Приветствую Вас Гость!
Среда, 18.12.2024, 18:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

продолжение

Очевидец, опубликовавший в Тамбовских Епархиальных Ведомостях статью под названием «У дорогой могилы Тамбовского Первосвятителя Питирима» (31 октября и 1 ноября 1911 года), так описывает эти события: «31 октября был один из обыкновенных ненастных осенних дней.  Моросил частый мелкий дождик. Туман постепенно окутывал город. Были уже сумерки. В Тамбовских храмах везде закончилось уже будничное служение вечерни, но в Кафедральном соборе в этот день было назначено служение всенощного бдения «по парастасу», так как на следующий день, по ходатайству городской думы, Преосвященнейшим епископом Кириллом назначено было служение заупокойной литургии с панихидою по приснопамятном Святителе Питириме. Еще до благовеста можно было видеть направляющиеся к собору  разных сторон города толпы усердствующих богомольцев. Среди них чаще всего слышались разговоры о том, что  стрепетом ждут Тамбовцы – когда-то Господь пошлет осуществиться желанию Тамбовцев… причисления к лику святых и Угодника Питирима. Слышались также разговоры в народе и о Преосвященнейшем Кирилле, которого народ так любит и возлагает на него большие надежды, что Владыка всё зависящее от него сделает, что только может он сделать. Пустынно было по дороге к колодцу, но и туда, несмотря на наступившие сумерки, приходили усердствующие помолиться и испить св. воды, а некоторые и брали её с собою. Здесь и в эти уже густые и неприветливые сумерки все-таки было так мирно, тихо, хорошо; уединение, тишь, окружающая пустота местности, ничем не застроенной, как будто бы свидетельствовали о святости этих мест, близких к колодцу, где по преданию был домик приснопамятного Святителя… Под сенью, устроенной здесь, над колодцем, теплилась лампада и озаряла светом своим икону Спасителя. Самое краткое пребывание здесь наполняло душу молитвенным настроением и в воображении предносились воспоминания о жизни и трудах Святителя Питирима. Но нельзя было долго оставаться у колодца Святителя: звон колокола с соборной колокольни заставил поспешить в храм к началу Богослужения. Еще не начиналась служба, а народу в церкви было уже много. В ожидании службы кто стоял, кто сидел на диванах и скамьях у стен храма. И здесь главным предметом разговора было тоже выражение горячего сердечного желания Тамбовцев – причисления Святителя Питирима к лику Святых. В паникадилах храма возжигались свечи. Сень над гробницею Угодника была залита ярким светом от множества окружающих лампад и массы возженных свеч. Богомольцы более и более наполняли храм. Видно было, что даже недужные и те стремились к этой службе. Одна маленькая девочка, бедно одетая, привела за руку слепенького старичка; он выражал желание быть ближе к гробнице, но она не умела исполнить его желание и кто-то уже из взрослых доставил ему утешение, подведши его ближе к гробнице угодника, где всякий страждущий получает великое духовное утешение. При гробнице заметно праздничное убранство. При ярком освещении особенно рельефно выделяется из окружающего густого венка цветов изображение лика Святителя на крышке гробницы. Богослужение совершено было о. Ключарем протоиереем Т.В. Поспеловым с участием соборных отцов диаконов и иподиаконов. На правом и левом клиросах пели ученики миссионерской школы. Пение было строго церковное. Хорошо было исполнение песнопений с канонархом. Громкое, отчетливое чтение привлекало полное внимание молящихся и, можно думать, что именно в храм собрались жаждущие молитв, а тех, которые в храмы являются для прослушания интересных пьес, по-видимому не было, потому что и во время продолжительных чтений не было усиленного движения народа из храма, не было неуместных переходов по храму и разговоров…  было тихо, благоговейно в храме за этим богослужением. Многие молились со слезами на глазах. На литии, после обычных прошений при многократном пении «Господи помилуй» провозглашено было прошение и о упокоении Святителя Питирима. Громко и с особенным молитвенным чувством была прочитана о. Ключарем молитва «Боже духов и всякия плоти…». При пении «Вечная память…» присутствовавшие в храме с особенным подъемом молитвенного духа молились и преклонялись к земле. По прочтении кафизм, присутствующим в храме розданы были свечи, царские врата отверзлись, совершалось каждение. Множество свеч в руках молящихся залило ярким светом храм и как будто вещало этим ярким разливающимся светом о быстро распространяющейся более и более славе угодника; белый мрамор на стенах своею яркою сверкающею белизною как будто напоминал о чистоте жизни Святителя, а скромная и простая отделка стен храма, без лишних, затейливых украшений; как будто напоминали о той скромности и простоте, какими отличалась жизнь Святителя Питирима. Особенно умилительно было чтение канона. Неспешно, ясно и прочувствованно было чтение о. Ключаря, оно сменялось или тихим пением Св. Песней канона хорами на клиросах, или мощным пением отцами диаконами-соборянами припевов: «Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев» и «Упокой Господи душу усопшаго раба твоего…». При пении «Со Святыми упокой» молящиеся в храме в единодушной молитве все преклоняли колена. Богослужение было вообще довольно продолжительно и оставило много святых и глубоко умилительных впечатлений на душах молящихся в храме. На другой день с раннего утра народ шел в соборный храм. Еще до начала службы в храме было уже много народу, а с началом Богослужения храм переполнился молящимися. При этом чрезвычайном народном стечении замечалась теснота во всех уголках храма: народ стоял и на солее (в приделах) до самого иконостаса. Было очень жарко и душно. Несмотря на тесноту и духоту, молящиеся обнаруживали благочестивое усердие и терпение выстоять службу до конца. Прибыв в храм, Преосвященнейший Владыка Кирилл, встреченный духовенством, проследовал к гробнице Святителя Питирима. Преклонившись пред гробницею, Владыка затем к ней прикладывался, а потом началось обычное архиерейское облачение. На правом клиросе пел хор Его Преосвященства, а на левом хор учеников миссионерской школы. Прекрасное выполнение песнопений и подбор духовно-музыкальных  пьес соответствовали вполне великому церковному торжеству. Дивно-умилительное служение Преосвященнейшего Владыки захватывало молитвенным духом присутствовавших в храме, наполняло душу лучшими, возвышеннейшими чувствами и уносило мысли в иной лучший мир… Торжественна была минута, когда на «многолетствовании» по малом входе, было присоединено возглашение «Вечной памяти» Епископу Питириму. При служении литургии сослужащими Владыке были: кафедральный протоиерей М.Г. Озеров, Ключарь протоиерей Т.В. Поспелов и священники – Г.С. Басов и К.И. Богоявленский. За Богослужением присутствовал г-н Начальник губернии Н.П. Муратов и представители городского управления. В конце литургии Преосвященнейший Кирилл обратился к молящимся с таким, приблизительно, поучением: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Честна пред Господом смерть преподобных Его». Эти пророческие слова сбываются в течение 200 лет, за все время со дня смерти Святителя Питирима, которого ныне мы молитвенно почитаем. Смерть, о которой каждый из нас не может думать  без трепета душевного, для Святителя Питирима оказалась лишь переходом к постоянной чести и славе. В памяти народной нет дня, когда люди не творили бы молитвы о нём пред гробницею. В жизни своей Святитель Питирим понёс много тяготы и скорбей. Верит паства Тамбовская, что Господь сподобил первого её архипастыря стояния у Небесного Престола с таким дерзновением, с каким он предстоял здесь в своем служении. В этой вере хранится тайна непрерывающегося благоговейного почитания и молитвенного усердия, которые являет Тамбовская паства первому своему Святителю.  В этих молитвах выразилось сознание, что Святитель, - сам чуждый суеты житейской, живя среди людей по необходимости должен был погружаться в дела пасомых, думать о решении их, входить в рассмотрение и от всего этого на душе его мог образоваться, как бы некоторый налёт греховности… «Несть человек, иже жив будет и не согрешит…». Церковь и старается снять с души Святителя этот налёт греховности, чисто земной, передавшейся ему от людей. Непрестанно здесь и повсюду возносятся молитвы о упокоении души его: да простит Господь его прегрешения вольныя и невольныя… Молитва эта не может оставаться не услышанною Господом: Он слышит эту молитву и очистит душу Святителя, который, стоя пред Господа, может ходатайствовать за нас. Вы слышали в чтении апостольском: «Ина слава небесная… ина слава земная…». Святителю, когда-то пасшему Тамбовскую паству и ведшему её к царству небесному, мы просим у Господа иной славы. В нынешней молитве просим мы благословения на ходатайство наше пред высшею церковною властью о прославлении его. Но угодно ли это желание наше Господу Богу – это узнаем потом, если внушит угодник высшей церковной власти удовлетворить нашу просьбу. Настоящий день – знаменательный. Он выражает, что заветы Святителя целы среди нас и дороги для нас. Время, в которое он жил было переходным временем России к общению с другими народами, когда старый уклад общественной жизни должен был замениться новым. Святитель Питирим, как и его современник Святитель Митрофан Воронежский, обнаружил особенное умение принять эту новизну на старую почву и привить к жизни. В этом поучительный пример и для нашего времени. Настоящая наша молитва есть наше исповедание пред Святителем, что жизнь может созидаться именно только на тех началах, по которым жил Святитель и каким он учил паству. Этот день должен напоминать нам всегда заветы Святителя, и пусть они никогда не забываются нами.  «Благословение Господне на вас всегда, ныне и присно и во веки веков». По окончании литургии, в правом приделе, у гробницы Святителя, Преосвященнейшим Кириллом в сослужении всего городского духовенства была отслужена торжественная панихида. При пении «Со святыми упокой» и «Вечная память» - все молящиеся в храме преклоняли колена. По возглашении Святителю «Вечной памяти» следовало единодушное пение духовенства и хора, и народа. Величественная была минута. Литургия началась с 9 часов утра, кончилась около 2 часов. При своем заметном утомлении, Милостивый Архипастырь все-таки благословлял народ до тех пор, пока удостоились благословения Архипастырского все. Только тогда Владыка отбыл из Собора. Молившиеся в храме ещё долгое время подходили прикладываться к гробнице Святителя Питирима. М.И.Н.».9

В 1912 году городскими самоуправлениями и духовенством всех городов Тамбовской губернии возбуждено пред Святейшим Синодом ходатайство о прославлении Святителя Питирима, епископа Тамбовского. Святейший Синод, рассмотрев означенное ходатайство, поручил Преосвященному Кириллу, епископу Тамбовскому, образовать на месте комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах Святителя, и о последующем довести до сведения Святейшего Синода.10

14 января 1913 года состоялось восьмое заседание особой комиссии по обследованию чудес, совершавшихся по вере в молитвенное предстательство пред Богом святителя Питирима, на котором было закончено рассмотрение чудес святителя, совершившихся до настоящего (1913) года в прежнее время.11

В 1913 году просьба Высокопреосвященного Кирилла епископа Тамбовского и Шацкого, подкрепленная явными многочисленными чудотворениями от Святителя и многочисленными подписями верующих, была удовлетворена.

Из деяний Святейшего Синода. Января 25-го дня 1914 года. «Почитание Святителя Питирима в настоящее время выходит далеко за пределы Тамбовской епархии, подтверждением чему служат, обращаемые со всех сторон к соборному причту просьбы и ходатайства о совершении панихид пред гробницею Святителя Питирима. Среди же самой Тамбовской паствы в последнее время замечается необычайный подъем религиозного воодушевления, вызываемого и побуждаемого всеобщим преклонением пред памятью Святителя. Ныне уже не отельные лица, а целые города и общества Тамбовской епархии видят и признают в Святителе Питириме не только своего заступника, теплого молитвенника и ходатая пред Богом, но и запечатленного любовью Божиею избранника. С благоговением почитая память Святителя Питирима и с чувством сыновей благодарности преклоняясь пред его молитвенным ходатайством пред милосердным Богом за всех притекающих к нему с верою и любовью, жители Тамбовской епархии повергли своему архипастырю дерзновенное, но благочестивое желание и ходатайство о причислении епископа Питирима к лику святых и о прославлении его мощей, почивающих ныне под пудом в Тамбовском кафедральном соборе. Усматривая в этом всенародном религиозном движении указание Промысла Божия на то, что нынешнее время может быть признаваемо за благопотребное для прославления Святителя Питирима, и всею душою и с полным благоговением  разделяя одушествляющие Тамбовскую паству в отношении к Святителю религиозные чувства, Преосвященный Тамбовский, присоединяясь к общему желанию Богом врученной ему паствы, просил Святейший Синод, с благоговением и радостью приняв весть об утвердившейся в пастве Тамбовской епархии общей уверенности в святости почивающего в Тамбовском Спасо-Преображенском соборе епископа Тамбовского Питирима, и, вместе с сим, имея в виду, что в епархиальном управлении не было произведено подробного расследования о совершившихся по молитвам сего Святителя знамениях небесной помощи верующим. Предварительно признал необходимым собрать сведения, удостоверяющие в действительности вышеозначенных чудесных действий, причем исполнение сего поручения возложил на Преосвященного Тамбовского Кирилла, который для сего образовал, под своим председательством, особую комиссию. Комиссия эта, пригласив лиц, испытавших на себе или своих сродниках чудесные исцеления заступлением Святителя, по молитвенном призвании благодатной его помощи, собрала от них, под присягою и за рукоприкладством, показания о действительности совершившихся по молитвам Святителя Питирима 34 чудотворений. Ныне, по получении от Преосвященного Тамбовского подлинных достоверных свидетельств о чудесных действиях, совершившихся благодатным предстательством епископа Питирима, рассмотрев во всей подробности и со всевозможным тщанием обстоятельства сего важного дела, Святейший Синод нашел, что многочисленные случаи благодатной помощи по молитвам епископа Питирима, обследованные надлежащим образом, не оставляют никакого сомнения в своей достоверности и по свойству их принадлежат к событиям, являющим чудодейственную силу Божию, ходатайством и заступлением Святителя Питирима изливаемую на тех, кои с верою и молитвою прибегают в своих душевных и телесных недугах к его благодатному предстательству. 

По сему Святейший Синод, в полном убеждении в достоверности таковых чудес, воздав хвалу дивному во святых Своих Господу Богу, присно благодеющему твердой в праотеческом прославлении Российской Державе, благоволившему явить нового светильника Церкви Российской, как новое и великое знамение Своих благодеяний православному народу русскому, подносил Его Императорскому Величеству всеподданнейший доклад, в коем полагал: 1) во блаженной памяти почившего Питирима, епископа Тамбовского, признать в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения; 2) торжественное прославление святителя Питирима совершить 28 июля 1914 года, в день памяти его; 3) службу святителю Питириму составить особую, а до времени составления таковой, после дня прославления памяти его, отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать в день преставления и прославления его, 28 июля и 4) объявить о сем во всенародное известие от Святейшего Синода.

На всеподданнейшем докладе о сем Государь Император 28 июня 1913 года, собственноручно соизволил начертать: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления». Выслушав сии Всемилостивейшие слова, Святейший Синод по определению от 1-13 июля 1913 года постановил поручить преосвященному митрополиту Санкт - Петербургскому совместно с Преосвященным Тамбовским и другими имеющими прибыть в Тамбов иерархами, совершить 28 июля 1914 торжественное прославление святителя Питирима, епископа Тамбовского.

О сем ныне и возвещает Святейший Синод возлюбленным о Господе чадам православной российской церкви, да купно с ним воздадут славу и благодарение дивному во святых своих Господу Богу, изволившему явить нам нового заступника и чудотворца, да вознесут свои молитвы к новоявленному угоднику Божию Святителю Питириму, дабы предстательством его пред Престолом Всевышнего утверждалась в Державе Российской преданность православию, ко благу всего народа русского, и да почерпнут все верные сыны России в жизни и подвигах Святителя Питирима, запечатленных всецелою преданностью воле Божией и самоотверженною любовью к ближним, уроки истинно христианской жизни и деятельности.

 Смиренный Владимир, митрополит Санкт - Петербургский и Ладожский. Смиренный Флавиан, митрополит Киевский и Галицкий. Смиренный Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Смиренный Сергий, архиепископ Финляндский и Выборгский. Смиренный Никон, архиепископ бывший Вологодский и Тотемский. Смиренный Тихон, архиепископ Костромской и Галичский. Смиренный Нафанаил, архиепископ Архангельский и Холмогорский. Смиренный Алексий, епископ Саратовский и Царицынский. Смиренный Александр, епископ Вологодский и Тотемский. Смиренный Василий, епископ Черниговский и Нежинский».12

По поводу указа Святейшего Синода, Высокопреосвященный Кирилл написал: «В чувствах глубокого умиления  повергая себя и Богом врученную мне паству Тамбовскую пред Престолом Дивного во святых Своих Господа, в изреченном решении святой Своей Церкви, Дарующего утверждение веры в скоропослушную милость Его к нам грешным по молитвенному пред Ним дерзновению Светильника страны Тамбовской приснопамятного Святителя Питирима, усердно молю даровать нам Небесную помощь для уготовления себя и паствы к достойному восприятию столь великого дара Божественного Милосердия.

Призываю сопастырей моих, иереев Божиих с сослужителями их, честными диаконами и клириками, всех в иноческом чине подвизающихся и всех состояний и возрастов православных людей, в мирском житии свое спасение содевающих, объединиться в благоговейной Господу благодарности и смиренной готовности послужить всемерно молитвою, и личным трудом, и от избытка имений своих достойному устроению и радостному совершению великого торжества Святой Церкви Православной в предстоящем прославлении как Божьего угодника святителя Тамбовского Питирима. Архиепископ Кирилл».13

Обращение Владыки возымело свое действие, и скоро на имя Тамбовской духовной консистории стали поступать средства от огромного количества людей разных сословий.

Они распределялись по нескольким статьям: а) на расходы по устроению предстоящего 28 июля 1914 года торжественного прославления Святителя Питирима, б) на устройство раки над могилою Святителя Питирима, в) на устройство часовни над колодцем Святителя Питирима, г) на лампаду к раке Святителя Питирима. К декабрю 1913 года  было собрано более 15 тысяч рублей),14 а к апрелю 1914 года эта сумма составляла уже 25137 рублей 54 коп.15

Не оставляла своим вниманием предстоящее прославление Тамбовского святителя и Царская семья. Вскоре после указа о канонизации государыня императрица Мария Федоровна пожертвовала три тысячи рублей на постройку часовни над колодцем святителя Питирима, а Великая Княгиня Елисавета Федоровна - 100 рублей.16 В марте 1914 года  Государыня Императрица Мария Федоровна пожертвовала 500 рублей на устроение сени над колодцем святителя Питирима, а Великий Князь Михаил Александрович - 300 рублей.17

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение исправляющего обязанности товарища Обер-Прокурора, от 11 мая 1914 года за № 5983, о том, что Его Императорскому Величеству на всеподданнейшем докладе г-на Синодального Обер-прокурора с представлением всеподданнейшего доклада Святейшего Синода о разрешении Вашему Преосвященству при предстоящем прославлении Святителя Питирима, Тамбовского Чудотворца, изнести из земли честные его останки и положить их в особый гроб и раку, для благоговейного поклонения верующих, благоугодно было в 8-й день текущего мая в Ливадии, Собственноручно начертать: «Согласен». Приказали: Об изъясненном в настоящем предложении Высочайшем Его Императорского Величества соизволении уведомить Ваше Преосвященство указом.

На сем указе резолюция Его Высокопреосвященства, от 14 мая сего года за № 5152 последовала: Указ объявить во всеобщее сведение чрез пропечатание в Епархиальных Ведомостях, с предписанием совершить во всех храмах епархии благодарственное Господу Богу молебствие с возглашением многолетия Государю Императору, всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду со всею его паствою и вечной памяти Святителю Питириму».18

К торжеству прославления Святителя Питирима готовилось тщательно и масштабно. В начале мая, за три месяца до канонизации, был произведен ремонт нижнего храма, где почивали мощи Святителя Питирима, замощена и частью заасфальтирована Соборная площадь. К колодцу Святителя Питирима устроена широкая гранитная лестница, начат капитальный ремонт верхнего храма кафедрального собора и соборной колокольни.19 

Для торжественных служб на средства кавалерственной статс-дамы А.Н. Нарышкиной для всего духовенства, какое предполагало участвовать в торжествах, изготовлялись новые, праздничные облачения.20 

Ко времени Питиримовских торжеств был издан план г. Тамбова с обозначением платных квартир, зданий и помещений бесплатного размещения паломников, медицинских пунктов, больниц и пр. Для организованного проведения торжеств было создано несколько губернских комиссий: квартирная, медико-санитарная и барачная (занимавшаяся бесплатным размещением богомольцев в загородных палатках, коих предполагалось устроить около 2,5 тысяч, и строительством двух бараков на 500-400 человек для наиболее немощных паломников).21

Подготовка к торжествам подробно освещалась в местной прессе. Из газеты «Тамбовский край» № 94 от 2 мая 1914 года: «К Питиримовским торжествам. С правой стороны кафедрального собора сооружаются временные деревянные лавки для продажи икон, крестиков и других священных предметов с изображением Святителя Питирима. Одна из лавок будет отведена известной московской фирме Оловянишникова. Иконы работы этой фирмы уже получены. При общедоступных ценах они отличаются художественным исполнением.

-  Во время торжеств, при  служении в часовне над колодцем Святителя Питирима, народ будет пропускаться на площадь близ колодца (внизу) с двух сторон: от места со стороны Александринского института и от выставочных зданий с.-х. общества. Через реку, как говорят, для установления правильного движения народа будут устроены два или три временных моста. Наверху публика будет допускаться к берегу на расстоянии не ближе двух саженей от него.

- На станции железной дороги ко дням торжеств будут устроены: специальная платформа для богомольцев и временное помещение 3-го класса. Во время торжеств движение поездов будет усилено».

Из газеты «Тамбовский край» № 103 от 17 мая 1914 г. «К Питиримовским торжествам. Для ожидаемых на торжества богомольцев проектируется раскинуть палатки в трех пунктах: на площади близ Крестовоздвиженского кладбища и за губернской земской больницей, на ярмарочной площади и на лугу близ Петропавловского кладбища. Всего будет раскинуто 2500 палаток на 37500 человек (в каждой палатке поместится 15 человек), из них по 1000 - в первом и третьем пунктах, на 15000 богомольцев в каждом, и 500 – во втором на 7500 человек.

Во всех трех пунктах будут устроены кипятильники для воды. Каждый пункт будет снабжен фельдшером и подводой для перевозки больных. Палатки близ Крестовоздвиженского кладбища и за больницей предназначены для богомольцев, имеющих прибыть с Кирсановского тракта. Чтобы дать паломникам возможность прямо с дороги, не заходя в город, пройти в место расположения палаток, имеется в виду построить в стороне, ближе к архиерейскому хутору, временный мост через реку».

Из газеты «Тамбовский край» № 105 от 20 мая 1914 года: «К Питиримовским торжествам. Тамбов спешно готовится к светлым торжествам открытия мощей Тамбовского Святителя Питирима: работы по приведению в порядок города идут безостановочно.

Администрация занята разрешением вопросов о размещении и продовольствии богомольцев, которых ожидается к 28 июля до 120000 человек…. В половине июня месяца в Тамбов, по распоряжению Высокопреосвященного Кирилла, вызываются 150 дьяконов и псаломщиков из епархии, владеющих хорошими голосами, чтобы из них заблаговременно составить хор,  который будет петь за богослужениями при прославлении Святителя Питирима. Вызываемые певцы во время пребывания в Тамбове будут помещаться в духовной семинарии и пользоваться здесь бесплатно столом…. Подходят к концу работы по приведению в порядок обширной площади, примыкающей к колодцу Святителя Питирима, и берега. Жилой дом и купальни близ колодца снесены. Склон берега засажен газоном».

Из газеты «Тамбовский край» № 113 от 30 мая 1914 года: «К Питиримовским торжествам. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ожидаемая на предстоящие торжества прославления Святителя Питирима, будет иметь пребывание в покоях игумении Вознесенского женского монастыря.

- Работы по отделке снаружи кафедрального собора подходят к концу. В настоящее время облицовывается цементом уже нижний этаж храма и перекрываются железом крыши. Всеми работами лично руководит ключарь собора о. Т.В. Поспелов.

- Стены часовни над колодцем Святителя Питирима уже установлены. Старая часовня пока не разбирается. Заканчивается цементирование лестницы, спускающейся к колодцу. На главных колоннах её укреплены фонари. Всех их будет 4. В окончательной отделке лестница получает красивый вид.  Работы по приведению в благоустроенное состояние берега реки вокруг колодца близки к окончанию. Берег неузнаваем. Впечатление несколько портят лишь беспорядочные постройки на другом берегу реки, да сваи на реке, охранявшие ранее от весеннего ледохода купальню, нужды в которых теперь уже нет. Не мешало бы берег реки обсадить деревьями».

Из газеты «Тамбовский край» № 117 от 4 июня 1914 года: «К Питиримовским торжествам. Церемониал предстоящих торжеств, значительно измененный после получения Высокопреосвященным Кириллом указа Синода об одновременном с прославлением Святителя Питирима «изнесении из земли честных его останков и положении их в особый гроб и раку для благоговейного поклонения верующих», представлен на утверждение Синода.

- Высокопреосвященным Кириллом, по случаю получения из Петербурга радостного известия о последовавшем Высочайшем согласии на открытие мощей Святителя Питирима, сделано распоряжение по епархии о совершении во всех храмах благодарственного Господу Богу молебствия, с возглашением многолетия Государю Императору, всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду со всею его паствою и вечной памяти Святителю Питириму.

- Комиссия по приготовлениям к Питиримовским торжествам первоначально предполагала разместить паломников в палатках в трех пунктах: на ярмарочной площади, близ Крестовоздвиженского кладбища и на Петропавловском лугу. В настоящее время, ввиду отделенности Петропавловского луга от кафедрального собора, решено все 2500 палаток разбить лишь в двух пунктах, а именно: на Ярмарочной площади и у Крестовоздвиженского кладбища. Палатки в пользование богомольцев будут предоставлены с 25 июля по 1 августа.

- По подсчету сделанному чинами полиции, по частным квартирам в городе можно будет разместить за плату 11000 богомольцев.

- В воинских казармах и в училищных зданиях на 30000 человек помещения будут оставлены и по окончании торжеств, так как многие, не попав почему-либо на торжества, прибудут после них».

Из газеты «Тамбовский край» № 125 от 13 июня 1914 года: «К Питиримовским торжествам. Часовня над колодцем Святителя Питирима близ кафедрального собора совсем установлена. Водружен уже и крест. Приступлено к устройству крыши. Облицовка цементом лестницы, ведущей к колодцу, закончена. Работы по отделке снаружи соборной церкви и колокольни подходят к концу. В настоящее время производится золочение глав. Леса, которыми окружены церковь и колокольня, еще не разобраны.

- Архиерейский хор на время торжеств предполагается усилить, соединив с ним лучшие хоры приходских церквей – Богородичной и Покровской.

- Козловская городская дума постановила накануне торжества прославления Святителя Питирима – 27 июля, с 12 часов дня, и в самый день прославления – 28 июля закрыть в городе все учреждения,  торгово-промышленные заведения, рестораны, гостиницы, трактиры, ренсковые погреба, пивные лавки, общественные клубы и увеселительные места. Кроме этого, решено просить губернатора об оказании содействия, чтобы в указанные дни были закрыты также все казенные винные лавки и не производилась торговля спиртными напитками в буфете на станции железной дороги.

- Тамбовский винный склад во время предстоящих торжеств, с 27 по 30 июля прекратит отпуск вина».

Из газеты «Тамбовский край» № 131 от 20 июня 1914 года: «К Питиримовским торжествам. Сегодня или завтра будут разобраны леса в верхней церкви кафедрального собора, за окончанием работ по внутренней отделке её. Собор снаружи освобожден уже от лесов. Не сняты леса лишь с колокольни. В настоящее время окончание отделки колокольни снаружи задерживается золочением глав и крестов и ремонтом крыш. На колокольне глава уже озолочена.

- Приступлено к устройству временной деревянной церкви на Соборной площади, в которой предполагается совершить: 27 июля – всенощную, а 28 июля – литургию. Оба Богослужения в этой церкви, как передают, будет совершать Высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский Владимир.

- Часовня над колодцем Святителя Питирима совсем установлена. Приступлено к золочению главы. Вид часовни величественный. Несколько портит впечатление лишь лестница, ширина которой не соответствует размерам часовни, благодаря чему, если смотреть на часовню с берега, он видна не вся. Совершенно другой бы вид часовня имела, если бы к ней спускалась широкая, без массивных колонн по бокам, лестница. Тогда часовня была бы со всех сторон открыто, отчего, конечно, общий вид её только выиграл бы.

- Тумбы по краю берега близ колодца для большей прочности прикрепляются толстой проволокой к столбам, врытым в землю. Склон берега начинает покрываться зеленью».

Из газеты «Тамбовский край» № 141 от 2 июля 1914 года: «К Питиримовским торжествам. По наружной отделке кафедрального собора не окончена пока лишь позолота глав и не выкрашена крыша на храме. Колокольня совсем готова и освобождена уже от лесов. Соборный храм и колокольня выглядят неузнаваемо. В особенности они останавливают на себе внимание, когда смотришь на них со стороны реки. Белый фон их и сверкающие на солнце золотые главы и кресты красиво гармонируют с окружающей зеленью. В Трегуляевском монастыре около колодца Святителя Питирима  сохранилось громадное, в несколько обхватов внизу, дерево, под которым, по преданию, Святитель, копая колодезь, отдыхал.

- Близ женского Вознесенского монастыря предполагается поставить очаги с котлами, вместимостью, каждый в 20 ведер, для приготовления кипяченой воды паломникам. Вода будет выдаваться всем бесплатно.

- В лагерях богомольцев будет устроено керосиновое освещение; на некоторых столбах фонарей поместятся щиты для наклейки объявлений, касающихся Питиримовских торжеств».

По указу его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г-на Синодального Обер-Прокурора от 30 июня 1914 года за № 8016, следующего содержания: согласно определению Святейшего Синода от 5-9 июля 1914 года за № 5105 он, г-н Обер-Прокурор, имел счастье всеподданнейше представить на Высочайшее Государя Императора благовоззрение одобренный Святейшим Синодом «Чин церковных торжеств по случаю прославления Тамбовского святителя Питирима» и испрашивать Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на представление Преосвященному Митрополиту С.- Петербургскому, имеющему совершить торжественное прославление Святителя, права делать в сем «Чине» изменения, если в том представится надобность. Его Императорскому Величеству на всеподданнейшем докладе его, Обер-прокурора, по настоящему предмету, 29 день июня сего года, в Петергофе, благоугодно было Собственноручно начертать: «Согласен». Приказали: «О вышеизложенном Высочайшем Его Императорского Величества соизволении уведомить Ваше Высокопреосвященство и Преосвященного Митрополита С-Петербургского указами, с препровождением удостоившегося Высочайшего одобрения «Чина церковных торжеств по случаю прославления Тамбовского Святителя Питирима», кроме того, означенный чин напечатать в «Церковных Ведомостях», редакции коих сообщить по принятому порядку. На сем указе резолюция Его Высокопреосвященства от 7 июля 1914 года последовала: «В Консисторию. Чин отпечатать в Епархиальных ведомостях в ближайшем номере».22

Чин церковных торжеств  по случаю прославления Святителя Питирима Тамбовского Чудотворца, 25-29 июля 1914 г.

«Торжества  по случаю прославления Святителя Питирима и изнесения из земли честных его мощей начнутся 25 июля 1914 года. В этот день, в 9 часов утра, в нижнем храме Кафедрального собора, где почивают честные мощи Святителя, будет совершена заупокойная литургия, с поминовением Благочестивейших Государя и Государынь с Иоанна и Петра Алексеевичей до Александра III включительно, Святейшего Патриарха Иоакима, совершавшего хиротонию Святителя во епископа, родителей Святителя и всех почивших Святителей Тамбовских. Литургию будет совершать и слово произнесет викарий Тамбовской епархии Преосвященный Зиновий Епископ Козловский. В течение 25 и 26 июля прибывают в г. Тамбов разрешенные епархиальным начальством крестные ходы из разных мест епархии. Крестные ходы встречаются у застав крестными ходами от Тамбовских церквей по особому расписанию и направляются на площадь к Кафедральному собору, где для прибывших богомольцев совершается панихида по Святителе Питириме, по возможности архиерейским предстоятельством, при общенародном пении. С Соборной площади хоругви и св. иконы от крестных ходов относятся в уготованное для них место в ограде Собора, а богомольцы, под непременным руководством, пришедшего с ними духовенства, направляются в места расположения паломнических лагерей. В 6 часов вечера 25 июля в обоих храмах Кафедрального собора, во всех храмах г. Тамбова, а также на Соборной площади и в местах расположения богомольцев совершаются заупокойные всенощные бдения, по парастасу, с поминовением на ектениях Епископа Питирима. Во время всенощных бдений, перед пением непорочных, читается сказание о жизни и чудесах Святителя Питирима. В обоих Соборных храмах и на Соборной площади всенощные бдения совершаются архиерейским служением. Тот же порядок будет осуществлен и в местах расположения богомольцев, если к тому представится возможность по числу прибывших на торжество архипастырей. 26 июля, в субботу, в нижнем Соборном храме и во всех Тамбовских церквах совершаются две заупокойные литургии – ранняя и поздняя, с панихидами после каждой по Святителе Питириме. В верхнем соборном храме и в Крестовой церкви архиерейского дома совершается средняя литургия, в 7 часов утра. Начало ранней литургии в Кафедральном соборе в 5 часов, а в приходских церквах г. Тамбова в 6 часов утра; начало же поздней литургии, как в Соборе, так и в других церквах г. Тамбова – в 9 часов утра. В Соборных храмах, а равно и в Казанском мужском монастыре, Христорождественской и Богородничной церквах г. Тамбова, поздняя и средняя литургии совершаются архиерейским служением, с произнесением поучений служащими архипастырями. Панихиды в этот день совершаются и на Соборной площади и во всех местах расположения народа, священнослужителями по особому назначению, с чтением сказания о жизни и чудесах Святителя Питирима, или с произнесением поучений по указанию Архиепископа Тамбовского. 

Категория: Мои статьи | Добавил: Олег (17.06.2014)
Просмотров: 624 | Теги: Святитель Питирим Тамбовский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]