Приветствую Вас Гость!
Пятница, 26.04.2024, 12:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Елизавета Павловна Сатина и её частная гимназия

     Долгие годы получение образования в России было прерогативой мужской половины. В городе Козлове, как, впрочем, и в целом в России, к женскому образованию изначально относились крайне отрицательно, так как считалось, что основной удел женщины – сохранение домашнего очага, забота о детях и посещение церкви, и в связи с этим грамотность ей ни к чему. В основном женщины получали образование домашнее.

Тем не менее в нашем городе, наряду с мужскими, существовали и женские училища: городские и образцовое железнодорожное, прогимназия, а впоследствии и гимназия. Первоначально они были строго сословные: дворянские, духовные и для низшего сословия. Но все эти учебные заведения, начальные и средние не могли выполнить в полном объеме существующий в то время запрос общества на женское образование. И на помощь городским и земским, ведомственным и министерским училищам пришли училища частные.

Знаток городской истории не без труда назовет несколько козловских частных женских и смешанных училищ и гимназий, где могли получить образование наши бабушки и прабабушки. Это гимназии Трацевской, Архангельской, Гневышевой и др. Но каждый житель города непременно вспомнит и имя Елизаветы Павловны Сатиной и ее частную женскую гимназию, без труда показав здание Социально-педагогического института, где она находилась. 

 

Начало частному учебному заведению было положено в 1904 году, когда в городе Козлове Елизавета Павловна Сатина открыла новое двухклассное частное училище 3-го разряда. С этого времени основанное ею частное учебное заведение стало делом её жизни. Е.П. Сатина была неизменной начальницей и содержательницей сначала училища, а затем и гимназии.  

Передо мною небольшой послужной список частного училища Е.П. Сатиной. Из него мы узнаем, что Елизавета Павловна Сатина, урожденная Эберман, родилась 12 (24) сентября 1867 года. Вероисповедания православного. 10 (22) октября 1884 года окончила 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью. Позднее получила свидетельство на звание домашней учительницы из Московского учебного округа за № 5820. С 20 августа (2 сентября) 1903 года – в должности учительницы. В училище преподавала французский и русский языки.

 

Вместе с ней в училище преподавал ее муж – Иван Аркадьевич Сатин. Был он не на много старше своей жены (родился в 1866 г.) и принадлежал к дворянскому сословию. В 1883 году И.А.Сатин окончил курс (7 классов) в Пажеском Его Величества корпусе. Кроме того, он имел свидетельство на звание учителя начального училища,  в должности которого находился с 21 августа (3 сентября) 1905 года. Согласно разрешению директора народных училищ Тамбовской губернии от 14 (27) июля 1905 года за № 1801 И.А. Сатин преподавал в училище естествоведение и историю.

Разрешение Попечителя Харьковского учебного округа на открытие частного училища 3-го разряда Е.П. Сатиной было выдано 20 августа (2 сентября) 1903 года (№ 12159), но в виду позднего времени получения разрешения, училище было открыто только в августе 1904 года в составе двух классов при 20 учащихся.

Как сообщала «Козловская газета» в конце августа 1905 года: «Учебное заведение и пансион Е.П. Сатиной приготовляет детей во все средне-учебные заведения. Практика иностранных языков, танцы и музыка по желанию.

Г.Козлов Монастырская улица, дом Телелюевой».

             Первоначально, педагогический состав училища был небольшой. Священник Боголюбской церкви г. Козлова Василий Иванович Румянцев преподавал Закон Божий. Иван Аркадьевич Сатин преподавал естествоведение и историю. Александра Николаевна Богомолова преподавала арифметику. Елена Николаевна Маслова преподавала русский язык в 1,2 и 3 классах. Мария (Оттилия) Фритцевна (Федоровна) Рамон преподавала географию и немецкий язык. Мария Петровна Скржинская заведовала приготовительным классом. Сама Елизавета Павловна преподавала русский и французский языки.

 

          Постепенно количество учениц в училище увеличивалось и к 1 (14) января 1906 года число их достигло 46.

 

18 (31) августа 1906 года постановлением Совета при Попечителе Харьковского Учебного округа (№11559) Е.П. Сатиной разрешено было преобразовать училище 3-го разряда в учебное заведение 1-го разряда с приготовительным классом при нем. Чем отличались эти учебные заведении друг от друга? Главным критерием разделения на разряды была программа обучения в них. Чем выше был разряд, тем больше внимания уделялось изучению наук. В заведениях низших разрядов в основном преподавались предметы, необходимые для бедных детей. Кроме того, в двух первых разрядах учебных заведений много времени отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам. В последних разрядах учебных заведений – рукоделию и хозяйственным работам.

23 августа (5 сентября) того же 1906  года Министерство Народного Просвещения разрешило предоставить учащимся в учебном заведении г-жи Сатиной права, которыми пользуются воспитанницы женских гимназий по Положению 24 мая (5 июня) 1870 года, с присвоением училищу названия частной женской гимназии.

17 (30) октября 1906 года Попечителем Харьковского учебного округа С. Раевским был утвержден «Учебный план частного учебного заведения 1-го разряда, содержимого в г. Козлове  домашней учительницей Е.П. Сатиной, урожденной Эберман».

 

Согласно этому плану: 1. Училище имело целью давать детям среднее образование в объеме курса женских гимназий М.Н.П.

2. Учебное заведение в тот момент состояло из семи классов и приготовительного к ним с годичным курсом в каждом.

 

3. Учебное заведение, состоя под непосредственным руководством и наблюдением содержательницы, находилось в ведении директора народных училищ Тамбовской губернии и подчинялось правилам о частных учебных заведениях.

 

4. Учебное заведение предназначалось только для приходящих учениц.

 

5. В училище преподавались предметы, поименованные в таблице числа недельных уроков, приложенной к ст.XIX Высочайше утвержденного положения о женских гимназиях и прогимназиях 24 мая (5 июня) 1870 года.

 

6. Все предметы в учебном заведении преподавались по программам, составляемым применительно к учебному плану для соответственных классов женских гимназий и прогимназий, и по руководствам и пособиям, допущенным Ученым Комитетом М.Н.П. и духовным ведомством по принадлежности. Учебный курс женских гимназий заключал в себе следующие предметы: Закон Божий, Русский язык и словесность, Французский язык, Немецкий язык, История, География, Естествоведение, Арифметика и геометрия, Начало педагогики, Чистописание, Рисование, Пение, Женские хозяйственные рукоделия, Танцы.

 

7. Число уроков по каждому предмету соответствовало числу уроков в соответственных классах женских гимназий и прогимназий.

 

8. Учебные занятия в училище происходили в течение всего учебного года за исключением летних и зимних каникул, страстной недели, недели Святой Пасхи и воскресных, праздничных и высокоторжественных дней.

 

9. Учебные пособия для классного преподавания (карты, глобусы и пр.) приобретались на средства содержательницы; книги же, тетради и пр. на средства учащихся.

 

10. К преподаванию учебных предметов в училище допускались лица, имеющие на то законное право, по представлению директора народных училищ Попечителем учебного округа.

 

11. В приготовительный класс принимались дети не моложе 8 лет, в первый – 9 лет, а в остальные имеющие соответственный возраст.

 

12. Количество учениц в каждом классе не должно было превышать 40.

 

13. Плата за учение взималась по 50 рублей в год за обязательные предметы, за необязательные же предметы по 10 рублей в год.

 

14. Учебное заведение помещалось в здании, удовлетворяющем требованиям школьной гигиены.

 

15. Преподавателям в училище не присваивалось право носить форменную одежду.

 

16. В случае же несоблюдения содержательницей указанных выше правил, по представлению директора народных училищ Тамбовской губернии, училище должно было быть закрыто.

 

17. Содержательница училища о состоянии его предоставляла директору народных училищ Тамбовской губернии, годовую и полугодовую ведомость по установленной форме.

 

18. Курс училища не должен был быть ниже курса соответствующих классов правительственных гимназий (предложение М.Н.П. от 26 августа (8 сентября) 1906 года №17021).

 

19. Переводные и выпускные испытания в училище производились в присутствии депутата от учебного округа.

 

Достигнув желаемого перевода училища в высший разряд, Елизавета Павловна лишилась своего помощника и мужа в качестве преподавателя училища. Как сообщал инспектору народных училищ 6-го участка директор народных училищ Тамбовской губернии в своем письме от 10 (23) ноября 1906 года (№ 3220), «имеющий звание учителя начального училища И.А. Сатин на основании статьи 3726 Свода законов тома XI изд. 1893 г. не имеет права преподавания в училищах 1-го разряда, а потому и не может быть представляем в дирекцию к допущению его к преподаванию в женской гимназии г-жи Сатиной».

Частное училище 1-го разряда Е.П. Сатиной с правами правительственных женских гимназий для учащихся в 1906 году помещалось в наемном доме Телелюевой на Монастырской (Филиппова) улице, представляющем совершенно достаточные удобства для учебного заведения и удовлетворяющем требованиям школьной гигиены. Училище в 1906 году насчитывало 97 девочек и состояло из пяти классов: приготовительного и четырех основных.

Вместе с училищем Е.П. Сатиной в этом же доме Телелюевой размещалось второе приходское училище. Однако, в августе 1907 года оно вынуждено было переехать на новую квартиру, так как домовладелица сдала училищное помещение гимназии Е.П. Сатиной, которая с этого времени арендовала весь дом. Потребность сатинского училища в  расширении объяснялась, во-первых, приливом учениц, а во-вторых, прибавлением с начала учебного года двух классов. Современник писал: «Пример г-жи Сатиной, взявшей на себя нелегкую задачу организовать вторую гимназию в уездном городе, прекрасно иллюстрирует ту жажду просвещения, которая далеко не удовлетворялась одною казенною женскою гимназиею. Мы не знаем, как поставлено дело в частной гимназии, но родители учащихся, кажется, очень довольны, что их дочери учатся именно в этой гимназии». 

Хочется отметить, что в упомянутом доме Телелюевой на Монастырской улице до переезда на Московскую улицу располагалась женская казенная гимназия. 5 (18) ноября 1907 года как сообщала «Козловская газета» в училище давался «вечер». «Ставились живые картины, читали небольшие литературные вещицы, разыграли маленькую сценку и в заключение танцевали. Главными действующими лицами всех этих разнообразных развлечений были, конечно, ученицы. Публика состояла из родных и знакомых учениц. Веселье на вечере царило самое непринужденное и неподдельное».

Так как частное женское учебное заведение 1-го разряда Е.П. Сатиной имело разрешение именоваться женской гимназией и обладало правами правительственных гимназий для учащихся, то оно в городе и называлась гимназией.

В 1908 году гимназия Е.П. Сатиной переехала в новое помещение в доме Курьянова, расположенное на углу Московской (Советской) и Питейной (Гоголевской) улиц. С переходом в новое здание, первоначально не совсем приспособленное для гимназии, были приняты во внимание все самые современные требования к планировке помещений. Образцом для устройства классной комнаты во многих гимназиях была книга Эриксона. По мнению автора «Качество классных комнат зависело, главным образом, от следующих факторов: От ее размеров, в связи с установкой классной мебели. От величины и положения окон. От устройства пола и стен. От способа искусственного освещения. От системы отопления и вентиляции. Параметры образцовой классной комнаты должны были быть следующими: длина – 9-10 метров, глубина – 7 метров, высота – 4 метра (в более высоких комнатах легко является неприятный и затрудняющий преподавание резонанс). Полы классной комнаты должны состоять из плохого проводника тепла и не развивать много пыли. Наиболее целесообразный и идеальный пол для классной комнаты – хороший дубовый паркет. Стены должны быть проходимы для воздуха. Покрытие масляной краской допускается до известной высоты (2 аршина), остальная часть стен, а равно и потолок, следует покрыть обыкновенной клеевой краской. Панель может быть окрашена в темно-серый цвет, верхняя часть в светлый серый, с весьма слабым голубым оттенком. Потолок должен быть белый, матовый. Все углы комнаты, а также и карниз, округляются во избежание застоя в них воздуха и для удобства чистки». Все эти параметры учитывались в частной гимназии Е.П. Сатиной. Арендная плата за здание составляла 2000 рублей в год.

В архивных документах того времени можно найти прошения начальницы гимназии Е.П. Сатиной об ассигновании средств на устройство гимназии. В них было указано, что ассигнования требовались на оборудование физического и химического кабинета, рисовального и рукодельного классов, приемной для родителей, на комплектование библиотеки. Для многих помещений требовались иконы и портреты Императорского Дома. Кроме того, деньги были нужны на новые шторы, так как окон в новом здании было намного больше и они большего размера, чем прежние. Обновлялась старая мебель, были позолочены иконы и рамы у портретов, закупалось новое школьное оборудование и учебные пособия.

Частная гимназия Е.П. Сатиной пользовалась популярностью не только в Козлове, но и в соседних губерниях. Число учащихся в ней ежегодно возрастало: если к 1 (14) января 1907 года оно равнялось 95, 1908 г. – 149, 1909 г. – 195 девочек. В 1909/10 учебном году, гимназия существовала в составе шести классов (кроме приготовительного), в 1910/11 учебном году уже существовала в составе семи классов.

Педагогический персонал гимназии Е.П. Сатиной к 1 (14) января 1909 года состоял из 16 лиц: содержательницы Елизаветы Павловны Сатиной, двух законоучителей – Василия Ивановича Румянцева и Гавриила Иосифовича Саввинского, двух воспитательниц: Лидии Ивановны Ребиковой, урожденной Терновской, и Елены Васильевны Миакович, и 11 преподавателей, трое из которых имели высшее образование. Русский язык и словесность преподавали Елена Сергеевна Баршева и Александра Николаевна Богомолова, математику – Ефросинья Григорьевна Постриганева и Евдокия Ивановна Майорова, естествоведение – Елена Ивановна Шевченко, немецкий язык – Мария Фридриховна Рамман, французский язык – Наталья Викторовна Ткачук, гигиену – Василий Алексеевич Ляпустин, рисование и чистописание – Анатолий Георгиевич Барабанов, пение – Козьма Андреевич Леонов. В приготовительном классе преподавали Клавдия Гавриловна Попова и Анна Михайловна Благушина.

В частной гимназии Е.П. Сатиной большое внимание уделялось гигиене и эстетике преподавания. Ученицы находились под постоянным наблюдением врача. Сверх того, врачом гимназии проводились систематические исследования здоровья учениц два раза в год. В хорошую погоду устраивались игры на свежем воздухе. Приняты были меры к тому, чтобы усвоение программы не приводило к переутомлению учащихся и чтобы обязательные занятия не превышали сил и способностей отдельных учениц. Руководящим принципом преподавания являлось развитие интереса к знанию и самостоятельной, критической мысли. Так как обучение должно индивидуализироваться согласно способностям и склонностям отдельных учениц, то принято за основное правило, что количество учениц в каждом классе не должно превышать 40 человек.

 

В гимназии была введена определенная форма для девочек, очень похожая на школьную форму советского времени. Это темное платье с белым воротничком и фартуком: черным – для повседневной носки, а белым – для торжественных дней. Единственным видимым отличием гимназической формы было – длина платья.

Примером столь скромной одежды служили преподаватели гимназии, во главе со своей начальницей, которые всегда были одеты очень строго.

Устав женских гимназий призывал к строгости не только в отношении внешнего вида воспитанниц, но и в поведении. Предписывалось строго выполнять правила, установленные гимназией. Воспитанницам надлежало в воскресенье и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, дружелюбными, опрятными. По выходным дням ученицы гимназии могли устраивать вечера, на которых проходило совместное чтение или беседы на исторические и литературные темы. Также воспитанницы могли посещать театр или бал, но только в сопровождении родителей или классной наставницы.

Воспитательною частью заведовала сама содержательница при помощи двух воспитательниц и всех учительниц.

Большое внимание в гимназии уделяли предметам эстетического цикла: занятиям музыкой и танцами, пением, рисованием, лепкой.

 

          Из учениц старших классов был составлен хор. Учителем пения первоначально состоял специально для этого приглашенный, имеющий аттестат от Русского хорового общества в Москве на право преподавания, регент приютской церкви Тихон Аристархович Калачов.

 

В первые годы существования училища рисование в нем преподавал, окончивший Московское Строгановское училище живописи ваяния и зодчества преподаватель Козловского Пушкинского училища Николай Иванович Вебер. А после его смерти, произошедшей 7 февраля 1908 года, Анатолий Георгиевич Барабанов. Позже А.Г. Барабанова сменила – Вера Александровна Павлова.

 

Как уже отмечалось, учебный курс частной гимназии Сатиной был выше курса женских гимназий. Сверх обязательных предметов в гимназии преподавались: два новых языка (обязательно), природоведение применительно к программам реальных училищ, гигиена, пение, танцы, рукоделие.

Плата за обучение обязательным предметам составляла 60 рублей в год, за обучение языкам платили отдельно 10 рублей за каждый.

Общая сумма, получаемая содержательницей от сбора платы за обучение равнялась 12-13 тысячам рублей в год. На эти деньги гимназия и содержалась.

 

Для спортивных занятий с 1 (14) октября 1909 года на должность преподавателя гимнастики был принят преподаватель Козловского коммерческого училища Владимир Дмитриевич Бауэр, имеющий удостоверение Тифлисского гимнастического общества «Сокол».

Елизаветой Павловной неоднократно ставился вопрос о преобразовании учебного заведения в полноправную гимназию, что было необходимо, как отмечали современники, и для г. Козлова, нужды которого в женском образовании не удовлетворялись и наполовину существующей казенной гимназией. Частное заведение Е.П. Сатиной отчасти восполняло недостаток мест в общественной гимназии, но необходимость оплачивать переводные и выпускные испытания в присутствии депутата от учебного округа, а также сдавать приемные испытания в случае перевода в общественную гимназию, при переводах в другие города, заставляли родителей избегать помещение своих детей именно в гимназию Сатиной.

И это преобразование в скором времени произошло. В заседании Козловской городской Думы 16 февраля (1 марта) 1910 года было прочитано заявление Е.П. Сатиной, которая сообщала, что по распоряжению Его Превосходительства Попечителя Харьковского Учебного округа женской гимназии Е.П. Сатиной предоставлены все права и преимущества министерской гимназии. В связи с чем она просила согласно пожеланию, выраженному гласными в заседании 7 (20) апреля 1909 года, назначить от города трех членов в попечительный совет гимназии. Избранными стали Д.И. Умрихин, А.И. Калабин, В.П. Калмыков.

Попечительные советы, наделенные широкими полномочиями имели большое значение в деятельности женских училищ. Многочисленные архивные документы свидетельствуют о стремлении педагогов училищ и попечительных советов помочь необеспеченным ученицам. Содержательница гимназии ежегодно обращалась в Козловскую городскую Думу, к земскому собранию с просьбой о выделении пособий неимущим ученицам. И местные депутаты охотно откликались на её просьбы.

Одновременно произошли перемены и в управлении гимназии: избран и утвержден округом попечительный совет, состоящий из председателя М.М. Осипова и четырех членов: В.П. Калмыкова, А.М. Каменева, М.Т. Кашкова и А.П. Фингерхут. Утверждена в звании начальницы гимназии и председательницы педагогического совета Е.П. Сатина.

В 1910 году было положено основание физическому и химическому кабинетам и обеспечено подписной суммой родителей дальнейшее оборудование и развитие их.

 

9 (22) июня 1910 года состоялся первый выпуск женской гимназии Е.П. Сатиной. Открылся он молебствием, совершенным священником Боголюбской церкви Румянцевым. В присутствии преподавателей, родителей и посторонних посетителей начальница гимназии произнесла небольшую речь, указав на то, что первый выпуск учениц – всегда самый памятный. «Чтобы с вами не случилось в жизни, продолжала начальница, вы всегда найдете в гимназии и материальную и нравственную поддержку». Эта речь до слез тронула всех окончивших курс семи классов.

 

Аттестат № 1 получила дочь мещанина Туйба-Фейга Янкелевна Блюмштейн, № 2 – дочь крестьянина Евгения Михайловна Васильева, № 3 – Анна Николаевна Коноплясова, № 4 – дочь священника Любовь Феодоровна Красивская, № 5 – дочь полковника Варвара Николаевна Микучевская, № 6 – Ольга Ивановна Пилякова, № 7 – Александра Емилиевна Соколова, № 8 – дочь псаломщика Софья Кассьяновна Уварова, № 9 – Лея Цуковна Хинская, № 10 – Малка Аврамовна Цехер, № 11 – дочь купца Евгения Альфредовна Фингерхут.

 16 февраля (1 марта) 1911 года на заседании Козловской городской Думы была зачитана докладная записка члена попечительного совета женской сатинской гимназии доктора Ляпустина о постройке для нее здания. Автор записки отмечал рост учащихся в гимназии, вызывавший тесноту, которая в будущем должна была дать знать о себе весьма чувствительно. Подходящих же помещений для квартиры гимназии не было, кроме того дома Курьянова, в котором она находилась. Таким образом, потребность в сооружении здания вполне выяснилось. Он предлагал просить город уступить 1000 кв.сажень. Эта земля должна была остаться собственностью города, заложить ее гимназия могла лишь в земельном банке.

Обсуждение этого вопрома происходило следующим образом: «Гласные Умрихин и Калабин как выборные от города говорят, что проект постройки они не подписывали.

 

Гласный Новиков: Для чего и обсуждать проект, если наши представители не подписывали его.

 

Председатель: Дайте докончить чтение сметы (читает).

 

Председатель (говорит тоже как представитель города в совете гимназии): Меня смущает несколько то, что в гимназии есть учредительница, г-жа Сатина, и у нее есть некоторые права, например, назначение членов попечительного совета от себя.

 

Инспектор народных училищ: Если гимназия будет содержаться общественными учреждениями, то от них зависит определить и число членов совета.

 

Гласный Умрихин: Учредительница г-жа Сатина уже имела от города ссуду 3000 рублей за которую до сих пор не разочлась. Дела гимназии в таком виде: прошлым годом Владимир Петрович (гор. голова) учитывал векселя на расплату с преподавателями. Есть и еще долги, сделанные на приобретение имущества и пр., хотя без нашего разрешения. Я, было, протестовал, но затем отказался от своего протеста. И вот теперь, когда гимназия не расплатилась со своими долгами, у нас просят уже серьезной помощи землею. Не рискуем ли мы, уступив ее? 

 

Инспектор народных училищ: Сатина предлагает передать гимназию городу хоть сейчас.

 

Гласный Умрихин: Вот этого еще не доставало! Мы и все другие-то учебные заведения готовы перевести в ведение министерства народного просвещения, а вы нам подкидываете новое училище! Инспектор народных училищ: Долгов у гимназии всего около 1500 рублей. Это пустяки. Обратите внимание, что через 27 лет у города, без всяких с его стороны затрат будет здание в 100 тысяч рублей.

 

Гласный Умрихин: А если ничего не будет, кроме этой заложенной городской земли?

 

Гласный Попов: Смета, которую мы выслушали, раздута. Если мы примем гимназию на счет города, то нам прежде всего укажут на высокую плату с учениц в 75 и 100 рублей.

 

Голоса: Правильно!

 

Инспектор народных училищ: Не избрать ли комиссию для разработки проекта? Ведь вы не теряете буквально ничего.

 

Председатель: Если г-жа Сатина откажется от своих прав, то город примет содержание гимназии.

 

Гласный Попов: Не надо нам этого!

 

Председатель: Предложение о постройке здания все-таки очень симпатичное. Но в какой форме его принять, это надо обсудить. Баллотирую вопрос об избрании комиссии. За комиссию встают 10 человек, сидят 14. Вопрос не прошел».

19 февраля (4 марта) 1911 года праздновалось 50-летие освобождения крестьян от крепостной зависимости. В честь этого события устраивались вечера, а в гимназии проводились утренники с участием самодеятельности детей.

4 (17) июня 1911 года состоялся второй выпуск учениц 7-го класса Козловской женской гимназии Е.П. Сатиной.

 

Согласно установленным правилам, ученицы, окончившие полный курс учения в женской гимназии удостаивались звания учительниц начальных училищ с правом заниматься обучением и на дому.

7 (20) мая 1911 года Тамбовским губернатором утвержден Устав общества вспомоществования нуждающимся ученицам Козловской женской гимназии Е.П. Сатиной. Согласно постановлению Тамбовского губернского по делам об Обществах Присутствия Устав внесен в реестр обществ и союзов по Тамбовской губернии под № 65.

К концу 1914 года Общество имело 100 действительных членов, из которых 15 состояли членами общества со дня его основания. Общим собранием членов, состоявшимся 5 (18) февраля 1914 года, в члены правления были избраны: А.С. Веллер, Н.Н. Истомин, Ф.Р. Калманок, М.А. Кормилицина и Е.М. Прудская. Кроме означенных лиц в состав правления вошли, согласно  пар. 17 устава: начальница гимназии Е.П. Сатина и представитель попечительного совета  гимназии Г.Д. Юдичев, кандидатами в члены правления были избраны: А.Г. Буницкая и Л.К. Ляпустина. Члены правления избрали своей председательницей М.А. Кормилицину, товарищем председательницы  Е.М. Прудскую, казначеем Г.Д. Юдичева и секретарем Н.Н. Истомина. Впоследствии вместо выбывшего из состава правления Н.Н. Истомина в число членов правления вошла А.Г. Буницкая, обязанности же секретаря приняла на себя А.С. Веллер. В члены ревизионной комиссии общим собранием были избраны Н.Ф. Иванов, Л.Г. Лобачев и священник Румянцев, и кандидатами в члены ревизионной комиссии: А.А. Лаврова и Е.И. Майорова. Члены ревизионной комиссии избрали своим председателем Л.Г. Лобачева.

Деятельность общества в отношении помощи нуждающимся ученицам состояла, главным образом, в уплате за право обучения. Пособиями на взнос платы за учение воспользовались в одном только 1914 году 65 учениц, из которых 30 получили по два пособия (по одному в каждом полугодии) и 35 – по одному пособию; таким образом, всего было выдано 95 пособий. Общая сумма пособий составила 1078 рублей; средний размер пособия – 11 рублей 35 копеек. Кроме уплаты за право учения  наиболее нуждающимся ученицам Обществом предоставлялись завтраки в гимназическом буфете. Этими видами помощи пользовались 16 учениц, причем 5 учениц получали завтрак в течение 7 месяцев, две – 5 месяцев, одна – 4 месяца, пять – 3 месяца, одна – 2 месяца и две – 1 месяц. За завтраки Обществом было уплачено 113 рублей 83 копейки, что составляло в среднем 1 рубль 67 копеек на одну ученицу в месяц. Сверх того одной ученице Обществом была приобретена обувь на 3 рубля 70 копеек.

Воспитанницы гимназии в каникулы совершали экскурсионные поездки. Как сообщалось в «Козловской газете»: «8 (21) января 1912 года из Москвы вернулась группа учениц Сатинской гимназии, где они посетили все музеи, Третьяковскую галерею, дворец и художественный театр. Билет по железной дороге стоил 1 рубль 40 копеек в один конец, обед в студенческой столовой 40 копеек, останавливались бесплатно в Сретенском городском училище. Каждой ученице поездка обошлась в 12 рублей».

В праздничные дни в гимназии устраивались танцевальные вечера. Как писала «Козловская газета»: «3 (16) февраля 1912 года в гимназии Е.П. Сатиной был устроен бесплатный танцевальный бал для учащихся. С 5 до 8 часов веселились младшие классы, а с 8 часов начали сходиться и старшие. Танцевали много и оживленно до 1 часа ночи. По окончании бала молодежь искренно благодарила распорядителей за доставленное ей удовольствие. Должно пожалеть лишь о том, что по случаю отказа коммерческого училища и первой казенной женской гимназии уступить свои залы под бал, – на нем могли присутствовать не более 150 человек, так как зал Сатинской гимназии более вместить не в состоянии. Между тем желающих быть на балу оказалось столько, что подъезд буквально осаждали, а улица перед ним была запружена учащимися».

Как писала «Козловская газета» в 1912 году: «Гимназия растет с каждым годом и требует для себя все большего помещения. В настоящее время в гимназии более 450 человек, к сентябрю будет до 500 учениц. Теперь уже дом Курьянова становится тесен, и будут сняты новые квартиры для классов. Осенью решено открыть 8-й класс с двумя специальностями: географией и русского языка. Насколько это открытие отвечает насущной потребности, доказывается хотя бы тем, что прошения о приеме уже стали присылаться. Дальнейшее расширение гимназии в значительной степени обусловливается разрешением «квартирного вопроса». Проектируемая постройка собственного здания, к сожалению, не может быть осуществлена в ближайшем будущем».

 

4 (17) июня 1912 года состоялся третий выпуск учениц 7-го класса Козловской женской гимназии Е.П. Сатиной. В этом году наряду с 17-ю выпускницами аттестат об окончании гимназии получила и дочь Елизаветы Павловны Наталья Ивановна Сатина, затем успешно помогавшая матери в должности классной надзирательницы.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (19.01.2021)
Просмотров: 315 | Теги: Елизавета Павловна Сатина и её част | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]