Мои статьи [85] |
Видео [1] |
Об авторе [3] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Из истории Мичуринского краеведческого музея. Мичуринский краеведческий музей является старейшим музеем и очагом культуры города. Идея о создании в Козлове музея созрела у группы интеллигентов в 1902 году. Инициатором и председателем Козловского комитета по устройству в Козлове художественно-промышленного музея был художник С.И. Криволуцкий. О создании этого общества рассказывает протокол заседания Козловского комитета по устройству в Козлове музея от 25 сентября 1903 года. «В заседание прибыли: 1) Криволуцкий Сергей Иванович 2) Чиликин Василий Павлович 3) Сатин Иван Аркадьевич 4) Абморшев Иван Данилович 5) Жихарев Николай Сергеевич 6) Наумов Андрей Иванович 7) Попов Михаил Митрофанович 8) Шрайбер Оскар Эдуардович 9) Буницкий Владимир Леонидович 10) Константинович Сергей Ефимович 11) Мухортов Василий Матвеевич 12) Лаврентьев Александр Матвеевич 13) Иванов Александр Семенович 14) Быханов Макар Семенович 15) Пастухов Алексей Иванович 16) Савостьянов Николай Петрович 17) Савостьянов Василий Николаевич 18) Иванов Михаил Яковлевич 19) Лебедев Алексей Лукич – священник. 20) Зеберг Генрих Иванович 21) Липко Антонин Иванович 22) Полянский Сергей Дмитриевич 23) Полянский Леонид Дмитриевич 24) Сидельников Александр Николаевич. Кроме прибывших было доложено общему собранию о том, что изъявили желание содействовать устройству музея следующие лица: Михаил Павлович Чиликин, живущий в Саратове, Николай Данилович Тюменевский, там же, Павел Александрович Баженов – в Москве, Иван Васильевич Воронов – в Риге, Владимир Иванович Фрейман – в Тамбове, Исаак Полиэктович Батюков – В Петербурге. На заседании комитета С.И. Криволуцкий обратился к присутствующим: «Бывая по делам своей школы в Петербурге в Академии художества, я получил согласие от участников художественных выставок дать для моей школы свои произведения, которых набирается около 60 экз. Желая эту художественную ценность сделать достоянием не одной только школы, а целого общества, я частным образом возбудил среди местной интеллигенции вопрос о постоянной выставке этих произведений в виде художественного музея. Интеллигенция Козлова оказалась настолько отзывчива, что к моему предложению примкнули люди, желающие со мною разделить труды по устройству и других отраслей музея, т.е. историко-археологического, отдела естествознания, кустарно-промышленного, архитектурного, библиографического и др. Эта отзывчивость и побудила меня к тому, чтобы обратиться ко всем Вам с покорнейшей просьбой оказать свое посильное содействие этому хорошему начинанию. Из числа лиц, отозвавшихся по разным специальным отделам музея, я назову присутствующих здесь, которых и прошу высказаться по другим отраслям музея, так как я беру на себя только художественный отдел музея». Сразу же было направлено прошение на имя Тамбовского губернатора. «Имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить нам временно впредь до выработки и утверждения устава нашего общества функционировать в смысле собирания вещей и изыскания средств для осуществления намеченных нами целей». 24 октября 1903 г. был получен ответ: «Объявляется председателю общества по учреждению в г. Козлове художественно-промышленного музея С.И. Криволоцкому, что я разрешаю ему лично, впредь до выработки и утверждения устава проектируемого общества, собирать предметы для музея и изыскивать средства для осуществления целей, намеченных в протоколе заседания учредителей музея от 25 сентября текущего года. Вместе с тем С.И. Криволуцкий обязывается представить мне к 15 января 1904 года отчет по выше упомянутой, разрешенной ему мною деятельности». 16 декабря 1903 года комитет по учреждению Художественно-Промышленного Музея в Козлове направил тамбовскому губернатору приглашение: «Милостивый Государь! Комитет по учреждению музея имеет честь просить Вас пожаловать на Общее Собрание, назначенное в Воскресенье 18-го января 1904 года в 7 час. вечера в зале Коммерческого училища для обсуждения вопросов: 1.О желательности учреждения в г. Козлове Художественно-Промышленного Общества с музеем при нем, или же только одного Художественно-Промышленного музея. 2.О выработке программы дальнейших действий Комитета. 3.Об изыскании средств к увеличению и расширению музея. 4.О помещении для музея». В январе 1904 года комитет по учреждению Художественно-Промышленного музея в Козлове организовал первую выставку собранных комитетом картин и прочих предметов музея. В 1915 году в Козлове был организован городской педагогический музей. В виду того, что все помещения городских школ были заняты под постой войск, музей помещался в квартире инспектора народных училищ 1-го района С. Червлянского. К концу 1916 года в нем числилось 158 номеров по инвентарному каталогу, было произведено 132 выдачи. На содержание музея отпускалось по 120 рублей в год из средств казны. В первые годы советской власти задача сохранения историко- культурного наследия была выдвинута в разряд общегосударственных дел. В этот период формируется система централизованного управления музейным делом страны, закладываются правовые основы государственного регулирования музейного строительства. Музейные задачи пришлось решать в очень жестких политических и финансовых обстоятельствах. После Февральской революции 1917 г. ценности царских дворцов и музеев были объявлены национальной собственностью, образованы художественно-исторические комиссии для их приёма и охраны, образован совещательный орган при Временном правительстве (так называемое «Особое совещание»). В его состав входила музейная комиссия, начавшая работу по сохранению культурного наследия. Деятельность её была прервана Октябрьской революцией 1917 г. 30 ноября 1917 г. состоялось первое объединенное заседание художественно - исторических комиссий Петрограда, Гатчины, Царского Села, на котором сформулировали основные принципы музейного дела нового государства: отношение к музейным ценностям, как национальному достоянию; демократизация музейного дела, как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Все коллекции, имевшие большую художественную ценность, были объявлены собственностью РСФСР и переданы в ведение Народного комиссариата по Просвещению на общих основаниях с другими государственными музеями. Однако деятельность этих органов затрагивала лишь вопросы, связанные с охраной памятников и музеев в Петрограде, Москве и их окрестностей. На губернском и уездном уровнях не было создано специального ведомства, курирующего эти вопросы. Музеи, существовавшие в ведении учреждений, прекративших свое существование после 1917 г., также переходили в подчинение Наркомпроса. Как правило, в его ведение переходило все имущество музея, включая инвентарь и финансовую документацию. 21 марта 1918 г., после переезда правительства в Москву, при Наркомпросе РСФСР была сформирована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, с отделением в Петрограде. Возглавил коллегию правительственный комиссар Г. С. Ятманов. Первыми ее членами стали: И. Э. Грабарь, представитель Русского музея А. А. Миллер, П. Н. Нерадовский и др. 28 мая 1918 г. в структуре Наркомпроса был создан Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Основными направлениями работы Отдела должны были стать: национализация, реквизиция и конфискация; собирание «безхоза»; выдача охранных грамот; учет и регистрация; контроль над вывозом за границу; поддержание памятников искусства и старины (ремонт и реставрация); фактическая охрана музейных хранилищ, памятников зодчества, парков, ансамблей, городищ, курганов, природы. 7 декабря 1918 г. было опубликовано постановление Народного Комиссариата по просвещению об образовании Губернских Подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Отделах народного образования губернских Совдепов. В соответствии с предписанием Центральной Коллегии Отдела по делам музеев при Тамбовском Губернском Отделе народного образования (ГубОНО) была создана первая Комиссия по охране памятников искусства и старины. 23 февраля 1919 г. коллегия ГубОНО приняла постановление об организации Комиссии по делам музеев и охране культурных ценностей, которая 1 марта 1919 г. была переименована в Музейную секцию. Главной целью создания вышеуказанных органов были организация музейного дела и упорядочение работы по охране памятников на местах, для чего намечались следующие задачи: связь с центральными и местными музеями; изучение местного края; организация музеев и инструктирование музейных работников; постановка экскурсионного дела; организация выставочного дела; организация социальных отделов при народных музеях; научная разработка музейных материалов; организация межведомственной комиссии по охране природы; снабжение музеев наглядными и экскурсионными пособиями; снабжение музеев спиртом; расширение помещений народных музеев. В 1919 году в Козлове были открыты два музея: естественно-научный музей имени Тимирязева и художественно-исторический музей. Коллекции естественно-научного музея были собраны из кабинетов бывших Козловских средних учебных заведений, а частью (чучела птиц и животных) были изготовлены администрацией музея. Коллекции художественно-исторический музея были собраны заведующим музеем, местным художником-археологом Г.Т. Романовым-Скороходовым. В тяжелейших условиях первых лет советской власти создание выставок работниками музеев было реальной возможностью повышения уровня знаний, приобщения к истории и искусству, ознакомления с фондами музеев региона гораздо большего числа людей, чем тех, которые придут непосредственно в залы музея. Так, в отчете Г.Т. Романова-Скороходова, заведующего Художественно- промышленным и Историческим музеем при Козловском отделе Народного образования (сентябрь-ноябрь 1920 г.), говорилось: «Музей стремится популяризировать искусство среди местного населения всеми, имеющимися в его распоряжении, средствами. Но, за неимением возможности оплаты труда лекторов, приготовления диапозитивов для лекций, ограничивается выставкой картин в музее и выставкой произведений искусства в 4-х уличных витринах. За истекший период во всех его четырех отделах: Историческом, Художественном, Картинном, Прикладного и Печатного искусства было выставлено 608 экспонатов. В витринах были выставлены произведения художников: В. Маковского, И. Репина, Н. Ге; предметы прикладного искусства: шитье разных стилей, фарфор, мебель стиля «Ренессанс» и «Ампир», простая керамика и образцы местных глин. Одновременно с произведениями художников выставлялись биографии этих художников и их значение в искусстве». Картинный отдел музея выставлял работы русских художников: В. Переплетчикова, Б. Кустодиева, А. Савинова, Ю. Федоровича, Н. Кабанова, В. Поленова, А. Егорова, А. Вольтера. Временно были выставлены: работы художников: И. Левитана, Н. Сверчкова, С. Виноградова, Д. Мартена; работы местных художников: Г. Романова-Скороходова, С. И. Криволуцкого, А. Пчелинцева, Д. Р. Панина, Н. Бубнова, С. Масленникова; работы иностранных художников: акварели Бургмейстера, Г. Вайсенгофа, Шедрона, картинная копия с картины «Самсон» Рембрандта, 17 работ японских художников Кокусая и Утамаро». В 1922 г. Козловский Народный музей состоял из естественнонаучного, художественно- промышленного отделов и химической лаборатории. Заведовал музеем В. А. Малов (историк, стаж 12 лет). Препаратором при музее был И. В. Воронов (естественник, стаж 15 лет), библиотекарем – В. И. Иванова (гуманитарное образование, стаж 6 лет). До мая 1922 года музеи получали кредиты, хотя и нерегулярно из отдела музеев. С мая по ноябрь 1922 года они кредитовались Губполитпросветом. С ноября 1922 года, когда Главполитпросвет прекратил высылку кредитов на музейное дело, их удалось устроить за Губсоцвосом (губернский подотдел социального воспитания) под названием школьных кабинетов (На деле они продолжали называться музеями). После выхода постановления Президиума ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» (2 февраля 1922 г.) и постановления «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» (16 февраля 1922 г.) музеи получили право забирать наиболее ценные иконы и другие богослужебные предметы из храмов в свои фонды. Согласно акту от 20 марта 1925 года, комиссия по распределению имущества бывшего Козловского женского монастыря и бывшего Волынского полка в составе председателя комиссии зав. ОНО тов. Бонича, членов: представителя от Управления милицией тов. Стребкова и от УФО – инспектора госфонда тов. Маркина, эксперта представителя от Губмузея и музея тов. Романова-Скороходова, рассмотрев вышеназванное имущество в присутствии настоятеля Козловской Боголюбской церкви священника Земятчинского и ктитора церкви Павперова, и хранящееся в Боголюбской церкви, постановила: 1. Предметы, имеющие художественно - историческое или бытовое значение передать в Козловский Нармузей. Основание декрет Всероссийского Центрального Комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 7-го января 1924 г. 2. Предметы, имеющие культовое значение и не представляющие музейной ценности – передать обществу верующих. 3. Предметы представляющие материальную ценность по своему составу (серебро) и вещи, не являющиеся неотъемлемой принадлежности культа – передать в госфонд. I. Опись предметов переданных в Козловский нармузей. Иконы: 1. Архангел Рафаил -1, работы академика Шокорева. 2. Архангел Гавриил -1. 3. Архангел Стефан – 1. 4. Нерукотворенный образ Спасителя -1. 5. Тихон и Митрофаний – 1. 6. Утоли Моя Печали – 1. 7. Николай Чудотворец - 1, работы академика Шокорева. 8. Апостол Петр -1. 9. Спаситель – 2, работы академика Шокорева. Апостол Павел – 1. Взыскание погибших - 1, работы академика Шокорева. Пателеймон - 1, работы академика Шокорева. Иоанн Богослов -1, работы академика Шокорева. Варвара -1, работы академика Шокорева. Пр. Илия -1, работы академика Шокорева. Всех Скорбящих Радосте -1, работы академика Шокорева. Сергий и Георгий - 1, работы академика Шокорева. Три святителя -1, работы академика Шокорева. Иоанн Креститель – 1. Рождество -1. Даниил – 1. Илия -1. Крещение – 1. Вознесение – 1. Деисус – 1. Владимирская -1 . Богоматерь – 1. Екатерина – 1. Троица -1. Тайная вечеря – 1, барельеф по дереву. Рама с барельефами (витрина) – 1. Богоматерь на престоле -1. Спаситель в терновом венце. Семейная икона – 1. Мадонна (с Рафаэля) – 1, шитье бисером. Василий Великий – 1. Голгофа – 1, работа на стекле. Осада Троицкой лавры – 1, старинная литография. Портреты неизвестные -2. Игумения Феофания – 1. Портрет Воронова – 1. Икон разных – 15, из них 3 шитые. Ризы (облачение). Фелонь бархатная – 2, шитая в стиле ренессанс. Стихарь бархатный – 1, шитый в стиле ренессанс. Фелонь белая, шитая золотом в стиле рококо. Стихарь – 1, шитый золотом в стиле рококо. Фелонь малинового бархата – 2, шитая в стиле ренессанс. Стихарь – 1, шитый в стиле ренессанс. Фелонь синего бархата – 2, шитая серебром. Стихарь – 1, шитый серебром. Фелонь зеленого бархата – 2, шитая золотом и серебром в стиле ренессанс. Стихарь – 1. Фелони парчевые -2, тесненные, парча 19-го века. Стихарь – 1. Фелони парчевые и стихари – 10, разнородной парчи по стилю и времени. Фелони темно-синего цвета – 2, шитая золотом в стиле ренессанс. Стихарь – 1. Фелонь – 1, парча с шитьем. Стихарь - 1, парча с шитьем. Фелонь вишневого бархата – 2, шитье золотом и серебром. Стихарь – 2. Фелонь зеленого бархата – 2, шитая золотом в стиле ренессанс. Стихари – 2. Стихари и фелони – 36, различных стилей и времени. Стихари – 3. Подризников – 6+1. Одежд с престола – 5. (Одежд с) Жертвенников – 5, старинная ценная парча. Пелены с аналоев и столиков 27+7. Пелен с сосудов – 19(10)+4, комплектов, шитье. Лента с иконы – 1, шитье. Хоругви – 2, бархатные, шитые золотом в стиле ренессанс. Плащеница – 1, шитая золотом в стиле ренессанс. Полотенце – 1, ткан. закладное. Посох – 1. Кафедра игуменьи – 1. Платки старинные – 5. Ковры кустарные – 5, ковры народного творчества. Предметы быта. Тумб – 4. Столов - 4, из коих – престол, жертвенник и стол под плащеницу. Комод – 1. Гардероб – 1, из под риз. Шкафчик – 1, под книги. Угольник – 1. Столик – 1. Сундук – 1, старинной работы, кованный. Свечной ящик. Тумбы запрестольные – 2, резные, стиль барокко. 50 книг, справочники. Колпаки стеклянные – 2. Керосинка – 1, старинная (к употреблению годна). Опись имущества бывшего Волынского полка, хранящегося в Боголюбской церкви и подлежащего сдаче в Козловский Нармузей. Ковров -14. Ящик -1. Одежд с престола и жертвенника – 4+1. Подрясников - 4. Фелони – 4. Покрывал – 8. Книг – 8. Занавески – 2. Дорожка – 1. Икон – 9. Литография – 1 (орфография сохранена). В конце 20-х годов Художественно-Промышленный и Естественно – Научный музеи были объединены в один Козловский Народный Музей. Размещался он в двух зданиях: 1-е, На Пушкарской улице д. № 4 – естественно-географическое отделение и 2-е, на Советской улице – художественно-промышленное отделение. Естественно-географическое отделение заключало в себе отделы: естественно-географический, физический кабинет и библиотеку, причем первый отдел содержал 831 номер по инвентарной книге, второй – 777 и библиотека – 730 названий книг. Экспонаты были размещены в 5 комнатах: в 1-й комнате физическая лаборатория, во 2-й – местная флора и фауна, в 3-й – физические приборы, в 4-й – чучела птиц, формалинные препараты, муляжи, в 5-й - биология (птицы, млекопитающие и пр.). Кроме того, в четырех комнатах помещались – кабинет по географии, мастерская и две аудитории. Экспонаты находились в прекрасном состоянии, из них по местному краю (чучела птиц, животных, формалинные препараты изготовлены зав. музеем И.В. Вороновым, прекрасным специалистом этого дела). Отделение было открыто ежедневно от 9-12 часов утр а для организационных работ и от 2-5 часов для публики. Культурно-просветительная работа отделения заключалась в демонстрировании экспонатов для публики, в чтении лекций, ведении экскурсий и выдаче наглядных пособий школам и школьным работникам. При отделении состоял кружок физиков, который по мере сил вел научную работу. Техническая работа заключалась в изготовлении наглядных пособий. Штат музея состоял из трех лиц: заведующего И.В. Воронова, помощницы В.И. Ивановой и сторожихи Т.Г. Лисицыной. Материальное положение сотрудников в течение года было крайне печальное. Хозяйственных сумм из местных средств не выдавалось, и, если музей увеличивал свои коллекции и сохранял в порядке старые, то только благодаря изобретательности и любви к делу сотрудников. 2. Художественно-промышленное отделение заключало в себе: 1. Церковные древности: иконы, кресты, складни, деревянную скульптуру и пр.; 2. Нумизматическую коллекцию; 3. Стильную мебель; 4. Фарфор; 5. Картины; 6. Образцы печатного искусства: литографии, гравюры, офорты, цинкографию, гелиогравюры, заставки, печатные книги XVII-XVIII веков; 7. Исторические предметы: древнее вооружение и различные бытовые предметы. Музей вел работу, аналогичную естественно-географическому отделению. Музеем заведовал художник-археолог Г.Т. Романов-Скороходов, который работал без помощника, исключительно из-за любви к делу, т.к. довольствовался только натуральным пайком из местных средств, жалованья не получал. Заведующий музеем вел работу по учету и охране памятников искусства и старины, которую осуществлял путем пешеходных экскурсий по уезду. При отделении существовало общество по изучению местного края, имеющее свою небольшую библиотеку и приготовившее к изданию сборник статей по истории и природе края. Сборник имело в виду издать местное кооперативное общество. Средняя месячная посещаемость музея составляла около 500 человек, считая, в том числе и посетителей лекций, устраиваемых в музее, средняя выдача наглядных пособий – 90 предметов. В июне 1928 года по инициативе местного филиала Ассоциации Художников Революционной России (АХРР) и Козловского Художественно – Исторического Музея в помещении музея открылась 1-я уездная выставка художественных произведений местного творчества. На выставке экспонировались живопись, скульптура, зодчество – проекты сооружений, модели, кустарные работы – шитье, вязание, гончарные изделия, работы прикладного искусства – художественные фотографии, репродукции, гравюры, лучшие ученические работы. Приняли участие местные художники: Н.А. Бубнов, И.Ф. Еханин, Н.В. Донских, Г.Т. Романов – Скороходов, Д.Р. Панин, В.К. Дрокин, В.И. Мельников, Н.Д. Беляев, С.С. Варсонофьев, Е.А. Веденеева, художник и модельер питомника им. Мичурина И.Н. Пищалкин. В 1929 году Художественно – Исторический музей и Естественно – Научный музей были объединены в Козловский Окружной музей, который располагался в здании бывшего женского монастыря по ул. Лебедянской (ул. Герасимова). Зав. Окружным музеем стал Сальников Н.В. 18 апреля 1929 года Президиум Козловского Горсовета слушал: «Акт комиссии по осмотру бывшего женского Боголюбского монастыря с целью выяснения возможности использования его для размещения Окротдела Труда и биржи Труда». Постановили: «Признать, что помещение бывшего монастыря вполне пригодно для размещения в нем Окротдела Труда, Биржи Труда и коллективов безработных. Предложить Горко проработать вопрос о подискании соответствующих помещений для переселенцев из монастыря музеев и детдомов, после чего только считать возможным произвести переселение отдела труда и биржи с коллективами в указанное помещение». В 1930 г. окружной музей был переименован в музей краеведения. 2 октября 1931 года на заседании Президиума Козловского горсовета был заслушан доклад заведующего музеем тов. Аброськина о работе и состоянии музея, и сообщение тов. Доброхотова о необходимости создания краеведческого бюро. Постановили: «1. Считать помещение, отведенное под музей, временным. Весной 1932 года представить для размещения музея здание – одну из церквей города, с расчетом полного развертывания краеведческой работы, работы музея и его открытия в новом помещении к 1-му мая 1932 года. 2. Обязать все предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории города, представлять в городской краеведческий музей в виде соответствующих экспонатов (по договоренности с музеем) всю новую продукцию, которая в той или иной степени знаменует собой продвижение социалистического строительства вперед в нашем городе. 3. Немедленно приступить к окончанию ремонта здания музея и окончить его к 1 ноября 1931 г. 4. Предложить горфо выделить 250 рублей на содержание городского райбюро краеведения. Просить райисполком в той же сумме принять участие в создании инструкторского сектора по краеведению. 5. Для повышения квалификации музейных работников гороно практиковать посылку их на курсы и в краткосрочные научные командировки в музеи других городов для изучения постановки музейной работы. 6. В середине ноября заслушать доклад горрайбюро краеведения о начатой работе, с представлением планов и смет на 1932 год. 7. Гороно и музею внести в контрольные цифры бюджета 1932 г. содержание 3-го работника и увеличение отпуска средств на операционные расходы. До 1 января 1932 г. третьего работника оплачивать из имеющегося остатка по ставке преподавателя семилетки». В 1932 г. в связи с переименованием города Козлова в г. Мичуринск музей стал называться Мичуринским городским музеем краеведения. Зав. музеем Акимов (1932-1933). В 1935 г. музей краеведения располагался на ул. Революционной. Зав. музеем Москалева (1934-1936), Шаталова (1936-1937), директор Тертычная (1937-1939), Муковнина Т.Д. (1939-1941). В ноябре 1935 г. помещение краеведческого музея было занято фельдшерско-акушерской школой, что повлекло по существу к ликвидации краеведческого музея, вынужденного находиться в совершенно непригодном помещении для работы и хранению экспонатов (бывший женский монастырь). Только в 1937 г. помещение вновь было передано под музей. 28 июня 1939 года на заседании Президиума Мичуринского горсовета слушался вопрос об организации государственного музея в г. Мичуринске. Постановили: «Принять к сведению сообщение председателя горсовета о решениях СНК РСФСР по организации государственного музея в г. Мичуринске, с отпуском средств на приспособления здания «Швейсбыта» под музей с открытием его к 5-й годовщине смерти И.В. Мичурина. 2. Предложить зав. Горко в двухдекадный срок переселить базу Швейсбыта в другое здание, освободив ныне занимаемое помещение под гос. музей. 3. Предложить пред. Горплана созвать руководителей учебных заведений И.В. Мичурина по разработке мероприятий для составления проекта приспособления и оборудования здания Швейсбыта под гос. музей». За время своего существования музей неоднократно закрывался, его помещения не раз занимались учреждениями других ведомств. Многие документальные материалы были утрачены или погибли. Особенно сильно пострадал музей в годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года из музея были изъяты и сданы в доход государства предметы и изделия из драгоценных металлов. С начала отечественной войны один из культурных очагов города – краеведческий музей был закрыт, и только в ноябре 1943 года, в связи с отдалением фронта и улучшения положения, состоялось открытие музея (четыре отдела: достижения И.В. Мичурина в развитии плодоводства, биологический, исторический и социалистического строительства). Под музей было предоставлено помещение - внутренняя церковь бывшего мужского монастыря. Директором музея был назначена Чернова А.П. 15 октября 1943 года на заседании исполкома Мичуринского горсовета депутатов трудящихся слушался вопрос об открытии краеведческого музея в городе Мичуринске. Решили: «Учитывая, что Мичуринск является центром плодоводства, которое привлекает к себе большое общественное внимание и при том отмечает, что с начала отечественной войны один из культурных очагов города – краеведческий музей - был закрыт, а поэтому в текущем году в связи с отдалением фронта и улучшением положения города и возросшем желанием интереса учащейся молодежи к памятникам прошлого нашей родины, а также трудящихся города и прилегающих сел, Горисполком считает целесообразным открытие данного музея. 1) Музей открыть с 21 октября сего года. 2) Предоставить под музей помещение – внутреннюю церковь монастыря. 3) Директором музея утвердить тов. Чернову А.П. – члена партии, имеющую высшее педагогическое образование с историческим уклоном. 4) Поручить тов. Клименко и тов. Черновой не позднее 25 октября укомплектовать штат музея. 5) Просить Облисполком утвердить штатное расписание музея в составе одного директора, трех научных сотрудников, двух технических работников и одного сторожа. 6) Просить Облисполком разрешить финансирование музея с 21 октября сего года». В 1944 году обязанности директора музея исполняла Марковская. Решением исполнительного комитета Мичуринского городского Совета депутатов трудящихся № 15 от 23 февраля 1946 года директором городского музея был утвержден Парамонов Анатолий Васильевич, 1914 года рождения, демобилизованный из РККА. Заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны проработал на этом посту до 1983 г. Он внес неоценимый вклад в развитие музея. Благодаря его энергичной деятельности фонды музея пополнились большой коллекцией картин, в том числе и А.М. Герасимова, документов, фотографий и других экспонатов. До 1946 г. краеведческий музей находился в ведении отдела народного образования. С 1946 г. музей находился в подчинении отдела культурно – просветительской работы облисполкома, а с 1947 г. – областного управления культуры, потом департамента культуры Тамбовской области, в настоящее время - управления культуры и архивного дела Тамбовской области. До 1965 года Мичуринский краеведческий музей располагался на улице Революционной, в небольшом двухэтажном здании, построенном в 1892 году, ранее принадлежавшем козловскому купцу Сазыкину. В музее имелись три небольших отдела: природы, дореволюционного и советского периодов. На основании решения Мичуринского горисполкома от 20 января 1964 года за № 14 «О закрытии Ильинской церкви в г. Мичуринске» Мичуринский краеведческий музей перебазировался в здание Ильинской церкви. Открытие музея состоялось 3 июля 1965 г. «Радостно было видеть Мичуринский краеведческий музей в новом просторном помещении. И хотелось бы пожелать, чтобы приуроченная к открытию музея выставка роз была символом непрестанного дальнейшего роста нашего музея – его постоянного дальнейшего обогащения новыми ценными экспонатами писал профессор Татаринцев в «Мичуринской правде»». В Ильинской церкви музей занимал два этажа. На первом размещались отдел природы и дореволюционной истории города. Второй этаж был посвящен социалистическому строительству в Мичуринске. В связи с переходом в новое помещение были созданы условия для осуществления большой научно – исследовательской и собирательской работы для создания новой экспозиции отделов музея. Помимо этого в том же 1965 году в целях эстетического воспитания трудящихся в музее был создан художественный отдел. Открытие его состоялось 19 декабря 1965 года. Музей стал систематически организовывать художественные и другие выставки. В декабре 1966 в краеведческом музее открылась выставка произведений голландского и фламандского искусства XVII века из собрания Эрмитажа. На выставке были представлены произведения таких мастеров живописи и графики, как Гарлем, Рубенс, Ван – Дейк, Иорданс, Снейдерс, Тенирс, Рембрандт, Ринг, Меер, Бейрен, Гойен, Кессель, Пейнакер, Миревельт, Флит, Стомер, Викторс, Стен, Дрохлот и многие, многие другие. К 50-летию Советской власти коллектив музея заново создал отдел истории советского общества. В 1967 году решением Всероссийского оргкомитета по проведению смотра музеев коллективу краеведческого музея за многолетнюю плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся было присвоено звание «Лучший музей РСФСР». В 1970 году при музее были созданы и работали музейный совет и совет ветеранов революции и гражданской войны, с 1972 по 1979 г. г. - ученый совет. В ученый совет входили сотрудники музея, научно – исследовательских и учебных заведений г. Мичуринска, учителя, художники, краеведы и другие специалисты. Коллектив музея стремился усилить и разнообразить формы массовой работы. Так в музее в 1970 году были созданы клубы революционной, боевой и трудовой славы, интересных встреч и кинолекторий научно – атеистических и краеведческих знаний. В 1972 году в музее было организовано ещё два клуба: «Дружба народов СССР» и «Клуб любителей искусств». Вся деятельность клубов и лектория музея была направлена на идейно – политическое, трудовое и нравственное воспитание молодежи. В 70-е годы при Мичуринском краеведческом музее действовала первичная организация общества охраны памятников истории и культуры. Членами общества проводилась работа по пропаганде истории, охране архитектурных памятников города. Одной из форм массовой работы было чтение лекций для трудящихся города и района. При музее функционировала лекторская группа, научные сотрудники которой являлись членами общества «Знание». Одновременно с чтением лекций для тружеников села демонстрировались выставки – передвижки. После ухода с поста директора музея А.В. Парамонова музей возглавляли: Анатолий Николаевич Горбачев (1983-1984), Вера Васильевна Фурсова (1984-1986), Галина Анатольевна Мячина (и.о. 1986-1988), Мария Дмитриевна Шевырева (и.о.1988-1989), Людмила Дмитриевна Попова (1989-2007). 16 ноября 1991 года состоялась VII сессия Мичуринского городского Совета народных депутатов, на которой «учитывая общественное мнение в городе по использованию здания по ул. Советской № 297-г, неудовлетворительное состояние дел с хранением исторических ценностей Мичуринского городского краеведческого музея, а также настоятельную просьбу верующих города о возвращении им храма – Ильинской церкви, городской Совет народных депутатов решил: исполкому горсовета осуществить передачу здания по ул. Советской № 297-г краеведческому музею». 7 января 1992 года, в праздник Рождества Христова, состоялся торжественный акт передачи Ильинского храма представителям Тамбовской епархии Русской Православной церкви. В марте 1992 г. краеведческий музей переехал в здание бывшего дома политического просвещения, находящемся в центре города по ул. Советской 297-г. Здание это было построено на средства купца Стрельникова в 1905 году. Большим событием в жизни музея и города явилось открытие музея 18 сентября 1994 г. В этот день горожане отмечали день города. Для обзора было представлено два отдела – отдел истории Козлова 17-18 вв. и художественный отдел, в котором экспонировалась выставка произведений А.В. Платицина. В декабре 1994 г. решением мичуринского городского совета музею был передан депутатский зал, находящийся на первом этаже здания и принадлежавший городской администрации. В 2007 году Л.Д.Попову на посту директора музея сменила Лариса Юрьевна Круглова, а с 21 июня 2016 года музей возглавляет Олег Валерьевич Сазонов. В настоящее время Мичуринский краеведческий музей имеет богатую экспозицию, расположенную в залах: воинской славы, истории города Козлова-Мичуринска, природы, истории православия, Великой Отечественной войны, почетных граждан г. Мичуринска. В залах изобразительного искусства регулярно проводятся художественные выставки. Музей располагает значительными фондами, библиотекой редких книг. Фонды музея составляют более 19805 экспонатов. Ежегодно музей организовывает разнообразные выставки, проводит массовую работу с учащимися по патриотическому, экологическому, художественному, историческому направлению, организуются тематические вечера, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, деятелями науки, культуры. В октябре 2015 года открылся наш филиал. Он расположился в стенах дома, в котором с 1952 до 1957 года жил известный учёный, ученик и последователь И.В. Мичурина, академик РАСХН П.Н. Яковлев. Двухэтажное деревянное здание находится на территории дома-музея И.В. Мичурина. Дом был переоборудован в музей достижений мичуринской науки, интерьеру вернули первоначальный вид. В музее создано несколько выставочных залов. Гости смогут познакомиться с новыми экспозициями, посвященными И.В. Мичурину, научной деятельности его учеников: Горшкова, Черненко, Яковлева, Будаговского, супругов Курсаковых, и с современными достижениями Мичуринска-наукограда. Сотрудники музея занимаются научно-исследовательской деятельностью, разрабатывают различные вопросы краеведения, оказывают методическую помощь, широко пропагандируют краеведческие знания при помощи чтения лекций в различных учреждениях города, а также через местные СМИ.
О.В. Сазонов директор МБУК «Мичуринский краеведческий музей»
И.В. Матушкина зав. отделом учета и хранения музейных предметов МБУК «Мичуринский краеведческий музей»
| |
Просмотров: 1286
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |