Отрывок из главы Козловский Троицкий монастырь. Настоящим
открытием для меня послужила опись Козловского монастыря, датированная 1748
годом, особенно та часть, касающаяся описания Козловского подворья. Из этого
документа узнаем, что на территории монастырского подворья в городе Козлове
существовала деревянная церковь. «Оного монастыря в городе Козлове при торгу
монастырской двор на нем вновь отстроена деревянная церковь во имя Живоносного Источника Иоанна Воина теплая. На той
церкви крест железной позлащенной. При той церкви на олтаре и на трапезе и на
паперти с правой руки три креста железных малых позлащенных и между золоты
краскою зеленою выкрашены. В той церкви. Царские двери столярные резные
вызлащены червонным золотом. Подле них по правою сторону образ Вседержителя без
окладу. Южные двери образ Архидиакона Лаврентия, подле него образ Иоанна Воина
штилистовой в окладе сребренном чеканном вокруг Житие Ево Иоанново по левую
сторону образ Богородицы Живоначального Источника венец малой сребреной
позлащенной. Южные двери Архидиакона Стефана. Подле него образ Николая
Чудотворца штилистовой в сребреном окладе чеканном позлащен венцы и гривенки
серебреные вызлощены с каменьеми одиннадцать камнев вокруге его прописанные
Житие Ево Николая Чудотворца. Сверх царских дверей двенадесятые праздники
второй пояс Деисус с Архангелы, и Апостолы, и Пророки. Местные образа на тумбах
и двенадесятые праздника и протчие и тумбы вызлащены золотом и серебром с
красками те тумбы росписаны Евангельские притчи. В олтаре. Образ запрестольной
Богоматери при стене на полке образ Владимирские Богородицы штилистовой в серебреном
окладе, венец и гривенка сребреные. Образ Николая Чудотворца штилистовой в
ветхом сребреном окладе венец и гривенка гладкие. На престоле одежда бумажная
выбойчетая. На жертвеннике одежда бумажная и кумачная красная. Евангелие напрестольное
Александрийской бумаге крыто бархатом зеленым Еванелисты сребреные позлащены.
Сосуды оловянные, одна лжица сребреная. Риз четверо, одни изорбатные, трое
холщевых. Две потрахили изорбатные. Шесть поручей. Два Стихарей, один
изорбатной, а другой холщовой, один подризник. Два креста, один оковы
серебряные, другой медной. Три пелены. Три кадила медные. Одна кадья медная.
Одно блюдо оловянное. Одна сковородка медная. Один укрупник медной. Один ковш
медной. Одно зеркало. Один мех, что жар роздувать. Пять лампад медных посребряное
.. а …лампад жестяное. Книг. Двенадцать месячных миней в десть. Два Октоя
на осмь гласов. Одно Евангелие толковое
воскресное. Два пролога полугодовых в десть. Одна треодь посная в четверть.
Одна треодь цветная. Одна минея общая, праздничная в одном переплете.
Одна…большая. Один Апостол. Одна Псалтырь учебная. Один чесослов. Один
канонник. Один Ермологий Святцы. Один Служебник. Одно житие Николая Чудотворца.
Одна книга о последовании пения молебнов. Одна книга служба Иоанна Воина. Одна
книжица малая канун Пасхи. Два налоя деревянных, покрыты крашениною пестрою.
Два налоя кожаных и на нем книги читают. Три подсвешника древяных. В трапезе
печь изращетая белая. В церкви пред образами шесть лампад медных еще ж один в
олтаре пред образом оловянной малой. В трапезе направой стороне распятие
Господне на поло… при том образе образ местной Иоанна Воина. Вверху образ …во
имя Отца и Сына и Святаго Духа роспятие Христово Воскресение Христово и
Пресвятыя Богородицы. На правой стороне в паперти образ Одигитрия Богородицы
сребряном окладе чеканном позлащенном венец сребряный гладкий вызолочен. Образ
местной Великомученицы Параскевы нареченные Пятницы. По левую сторону в паперти
образ местной Владимирския Богородицы. Колокольня на столбах, на ней четыре
колокола малых. Монашеская одна келья с полаткою перед нею сени и с пристеном,
под ним ледник, между ими сенцы сделаны, крыты все дранью с лубьем. Для презду
посторонних людей две избы с сенцы ис чуланы покрыты дранью. Две повети
пластовые покрыты дранью. Житница с чуланом баня с пристеном крыты дранью.
Погреб с погребцем крыты дранью. Двор горожен заметом и тыном, оное все как церковь
и церковную утварь и всякое строение старанием бывшего архимандрита Пахомия от
себя и протчими вкладчики ... Продолжая
изучение документов Троицкого монастыря, я обнаружил опись сгоревшей церкви.
«765 года марта 12 дня опись сгоревшей церкви Живоносного Источника, что в
городе Козлове. По старой описи: Царские двери резные ск… на них четыре
Евангелиста. (одна половина расколона). По правой стороне образ Благовещения
Пречистой Богородицы без окладу. Другой образ Спасителя о златом венце
сребряной белой прикладной лента на краях и в середине позументу уско серебряной
(На лицо в целости). Южные двери на них образ архидиакона (Стефана зачеркнуто)
Лаврентия. (на лицо). Подле него образ Иоанна Воина в окладе сребряном в кругу
Житие Ево. По левою сторону Архангела Гавриила без окладу (Не явилось). Подле
Ево образ Неопалимой Купины на нем венец серебреный лента алая на канцах
мишурная сетка (Образ Живоносного Источника, Неопалимой Купины на лицо в
целости). Северные двери на них образ Архидиакона Стефана (на лицо в целости).
Подле их на обороте образа в иконостасе образ Николая Чудотворца в окладе
сребряном позлащена венцы и гривенки сребряна вызлащены с каменьеми одинатцеть
камней в кругу ево прописание Житие. (на лицо, а двух камнев не явилось).
Сверху пояс два на десеть шесть икон в… и Спасителя образ. Пояс Апостолов шесть
икон все…икон в иконостасе гладком, позлащен простым золотом. Воскресения
Христова со всем Собором в киоте позлащенном белым и красным простым золотом. В
Трапезе. По правою сторону Распятие Христово. Писано на полотне. В Олтаре. На
престоле одежда выбойчетая бумажная. Напрестольное Евангелие Александрийской
бумаги, крыта бархатом зеленым Евангелисты сребрены позлащен. На Жертвеннике
одежда бумажная красная. Сосуды: Дискос, Патир, Лжица оловянныя ветхия. Два
Креста, один окован серебром, другой медной. Минея Общая праздничная в одном
переплете (на лицо). Один Апостол (на лицо). Псалтирь учебная одна (на лицо).
Один часослов (на лицо). Один Канонник (на лицо). Один Ермологий святцы (на
лицо). Один служебник (на лицо). Одно Житие Николая Чудотворца (на лицо). Одна
книга о последовании молебнов (на лицо). Книга служба Иоанна Воина (не
явилось). Два Пролога во весь год (на лицо). При оной церкви четыре колокола
(на лицо)». |