Мои статьи [85] |
Видео [1] |
Об авторе [3] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
10 августа Русская Церковь празднует память Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землей. Один из них преподобный Иосиф Козловский – основатель Козловского мужского Троицкого монастыря. Если открыть любую страничку в интернете, то можно увидеть, что основатель Козловского Троицкого монастыря старец Иосиф в прошлом был священником села Степанищева Козловской округи. Постараемся узнать, откуда взялось это утверждение. Существует достаточно большое количество источников, из которых мы можем выстроить список Настоятелей Козловского Троицкого монастыря. Наиболее известна читателю книга профессора московской Академии Петра Симоновича Казанского «Историческое описание Троицкого Козловского монастыря», опубликованная в 1849 году. В ней он пишет: «Обитель Троицкая несколько древнее города Козлова. Густой лес был на том месте, где теперь стоит монастырь. «В 1627 году пришел сюда, неизвестно откуда, черный поп Иосиф, может быть вдовый и принявший монашество священник. Поселившись в лесу, на берегу реки Воронежа, несколько времени он жил уединенно. Одинокая келья была жилищем и храмом его; порой возносил он молитвы под отверзстым небом, в нерукотворенном храме природы»[1]. Итак, первый источник не дает нам ответа. В Тамбовском областном архиве хранится более древнее рукописное «Известие хронологическое Тамбовской Епархии следующее к сочинению Иерархии и литеральной Российской духовной истории. Что касается зделаны поправки, то для впечатывания в типографии по правописанию и оные учинены Тамбовского собора протоиереем Симеоном Кириловым вообще с игуменом Варлаамом Козловского и префектом Мисаилом Трегуляевским. 1796 года марта месяца». В нем написано: «Штатной третьего класса Троицкой Козловской монастырь, начало ево построения при Государе царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче и Святейшем Патриархе Филарете Никитиче. В 1627 году Козловской округи священник, а потом бывший иеромонахом Иосиф обрел место близ реки Воронеж от города Казловаразстоянием в трех верстах и жил там уединенно; а после того собравшись к нему несколько человек братий, устроили своими руками себе келии, и для молитвословия небольшую древянную во имя Живоначальныя Троицы с приделом Успения Пресвятыя Богородицы церковь, чего для и посылал он от братии в Рязань к Преосвященному Епископу Антонию старца Нифонта, дабы на освящение оных церквей принять благословение, которыя по данной от Его Преосвященства грамоте 1635 года мая 18 и 22 числ и освящены им, первым Игуменом Иосифом»[2]. Как мы видим, здесь указана только Козловская округа. В мичуринском краеведческом музее хранится более ранний рукописный «Помянник или Синодик Козлова города святого Троицкого монастыря написался при почтеннейшем архимандрите Пахомии в лето от сотворения мира ЗСЛЕ (7235), а от рождества Христова АψКЗ (1727) и отдан в тот монастырь вкладчиком московским оберландрихтером Иваном Петровым сыном Топильским». В главе «Известие о начале Козловского Троицкого монастыря» говорится: «Троицкой Козловской монастырь построен по повелению Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича и Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Начало же его в 1627 (ХКЗ) году, Козловской округи села Степанищева священник, а потом был иеромонахом Иосиф, обрел место близ реки Воронежа от города Козлова расстоянием в трех верстах, жил уединенно; после же собравшись к нему несколько человек братии, устроили своими руками себе келии, и для молитвословия небольшую деревянную часовню, и имея желание быть церкви во имя Живоначальныя Троицы с приделом Успения Пресвятыя Богородицы, послал из оной братии в Рязань к Преосвященному архиепископу Антонию старца Нифонта, дабы на оную принять благословение: на которую по данной грамоте 1636 (ХЛS) года марта 18 (ИI) и 22 (КВ)-го числа и освящены игуменом, им, Иосифом, прочего же церковного благолепия, как то образов, и книг да и монастырского строения весьма было мало; а колоколов совсем ничего, чего для к церковному пению для собрания братии ударяли в доску. Сей вышеписанный старец Иосиф в сей пустыне был первый игумен, которому дано было для прокормления с братиею в 7144 (РМД)1636 году, когда город Козлов воеводы Иван Биркин да Михайла Спешнев строили по обе стороны реки Воронежа, близ показанной пустыни небольшое число земли и лесу, кроме реки и рыбных ловель, а как такового числа угодьев для содержания тогдашней братии было недовольно, то настоятель с братиею и просили у Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, дабы повелено было для пропитания братии владеть рыбною ловлею, а для потреб церковных и для монастырского содержания, построить мельницу своим коштом в (ХМВ) 1642 году ноября 14 (ДI) дня, в силу оных старцев прошения прислана из Москвы грамота, в которой воеводе Афанасию Константиновичу Беклемишеву велено прошение показанного настоятеля с братиею удовлетворить[3]. Этот письменный источник уточняет, что Козловский Троицкий мужской монастырь основал «Козловской округи села Степанищева священник (черный поп) Иосиф». Однако, ни в одном из нижеперечисленных документов, а это: «Книга нового Козлова города уезду Олешинского, Оловайского, Турмасовского, Борецкого, Устенского станов поместны земля строения Яселничево и воеводы Ивана Васильевича Биркина да Михайла Ивановича Спешнева 144 и 145 году», «Книги строельные Козлова города, уезду, Олешинского и Оловайского, Слободцкого, Турмасовского, Борецкого, Устенского станов поместные земли строенья воеводы Самойла Ивановича Биркина» РМS (146) году и РМЗ (147) году, «Список с козловских строельных книг строения Ивана Кикина РМЗ (147) году, а подлинные книги в розряде», «Переписная книга посадских дворов города и поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в станах: Олешенском, Слободском, Турмасовском, Борецком и Устенском, переписи стольника Ильи Даниловича Милославского и подьячего Артемья Афанасьева 7154 (1646) году» село Степанищево не упоминается. Первым документом, в котором встречается название этого села, является список с писцовых подлинных книг Козловского уезду письма и меры князь Данила Несвицкого да подьячего Осипа Трофимова 159-го и 160-го годов (1650-52 гг.), хранящейся в Российском Государственном архиве древних актов. Под № 48 записано: «Село Степанищева поляна, на речке на Олешне, а в нем часовня во имя Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а у часовни во дворе поп Федор, а под церковь и под кладбище, и попу, и дьячку, и понамарю, и проскурне под дворы места в длину 60 сажень, а поперек тож. Дикого поля на пашню 20 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена меж поля и по заполью и по ржавцам 40 копен. Усадной лес вопче с помещики, а пашня им пахать в селе Степанищеве (177 об.) с помещики через десятину, сено косить и всякими угодьями владеть вопче с помещики... всего в селе Степанищеве 34 двора помещиковых, а людей в них 116 человек. Дикого поля на пашню 700 четвертей, в поле, а в двупотомуж. Сена 1400 копен, да церковные земли 20 четвертей, сена 40 копен» [4]. Однако, благодаря исследованиям липецкого краеведа Юрия Душакова, который работая в РГАДА, нашел следующий документ, который проливает свет на данную историю. Из него мы узнаем следующее: «Государю Царю и Великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии, бьет челом нищей Твой Государев богомолец Лебедянского уезда пустыни Яблоновой поляны Троицкий игумен Иосифишка, по Твоему Государеву указу велено строить город новый на поляне Урляпове Твоему Государеву ясельничему и воеводе Ивану Васильевичу Биркину да Михаилу Ивановичу Спешневу.Милосердный Государь Царь Михаил Федорович всея Русии, пожалуй, меня нищего своего богомольца, вели Государь нового жа города по реке по Воронежу на Урляповой поляне над Воронежем под церковь место устроить во имя Живоначальной Троицы для того, которыяправославныя христиане пожалуют и ко чесного образа принять, а иных Государь монастырей близко нового города нет и вели Государь дать под тот монастырь к той поляне дикого поля, которая земля прилегла, как Тебе Государю милосердный Бог известит. Царь Государь, смилуйся, пожалуй» [5]. Что же это за Яблонева пустынь? Что мы знаем о ней? И какое отношение имеет к ней основатель Козловского Троицкого монастыря игумен Иосиф? П.Н. Черменский, в своей книге, посвященной 300-летию города Лебедяни в главе «Лебедянский Троицкий монастырь», пишет: «В 1621 году и явился в Лебедяни инок Савватий с товарищами. В Романцовском лесу на Яблоневой поляне они и положили основание Троицкой новой пустыни». Основателем монастыря считается Савватий согласно синодику. В котором этому имени отдается видимое преимущество: оно встречается два раза: «Род строителя Савватия», и в братском помяннике – «схимонаха Савватия». Но в последнем до его имени стоит – «Схимонаха Зосимы» и после «игумена Иосифа». Это товарищи Савватия, пришедшие вместе с ним. Итак, в помяннике читаем: … 13) род игумена Иосифа; 14) род строителя Савватия; 15) род Троитцкаго монастыря Яблоновой пустыны братския (В нем значится много имен священноиноков и иноков, схимников и игуменов. Иноки записаны в большинстве случаев схимниками, мирские имена имеют прилагательные: убиенного, сожженного, в плен заведенного, убиенными названы и некоторые монахи); схимонаха Зосимы, схимонаха Савватия, игумена Иосифа… далее синодик продолжается именами бояр и воевод, донских и лебедянских полковых, сторожевых и кормовых казаков, стрельцов, пушкарей и других служилых людей, московских гостей (купцов), лебедянцев гостинной сотни, купцов и т.д. В 1626 году строитель монастыря Савватий и черный священник Иосиф просили в Разрядном приказе иммунную грамоту и, между прочим, рассказали: «Устроен, государи, вашим государским призрением монастырь в Лебедянском уезде в лесу, и храм воздвигнут во имя Живоначальные Троицы да Пророка Ильи во 131-м году (1622/23 г.), и служба, государи, в церкви ежедневная, за вас, государей, Бога молим. А питаемся, государи, в тои пустынки Христовым имянем. А землицы, государи, пашенные под монастырем нет ничево, живем в лесу». В 1627 году, в момент составления писцовой книги, все три означенных лица были живы. Монастырские здания и утварь, книга приписывает трудам «пустынников и строителев Савелья да Захария да чернаго священника Иосифа». Два первых лица называются именами до принятия схимы, когда изменяли имя на третье, и, следовательно, они были живы. Основатели монастыря вышли из Елецкого Троицкого монастыря, основанного в половине 14 века, который был разрушен при разорении Ельца Сагайдачным в 1618 году. В 1618 году гетман Сагайдачный взял города Елец и Лебедянь, сжег их укрепления и разогнал жителей. Подвергся разорению и Троицкий елецкий монастырь. Три инока, лишенные своего духовного отечества: Савелий, Захария и священно-инок Иосиф решили основать новую обитель на лесной поляне в одной версте от полуразоренного города Лебедяни, что и привели в исполнение в 1621 году по благословению патриарха Филарета. Вновь устроенную обитель они назвали именем старой – Троицкой. Выпись из писцовой книги о Лебедянском монастыре в 1627-1628 гг. показывает, что еще в 1627 году игумен Иосиф находился в том монастыре. «Да в Лебедянском же уезде Троецкая пустынь монастырь на Яблоновой поляне подле Романцовскаго лесу, а на монастыре церковь древянаклетцки во имя Тройцы Живоначальные да в приделе Ильи Пророка, а в церкви образ Милосердья, образ Тройцы Живоначальные да образ Ильи пророка с венцы и Дейсус и двои церковные двери со столбцы и с сеньми да два образы запрестольных Пречистые Богородицы все на празелени крест воздвизальнойдревяной сосуды древяные да книг евангелие напрестольное евангелисты медные позолочены апостол две триоди одна постная другая цветная псалтирь минея общая часовникпотребник служебник все книги печатные печать московская полуставье письменное трои ризы одни камчатые оплечье бархатное с серебром другие ризы миткалинные оплечье бархатное третьи ризы полотняные оплечье бархатное стихарь полотняной оплечь крашенинное да патрахиль бархатная другая выбойчатая поручи бархатные другие выбойчатые кадило медное да два паникадила медные литые три свечи поставные восковые да перед церковью колокольница, а в ней четыре колокола весом в восемь пуд два больших да два зазвонных, а служебник и псалтирь и шестодневец и часовник и зазвонные колокола государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии и великие государыни иноки Марфы Ивановны строенье а церковь и в церкви Божие Милосердие образы и книги и другие колокола и всякое церковное строенье тое пустыни пустынников и строителев Савелья да Захарья да чернаго священника Иосифа и всей братьи и мирское да на монастыре святые ворота а на них Дейсус на празелени да на монастыре пять келей а в них живут братий пять человек старцов да два человека бельцов да два дьячка да пономарь а под церковью и под кладбищем и под монастырем и под кельями по мере земли вдоль 40 сажень поперек 25 сажень а городьба около того монастыря стоячая а питаютца та монастыря братья и бельцы христовым имянем…» [6]. Исходя из вышеперечисленных документов можно определенно сказать, что основатель Троицкого монастыря Иосиф был одним из основателей Лебедянского Троицкого монастыря, и пришел в 1627 году на новое уединенное место, на реку Лесной Воронеж.
Список источников 1. Казанский П.С. Историческое описание Троицкого Козловского монастыря. – Москва, 1849 2. Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф.212. Оп.1. Д.246 ЛЛ.4-5 3. Мичуринский краеведческий музей (МКМ). № 475 4. Российский Государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1209. Оп.1. Ч.1. Д.1014 (пл.2) 5. РГАДА. Ф.210. Оп.12. Д.201. Л.253,17. 10 6. Черменский П. Город Лебедянь и его уезд в XVII в. – С.Петербург,1913
Сазонов Олег Валерьевич, директор Мичуринского краеведческого музея (Мичуринск). Sazonov Oleg Valeryevich, Director of the Michurinsky Museum of Local Lore (Michurinsk). Опубликовано в сборнике XXIV Всероссийской научной конференции «Тамбов в прошлом, настоящем и будущем» 2023 г. | |
Просмотров: 68
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |