. Подробности в афишах. 9 (22) мая 1911 года стояла теплая погода. И поэтому, как было ранее заявлено полет авиатора А.В. Васильева на аэроплане Блерио состоялся в тот же день.. Так как в Козлове это был первый полет, то зрителей на него собралось 15-20 тысяч человек, если не более. Огромный откос горы, возвышающейся над ипподромом был сплошь покрыт народом, жадно глядевшим на одну точку внутри огороженного круга, где находился аэроплан, доставленный сюда со станции железной дороги с помощью солдат. К 7 часам вечера город почти опустел. Прекратилось обычное движение пешеходов, не было слышно езды извозчиков. Нанять какую-нибудь самую захудалую клячу, чтобы добраться до ипподрома, не было никакой возможности. Зато крыши домов были просто усеяны людьми. В 7 часов авиатор имел уже вполне собранную и готовую к полету машину, напоминающую стрекозу или ласточку. А. Васильев – молодой человек 27 лет (родился в 1882 году), уроженец деревни Марьевки (Преображеновки) Темниковского уезда Тамбовской губернии. Его знакомство с авиацией началось с того, что в июне 1909 года молодой человек, выпускник юридического факультета Казанского университета, на открывшейся в городе большой международной выставке увидел то, о чем мечтал последние несколько лет – настоящий воздушный шар. Окончательное решение было принято в Санкт-Петербурге в 1910 году на проходящей здесь Первой российской авиационной неделе. Полеты отчаянных авиаторов, и, прежде всего, французов, произвели на Васильева сильное впечатление. Поэтому вскоре он уехал во Францию с единственной целью — научиться летать и стать дипломированным пилотом. По окончании авиашколы Васильев получил диплом, который давал ему право на организацию публичных полетов. Потратив 65 тыс. рублей на приобретение двух аэропланов «Bleriot.XI» с двигателями мощностью 25 и 50 л.с., он возвратился на родину. Ведь деньги нужно было отрабатывать, тем более что в глубине его души теплилась надежда создать свою собственную авиационную школу. А для этого нужны были средства и немалые. Получить же их можно было, организовав большое гастрольное турне на аэропланах. Именно этим и объясняется появление авиатора в Козлове. Ко времени полета в Козлове А.А. Васильев был уже известным летчиком, имеющим на своем счету ряд авиационных рекордов. Он первым в России пролетел более 100 км без посадки из Елисаветполя (Кировабад) в Тифлис (Тбилиси) (29 ноября 1910 г.). На 176 верст (188 км) он затратил 1 час 47 ми-нут, высота полета до 1200 м при температуре -4°С и ветре до 8 м/с. Вот что рассказывает корреспондент «Козловской газеты». «А.Васильев - выпускник юридического факультета Казанского университета и променявший мертвые, ограниченные формы законов на вечно живые безграничные пространства воздуха, к завоеванию которого стремится современный человек. Испытываете ли вы страх?, - спросили мы отважного летателя. «Я об этом никогда не думал, - отвечал он. Управляя машиной, некогда отдаваться посторонним ощущениям. Приходится думать лишь о главном, о ходе мотора, наклоне крыльев и т.д. полеты – такое увлекательное и интересное дело, что испытав их, оторваться уже трудно, если не возможно». Вес машины 18 пудов. Тип ее гоночный, одноместный, стоит она 11 тысяч рублей. В 7 часов 10 минут авиатор облекся в меховой костюм, а через 5 минут, когда завертелся маховик, поднялся свободно и легко, после незначительного пробега по запасной дорожке ипподрома. Наивысшая точка подъема была 100 сажень. Всего он сделал три круга диаметром около версты каждый. Заходящее солнце прекрасно освещало аэроплан, выделявшийся на безоблачном небе. В 7 часов 25 минут Васильев, приветствуемый громом аплодисментов, плавно опустился на том самом месте, откуда поднялся. Авиатору устроили овацию, качали, кричали «Ура!». Полет занял 7 минут. Крылья сейчас же отцепили, отдельные части упаковали и связали и машину отправили на станцию Козлов. По пути г-н Васильев, вероятно, совершить еще полет в Рязани. Конечная же его цель – Москва, чтобы участвовать в конкурсе. Козловом он остался недоволен: говорил, что мал сбор, давший 400 рублей». Буквально через месяц после полета в Козлове, в июле 1911 года А.А. Васильев примет участие в первом Всероссийском большом перелете по маршруту Петербург – Москва. Единственным из девяти участников, в числе которых был знаменитый С.Уточкин, А.А. Васильев достигнет финиша и выиграет Большой приз. Это был рекордный перелет из Петербурга в Москву, на расстояние в 725 километров. Лететь следовало по строго определенному маршруту Петербург — Новгород — Валдай — Вышний Волочек — Тверь — Москва (Ходынское поле) и только днем — с 4 часов утра до 8 часов вечера. Полет продолжался чуть более суток, 24 часа 49 минут. Фактически же Васильев пробыл при этом в воздухе только 9,5 часов, остальное время он провел на земле, ремонтируя и заправляя аппарат, а также отдыхая и восстанавливая силы. За первые сутки перелета он пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд французского авиатора Бомона. Как победитель перелета Петербург- Москва, А.А. Васильев удостоился счастья выслушать Высочайшую телеграмму Николая II, следующего содержания: «Московскому губернатору Джунковскому. Передайте авиатору Васильеву Мое искреннее поздравление с победой на перелете Петербург – Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу». Победа принесла летчику огромную популярность. А потом были и другие перелеты, были и другие победы и достижения. В 1912 году Александр Васильев выпустил книгу «В борьбе с воздушной стихией». Первая мировая война круто изменила судьбу А.А. Васильева. В начале августа 1914 г. он прибыл в штаб Юго-Западного фронта в качестве летчика-охотника (добровольца). Авиатора назначили в девятую армию. Первый боевой полет стал для Васильева последним. 10 августа 1914 г. он вместе с наблюдателем генералом Мартыновым производил по заданию Штаба фронта разведку у г. Львова. Осколки неприятельской шрапнели повредили мотор его «Морана». Летчику пришлось совершить вынужденную посадку в неприятельском тылу. Васильев и генерал Мартынов попали в плен. Генерал Мартынов после трёх с половиной лет тяжёлого плена летом 1918 года вернулся в Москву. Васильев же, совершив неудачную попытку побега, после которой был пойман и заключён в лагерь строгого режима. Неоднократно предпринимались попытки обмена его на пленных австрийских офицеров. В последнем документе от 31 декабря 1917 года австрийская сторона сообщила, что пленный авиатор признан неспособным к военной службе и будет отправлен в Россию с поездом инвалидов. Но этого не произошло. Александр Алексеевич Васильев умер в плену. Где находится его могила, к сожалению сегодня неизвестно. | |
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |