Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 14:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Елизавета Павловна Сатина и её частная гимназия (продолжение)

22 августа (4 сентября) 1912 года, в 12 часов дня, в гимназии Сатиной был отслужен торжественный молебен, после которого священник, обращаясь к ученицам, сказал приветственную речь. На следующий день 23 августа (5 сентября) в гимназии начались занятия. Престиж гимназии был высок. В 1912 году желающими обучаться в гимназии было подано более 170 прошений: в младший приготовительный класс было подано 16 прошений, старший приготовительный – 25, первый – 38 (принято 35),  второй – 19 (принято 15), третий – 24 (17), четвертый – 22 (17), пятый – 2 (0), шестой – 3 (1), седьмой – 1 (1), восьмой – 28 (27). Всего было принято около 150 человек, причем принимали всех, выдержавших экзамен за небольшим исключением. Всего же в гимназии училось около 520  учениц.

Принимались в гимназию девочки разных вероисповеданий, среди выпускниц были и православные, и иудейского, и лютеранского вероисповедания. Для поступления в младшее отделение приготовительного класса требовалось знать несколько молитв, уметь читать крупный шрифт и списывать с книги отдельные слова и предложения. По арифметике считать в пределах двадцати.

Для поступление в старшее отделение по Закону Божию требовалось знать основные молитвы и важнейшие события из жизни Иисуса Христа. По русскому языку – свободно и осмысленно читать, пересказывать прочитанное, знать несколько стихотворений и басен, правильно и аккуратно писать, по возможности прямым почерком по методу Гербача. Иметь понятие о звуке и букве, слогах, переносе, о прописной и строчной буквах, о простейших правилах правописания. Книгой для чтения служили «Новая народная школа» Борисова и Лаврова, «Практическая грамматика московских учителей», практический курс правописания Некрасова. По арифметике поступающие в старшее отделение девочки должны были знать счет в пределах 100, приемы вычисления, таблицу умножения. Пособием служил задачник московских учителей. По французскому языку необходимо было уметь читать по учебнику Коноф, уметь списывать французский текст, отвечать на вопросы, предложенные на французском языке по простым картинкам.

К описываемому времени во всех классах (кроме шестого и старшего приготовительного) были открыты параллельные отделения, что разрешалось только в том случае, если количество учениц превышало 40 человек. Особое внимание было обращено на восьмой класс, в котором были введены такие новые предметы, как законоведение, психология и др. Администрация гимназии старалась, чтобы ученицы этого класса получили побольше практических и теоретических сведений. Здание гимназии заново отремонтировано, сняты соседние комнаты, в которых до этого помещалась контора Калманок, расширен зал. Несмотря, однако, на это в гимназии чувствовался недостаток в помещениях: слишком тесны классы! Предполагалось приобретение гимназией своего помещения. Для этого требовалось содействие городской Думы, которого как мы знаем, получено не было. До самого своего закрытия гимназия Е.П. Сатиной оставалось в том же здании. 

        21 февраля (6 марта)  1913 года праздновали 300-летие Дома Романовых. Московская (Советская) улица города Козлова в этот день была украшена по-особенному. У Покровского собора в особо приготовленной белой палатке были поставлены портреты Государя и Государыни. Недалеко от правительственной женской гимназии (ныне школа № 18) были поставлены два столба, между которыми подвешен трафарет с надписью «Да будет бессмертен твой царский род». У Московской заставы подвешен был другой трафарет с надписью «Многи лета, многи лета, православный русский царь». Московская улица была украшена флагами. С 9 часов утра по Московской улице было заметно большое движение к Собору и Ильинской церкви, в которых в 9 часов началась обедня. Обе церкви были переполнены молящимися. В 11 часов кончилось Богослужение и духовенство с хоругвями и иконами вышло для служения молебна у собора, при громадном стечении народа. Были выстроены Томский полк, потешные, вольная пожарная дружина и ученики всех учебных заведений. Перед началом Богослужения был прочтен манифест, потом отслужен торжественный молебен. По окончании молебна с колокольни собора раздалось три сильных выстрела. После выстрелов командир полка обошел полк с поздравлением с торжественным днем. Музыка заиграла гимн, после которого начался парад.

Женская гимназия и коммерческое училище программу празднования разделили на две половины: утро и вечер. Коммерческое училище для празднования соединилось с женской гимназией Е.П. Сатиной. Правительственная гимназия праздновала самостоятельно. Утром в женских гимназиях и коммерческом училище был исполнен хором, составленным из учащихся, гимн «Боже, царя храни!». Потом в коммерческом училище ученикам и гимназисткам Сатиной учителем П.Я. Коронатовым было прочтено о воцарении Дома Романовых и его царствовании с Михаила Федоровича до ныне царствующего Государя Николая Александровича, затем были некоторыми учениками и ученицами продекламированы стихотворения и пропета большим хором учениц и учеников кантата о доме Романовых.

Вечер начался в 7 часов и открылся гимном «Боже, царя храни!». Потом были изображены сцены из оперы «Жизнь за царя»: 1) улица села, 2) Птенчик, 3) Молитва, 4) свадебный хор и 5) Апофеоз. С 4-х часов вечера на Московской улице было гуляние, играл духовой оркестр Томского полка, а когда стемнело, пускали фейерверки, жгли бенгальские огни и показывали исторические картины из окон 1-го женского училища. На сцене клуба общества приказчиков было исполнено из оперы «Жизнь за царя»: «В бурю во грозу», «Сусанин в лесу», «Разгулялся, разливался», «Не о том скорблю, подруженьки», «Как мать убили» и усиленным оркестром под управлением Г.И. Кауфмана была исполнена музыкальная историческая панорама «Великая Русь».

7 (20) июня 1913 года в женской гимназии Е.П. Сатиной состоялся очередной выпуск гимназии. Седьмой класс окончили 24 ученицы.

Восьмой класс со званием домашней учительницы окончила 21 ученица.  Со званием домашней наставницы – две ученицы.

 

15 (28) ноября 1913 года в женской гимназии Сатиной состоялось неожиданное торжество. Ученицами этой гимназии был изготовлен на Харьковскую выставку художественно вышитый стяг с изображением герба Дома Романовых. Работа стяга была выполнена настолько художественна, что попечителем учебного округа было предложено возбудить соответствующее ходатайство через министерство народного просвещения о Высочайшем соизволении на поднесение этого стяга Государю Императору. 15 (28) ноября было получено извещение, что Государю Императору «благоугодно было принять стяг, вышитый ученицами Козловской женской гимназии Сатиной, приказав поместить его в Зимний Дворец, а гимназию Всемилостивейше приказать благодарить». Начальницей гимназии было прочитано ученицам о таковом Монаршем благоволении, после чего был многократно исполнен народный гимн, покрытый криками «Ура!».

Педагогический персонал гимназии Е.П. Сатиной к 1 (14) января 1914 года состоял из следующих лиц: содержательницы Елизаветы Павловны Сатиной, двух законоучителей – Василия Ивановича Румянцева и Гавриила Иосифовича Саввинского, классных надзирательниц: Лидии Ивановны Ребиковой, Елены Васильевны Бутылиной, Марии Федоровны Лучаниновой, Натальи Ивановны Сатиной и Софии Касьяновны Уваровой. Русский язык преподавали Александра Алексеевна Лаврова и Александра Николаевна Богомолова, русский язык и географию - Варвара Сергеевна Калабина, математику – Клавдия Петровна Тиминцева и Евдокия Ивановна Майорова, географию - Леонид Григорьевич Лобачев, историю - Александр Захарович Матвеев, физику, космографию и естествоведение – Елена Ивановна Лобачева, немецкий язык - Ирма Евгеньевна Силарай и Алиса Ивановна Талон, французский язык – Надежда Афанасьевна Егорова, чистописание, рисование и лепку – Вера Александровна Павлова, гигиену и психологию – врач гимназии Василий Алексеевич Ляпустин, пение – Василий Федорович Беляев, гимнастику – Владимир Дмитриевич Бауер, рукоделие - Александра Георгиевна Буницкая. В приготовительном классе преподавали Чеслава Антонова Рохальская и Анна Михайловна Благушина.

Из воспоминаний выпускницы сатинской гимназии Л.Г. Жижиной: «Методика преподавания в гимназии была хорошая. Работали квалифицированные учителя, со всей добросовестностью относившиеся к порученному делу и любившие детей. С тёплым чувством вспоминаю нашего учителя географии Леонида Григорьевича Лобачёва и жену его Елену Ивановну, преподававшую естествознание. Летом Леонид Григорьевич предпринимал пешие туристические походы по разным районам России. Например, пешком ходил до Финляндии. Осенью он собирал всех гимназисток в зале и увлекательно рассказывал о своих путешествиях. После его рассказов у многих из нас зародился интерес к географии и богатствам родной страны.

Прекрасным преподавателем русского языка и литературы была Александра Алексеевна Лаврова. Всячески стремилась она прививать ученикам любовь к книге и родной литературе. Часто устраивала утренники, где мы в лицах разыгрывали басни Крылова, отдельные сцены из «Бориса Годунова». А когда изучали «Евгения Онегина», то учительница приносила в гимназию граммофон, а девочки – пластинки из этой оперы, какие у кого были. В определённой последовательности с объяснениями учительницы мы «прослушали» в исполнении лучших певцов оперу «Евгений Онегин».

Александра Алексеевна давала некоторым девочкам книги, которых не было в гимназической библиотеке. Мы их читали, собираясь друг у друга на квартирах. Помню, прочитали мы тогда «Овод» Войнич и «Мать» Горького. В те времена читать гимназисткам такие книги не полагалось. 

Гимназическое начальство поощряло посещение учащимися концертов и театра, но не на все пьесы. Существовал перечень пьес, на которые учащиеся не допускались, и нарушение запрета каралось строго, вплоть до исключения из гимназии».

8 (21) июня 1914 года в гимназии Е.П. Сатиной состоялся торжественный публичный акт, в котором приняли участие педагогический персонал гимназии и ученицы, окончившие 7 и 8 класс. Прекрасные отношения, установившиеся с самого основания гимназии между педагогическим персоналом и ученицами придавали торжеству чисто семейный характер. Бывшие питомицы гимназии с грустью покидали ее. Оставить гимназию им было также тяжело, как родной дом. В ней они провели лучшие годы жизни и со стороны своих наставников, кроме сердечного отношения к себе, ничего не видели… В 7 классе из 47 учениц курс окончили 41, причем 7 из них с медалями. В 8 классе из 24 учениц курс окончили все, из них три со званием домашней наставницы.

В 1916 году в сатинскую гимназию поступила и моя бабушка Гликерия Никитична Агапова, успевшая до революции закончить только два класса этой гимназии.  

1917 год привнес большие перемены в жизнь гимназии. По воспоминаниям выпускницы сатинской гимназии Л.Г. Жижиной: «Утром, когда свершилась февральская революция, город ликовал. Толпы народа заполнили улицы, люди обнимали друг друга. Почти у всех на груди алели красные банты. Появилось много красных флагов, слышались песни, которых до этого не пели: «Смело, товарищи в ногу!», «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов…!». Слышались крики «Свобода! Свобода!». Состоялся митинг. Мне шел пятнадцатый год. Понять и осмыслить происходившее я и мои сверстники в достаточной степени не могли, но, поддаваясь общему настроению, мы радовались и пели, как все. На другой день в гимназию пришли с красными бантами на груди. Никакой молитвы не было, уроки закона Божьего были отменены. Вообще все «божественное» быстро улетучилось, чему, безусловно, способствовал учительский коллектив. Вскоре состоялось общее собрание учащихся старших классов женских и мужских средних учебных заведений. Выступавшие учителя разъяснили нам значение происшедшей революции. Здесь же был организован союз учащихся. Было решено избрать в каждом классе редактора и выпускать классные газеты. В этот период шло много разговоров о подготовке к Учредительному собранию. На заборах были вывешены афишки с призывом голосовать за большевиков, эсеров, кадетов, меньшевиков, но наши учителя не объясняли разницы между этими партиями. Все прояснилось после Октябрьской революции. К нам на собрание пришел заведующий отделом народного образования Глушков. Он разъяснил, что такое Советская власть, сказал, что образование теперь в нашей стране будет бесплатным, и мы больше не должны вносить плату за обучение. – Гимназия отныне Сатиной не принадлежит, но она оставлена до конца года на должности директора, – сказал он. Весной 1918 года я закончила гимназию».

Последние экзамены прошли 16 мая 1918 года. Аттестаты подписывались комиссаром народного просвещения Г. Глушковым, председателем педагогического совета Е.П. Сатиной, председателем родительского комитета П. Киселевым, а также членами педагогического совета: Т. Желтухиной, В. Крошицкой, А.Поздновой, П. Врочинской, А. Лавровой, А. Любавской, А. Кичатовой, В. Павловой, А. Буницкой, М.Калмыковой, Ч. Рохальской, А. Благушиной, Е. Вожаковой, секретарем совета Е. Тарасовой. В том же 1918 году частная женская гимназия Сатиной была закрыта. На протяжении всего времени существования гимназии аттестаты об окончании 7 классов получили около 317 учениц, свидетельства об окончании 8 класса получили около 154 учениц.

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (19.01.2021)
Просмотров: 297 | Теги: Елизавета Павловна Сатина и её част | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]