Мои статьи [85] |
Видео [1] |
Об авторе [3] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Текст «Сказания о житии Святителя Питирима, Тамбовского Чудотворца» был опубликован в Тамбовских Епархиальных Ведомостях: «Радуйся Тамбовская страна, из тебе бо возсия новый светильник благодати, разгоняй тьму искушений и бед от вопиющих верно: Святителю Отче Питириму, моли Бога о всех нас». (Служба Святителю Питириму, стихира на Господи воззвах). В настоящие великие дни, дни радостные и светлые для Тамбовской страны и всей Русской Церкви, первее всего должно прославить Господа Бога, подателя всех благ и возвеличить Пресвятую Владычицу. Восхваляя же в священных песнопениях новопрославленного угодника Божия Питирима, душеспасительно и поучительно будет с благоговением воспомянуть святое и богоугодное житие его. «Града Вязьмы честное прозябение … благодатию Духа Святаго нопенное и плоды добродетелей украшенное…» (Служба Святителю Питириму, стихира на стиховне). Родиною Святителя Питирима был город Вязьма Смоленской губернии. Здесь, в 1645 году, 27 февраля, великим постом в одной набожной и богобоязненной семье родился младенец, во св. крещении нареченный Прокопием в честь Преподобного Прокопия Декаполита. Воспитанный своими родителями в строгом благочестии, Прокопий получил по тому времени хорошее образование. Любознательный отрок пополнял свои познания чтением книг. Душа его жаждала чтения книг Св. Писания, Святоотеческих творений и жизнеописаний Св.Угодников. Питая душу и ум таким душеспасительным чтением, отрок чуждался развлечений суетных. Обогащенный религиозно-нравственными познаниями, он стремился чаще посещать храм Божий. С любовью и усердием участвовал он в клиросном чтении и пении, отчего впоследствии был хорошим и искусным чтецом и певцом. Обучившись живописи, он занимался и иконописанием. Книжные занятия, благочестивые упражнения в иконописании, молитве, богомыслии – все это благотворно влияло на душу Прокопия. Его впечатлительной и чистой душе передалось все лучшее, что отличало Вязьмичей: их почитание Св. Икон, их благоговение к родным святыням, твердость в вере и благочестии, любовь к торжественным Богослужениям и крестным ходам, усердие к благолепию храмов Божиих и св.обителей, особенно любил он обитель Св. Иоанна Предтечи, основанную в предместье Вязьмы, великим подвижником Преподобным Герасимом Болдинским и славившуюся чистотою жизни своих иноков. Его влекла тихая и мирная жизнь в обители, и он возымел желание вступить в число братии. Родители, видя твердую решимость своего сына, благословили его на иноческий путь жизни Девпетерувскою иконою Божией Матери. Во всю последующую жизнь, ни в Вяземской обители, ни во время управления Тамбовской епархией, он никогда не разлучался с сею святою иконою. Это была его келейная икона. Пред нею протекла вся его молитвенная, чистая, светлая, полная подвигов, богоугодная жизнь. Это была его заветная святыня. Вступив в обитель, Прокопий сначала, не принимая еще пострижения, по уставу монастырскому должен был пройти разные послушания. Со смирением и покорностью нес Прокопий, возлагаемые на него послушания и с юношескою горячностью принялся за подвиги, неразрывные с многотрудною иноческою жизнью. Полное самоотвержение, строгое во всем воздержание, ежедневное хождение к службам церковным, упорная борьба с самим собою, с обольщениями от благ мира, с искушениями от духа злобы, совершенное отречение от своей воли и постоянное богомыслие обратили на Прокопия внимание монастырского начальства, и он был удостоен пострижения в монашество и наречен Питиримом в честь Преподобного Питирима, мужа великого и знаменитого подвигами. Под руководством старцев-подвижников инок Питирим, еще более и более, совершенствовался в духовной жизни и был возведен в священную степень иеромонаха. Со стороны братии монастыря он приобрел любовь и уважение и был избран в настоятели обители с возведением в редкий тогда сан архимандрита. Этот выбор молодого еще инока Питирима для управления обителью служит самым лучшим доказательством нравственных и умственных его совершенств. Он являлся и любвеобильным отцом и мудрым руководителем вверенных ему иноков «… житием и словом на путь спасения вся добре наставляя» (служба Святителю Питириму. Канон). Во всех иноческих подвигах он шел впереди своих братий-иноков, своим примером вдохновлял и поддерживал в ревностном выполнении уставов монастырских. Вместе с тем он много заботился и о внешнем благосостоянии обители: о благолепии и украшении храмов, об изыскании средств, о монастырских владениях и хозяйстве. В нем виден был и умелый строитель, и опытный хозяин. В его управление обитель достигает большого благоустройства и с внешней, и с внутренней сторон. Несмотря на глубокое смирение архимандрита Питирима, слава о его богоугодной жизни, о мудром управлении достигла до высшей церковной власти. Благочестивый Патриарх Иоаким знал и ценил великие достоинства Питирима а «как пастыря добраго, учителя богомудраго, многими поты и труды еще в житии ангельскую чистоту стяжавшаго…» (служба Святителю Питириму, стихира на стиховне) предъизбрал к архиерейскому служению в новооткрытую Тамбовскую епархию. Назначение Питирима Тамбовским Архипастырем последовало в 1-й день новолетия – 1 сентября 1684 года. Нелегко было оставить архимандриту Питириму свою родину, не легко было ему расставаться с обителью Св. Иоанна Предтечи, в которой он провел лучшие годы своей жизни. С искренним сожалением расставалась с ним и братия Иоанно-Предтеченской обители. По приказу Патриарха, сдав монастырские дела, архимандрит Питирим явился в Москву. В воскресенье, 15 февраля 1685 года, на 40-м году от роду, Питирим был рукоположен во епископа Патриархом Иоакимом с собором других архипастырей. Рукоположение совершено было в замечательном историческом храме, в Московском Успенском соборе, где почивают мощи великих иерархов русской церкви – «непоколебимых столпов православия» и «хранителей апостольских преданий». Здесь, под благодатным осенением святынь древней Москвы приемлет епископство Питирим. По окончании Богослужения Преосвященный Питирим в сопровождении бывших в храме: думного дворянина Максима Исаева Сумбулова и думного дьяка Григория Карпова Богданова, проследовал к великим государям в палаты. Хотя нужды епархии требовали скорейшего отъезда Святителя Питирима в Тамбов, но ему после рукоположения пришлось целый год пробыть в Москве. Это время были и внутренним и внешним приготовлением Святителя к предстоящим архипастырским трудам. Постом, воздержанием и молитвою укреплял он силы духовные и в то же время, находясь под руководством опытного и мудрого Патриарха, вникая в разнообразные церковные дела, он приобретал опытность в делах епископского служения. Пребывание его в Москве закончилось строгим постом и усиленным молением первою неделей Великого поста. На второй неделе Святитель Питирим выехал из столицы и 27 февраля, в день Преподобного Прокопия Декаполита, своего покровителя, он прибыл в город Козлов. Знаменательное совпадение видно в том, что Святитель Питирим родился Великим постом, рукоположение принял в неделю покаянную – в день Св. Апостола Онисима и прибыл на место архипастырского служения Великим же постом. Это, как бы предуказывало и его постническую жизнь и проповеднические, апостольские труды в Тамбовском крае. Будучи в Козлове Святитель Питирим посетил здесь древнюю обитель Св. Троицы и побуждал иноков к сооружению каменного храма в честь Св. Троицы. На призыв Святителя соорудить новый каменный храм Козловцы отозвались с усердием и вскоре желание Святителя Питирима осуществилось. В новоустроенный храм, 19 августа 1692 года, Преосвященный Питирим, положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, «венцы и гривны златые». Его келейник, старец Василий, дал вкладу в обитель Виленский образ Богоматери. Обе эти иконы стояли за левым крилосом у столба в киоте.23 Святая церковь в священных песнопениях восхваляет Святителя «Бога в души твоей яко в храме нося… обители иноческие благоустроял еси и храмы Божии всякими благолепотами украшал еси…» (стихира на Хвалитех). В Тамбов Святитель прибыл 1 марта, рано утром, в сопровождении старца-келейника и нескольких иноков для архиерейского дома. Усердствующие должны были увидеть его прямо во Святом храме. Святитель был высокого роста, широк в плечах и виден. Волосы темно-русого цвета, спускающиеся на плечи, но не густые. Глаза большие, светлые, проницательные. Святитель Питирим отличался неутомимым усердием к Богослужению. Часто священнодействовал сам, а если не священнодействовал, то принимал участие в клиросном чтении и пении, научая и руководя неопытных клириков. Помимо того, в тиши своей келии, или в роще, окружавшей его дом, а иногда и в лесном уединении, он молился усердно, много и пламенно. На месте своих молитвенных подвигов и соединенных с ними борений, Святитель ископал колодезь, воде в котором, Господом дана целительная сила. Этою молитвою укреплялся Святитель в своем подвиге на дело спасения Паствы: «Егда поставлен был еси на свещнице Церкве Тамбовския, не дал еси сна очима твоима, ниже веждома дремания, спасая словесные твоя овцы» (Седален). А труды Архипастырю предстояли чрезвычайные. Епархия была открыта недавно. Первый епископ Леонтий, по краткости пребывания на кафедре, не мог что-либо успеть сделать для благоустроения её. Край был неустроен ни в церковном, ни в гражданском отношении. Население было разнородно, разноверно. Были и язычники, и магометане. Здесь же распространяли свои лжеучения и раскольники. Неблагодарною почвою для сеяния Слова Божия являлись преступники, ссылаемые сюда правительством, люди нравственно извращенные и едва поддающиеся доброму влиянию. Как «добрый кормчий церкви Христовой» Святитель Питирим принялся за устроение вверенной ему епархии. Он готов был душу свою, по слову Божию, положить за овец стада Христова. Своим здравым учением, своею правою верою и благочестивою жизнью он оберегал пасомых от порчи нравственной, направляя на путь спасения. Заблудших Святитель вразумлял и располагал к раскаянию, действуя при этом в духе кротости и христианской любви. Нуждающимся Святитель оказывал щедрую помощь, отказывая себе даже в необходимом. Духовные нужды паствы более всего озабочивали Святителя. С первого же времени своего вступления на Тамбовскую кафедру Святитель прилагает все старания возбудить дух благочестия в своих пасомых; он вводит торжественные крестные ходы, благоговейные служения и, для непрестанного памятования о Боге, поставляет в вратах города Святые иконы: на северных вратах было поставлена Икона распятия Христа Спасителя, на западных – икона Божией Матери, именуемая ныне Тамбовскою, а на южных – Казанская икона Божией Матери. Все эти Святые Иконы сохранились до настоящего времени: две в Кафедральном соборе, а Тамбовская икона Божией Матери – в Богородичной церкви. Он созидает храмы, приобретает церковную утварь, облачения, устрояет обители и благоукрашает их. Так, им основана в честь Св. Иоанна Предтечи Трегуляевская обитель в 7 верстах от Тамбова (1688 г.), в дремучем густом лесу.(Выбор места для обители и освящение её были совершены при участии Св.Митрофана Воронежского, с которым Святитель Питирим был в близком общении). Святитель заботился об устроении обители и не жалел собственных средств на украшение её. От своих же скромных доходов уделял Святитель на другую, основанную им, женскую обитель в честь Вознесения Господня. Первой настоятельницей обители была сестра Святителя Питирима игуменья Екатерина. Заботясь о насаждении монашества, для успеха религиозно - нравственного просвещения пасомых, Святитель прилагал старания и о приготовлении достойных пастырей - служителей церкви. В них замечался недостаток и видна была неподготовленность к служению. Избранные для посвящения в какую-либо степень, должны были явившись к Святителю, под его руководством доканчивать необходимое образование и научаться истовому, благоговейному совершению Божественных служб. Назидал и наставлял всех Святитель не словом только, но примером своей жизни. Он употреблял все усилия, чтобы научить доброй жизни своих пасомых. Соответственно увеличивающемуся населению, Святитель Питирим заботился и об умножении храмов Божиих. Среди заботах о храмах Святитель Питирим особенное попечение имел о соборном храме в честь Преображения Господня. За полувековое существование деревянный храм пришел в ветхость и мысль о построении нового соборного храма была заветною мечтою Святителя. Изыскав средства, Святитель в 1694 году приступил к постройке каменного собора. Работы шли успешно. В одно лето стены возведены были на 20 аршин. По свидетельству современников, можно было видеть самого Архиерея на месте производившейся постройки соборного храма. Он сам за всем следил, осматривал строительные материалы, носил и подавал кирпичи, наблюдал за ходом работ. Но постройка должна была задержаться по случаю болезни архипастыря. От непомерных трудов и подвигов, от непрекращающихся забот и частых огорчений здоровье архипастыря надломилось, у него открылась сильная болезнь и не было никакой надежды на выздоровление. В пламенной молитве Святитель просит Господа о спасении души и о не лишении её небесных обителей, и ищет ходатайства пред Господом своего постоянного покровителя Преподобного Прокопия. Воздевая руки горе, Святитель взывает: «Пастырю мой и Наставниче мой, Преподобне Отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей». Пред молящимся архипастырем видимо предстает тогда Преподобный Прокопий, исполненный молитвенного духа, с обращенными к небу очами и начинает молить Господа о Святителе следующими словами: «Бессмертный Боже! Хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем, помилуй душу его и сподоби сего царствия небесного!» На молитву Преподобного является в облаке Спаситель, держащий в левой руке Евангелие, как бы в ознаменование верности слову Божию просящего Божественной милости Святителя. Святитель поведал об этом дивном видении, бывшему при нем благочестивому старцу Василию, которым, по преданию, это событие было нарисовано на картине. Таким дивным событием Господь явил видимо свое благоволение к Святителю Питириму и ниспослал ему выздоровление от болезни. В великих трудах, подвигах и непрестанных молениях протекала жизнь Святителя Питирима в тринадцатилетнее служение его на кафедре Тамбовской. На 54-м году жизни его последовала праведная кончина 28 июля 1698 года. Паства Тамбовская горько оплакивала потерю любимого архипастыря. Святитель был похоронен, согласно его завещанию, в правом приделе нижнего соборного храма. Благоговейно почитая память Святителя, тамбовцы со времени его кончины и до настоящих дней с усердными молитвами притекают к месту его погребения. Благословение Божие видимо почило над начатками трудов незабвенного архипастыря Святителя Питирима. За протекшие 216 лет быстро увеличивалось православное население края чрез обращение инородцев к вере Христовой. Умножались храмы Божии, усугублялось их благолепие. Устроялись обители, открывалось множество учебных заведений. Впоследствии на пространстве епархии во множестве сеялись и разрастались церковно-приходские школы. Духовное просвещение развивалось, преуспевало. Вера Христова усвоялась населением глубже и глубже. Истины Евангелия становились правилами жизни, языческая грубость и жестокость уступали место христианской кротости и милосердию. Неверие, суеверие, всякие лжеучения в своем пагубном влиянии встречали ревностный отпор и противодействие со стороны пастырей. Появлялись люди, просиявшие высоким благочестием (затворн. Иоанн Сезеновский, Иларион Троекуровский, Преподобный Серафим Саровский и др.). Совершались дивные знамения милости Божией от Святых Чудотворных Икон. Нашему городу драгоценным наследием Святителя Питирима является Тамбовская Икона Богоматери, прославившаяся великими чудесами. Установились издавна благоговейные хождения на богомолье к гробнице Святителя в Кафедральный собор и в обители Вознесенскую и Трегуляевскую. Благочестивые чтители памяти Святителя Питирима, обращавшиеся к нему с усердною молитвою, получали скорую помощь при самых разнообразных обстоятельствах, при различных условиях жизни; избавлялись и от бедствий, исцелялись от тяжких и неизлечимых болезней тогда, когда уже их состояние признавалось врачами вполне безнадежным. одним Святитель подавал спасение от опасностей в дороге, другим помощь в устройстве судьбы, иным внушал, являясь во сне, как быть в затруднительных обстоятельствах жизни. Слепые у гробницы Святителя прозревали, сухие, скорченные, недвижимые получали способность движения. Исцелялись и нервные больные и лишенные рассудка и даже бесноватые. Неверующие, маловерные, не исполняющие обетов, небрежно относящиеся к святыням, святотатцы и кощунствующие, заблудшие с истинного пути благочестия – такие вразумлялись и обличались в грозных явлениях Святителя. В кафедральном соборе имеется книга для записи чудотворений по молитвам Святителя. В этой записи значится до 200 чудес, но как много не записанных и необъявленных чудотворений. Благоговейно созерцая их, будем с умилением молить: «Граду твоему заступник буди, Святе Отче, и всю страну нашу необоримым твоим предстательством огради, да вси с веселием зовем: радуйся Тамбовская Похвало, Питириме Приснопамятне!».24 26 июля в 6 часов вечера совершаются воскресные всенощные бдения в Соборных храмах, в приходских церквах г. Тамбова, на Соборной площади и во всех местах расположения богомольцев священнослужителями по особому назначению епархиального Преосвященного. 27 июля в Соборных храмах и приходских церквах г. Тамбова будут совершены ранние и поздние литургии (в верхнем Соборе и в Крестовой церкви архиерейского дома – средняя) с панихидами по Святителе Питириме, в те же часы, как это было указано для 26-го числа. Если по числу прибывших богомольцев встретится в том надобность, то поздняя литургия будет совершена и на Соборной площади. Поучения произносятся в Соборных храмах по особому назначению. По окончании поздней литургии в Соборе имеет быть совершен крестный ход на колодезь Святителя для освящения воды и часовни над колодезем. При этом от каждого из прибывших из епархии крестных ходов участвует в шествии не более одной хоругви, по указанию ключаря Собора; остальные хоругви располагаются по пути следования крестного хода. По окончании водосвятия и освящения часовни крестный ход направляется по набережной на Питиримовскую улицу и по ней возвращается в Собор. В этот день в свободное от церковных служб время совершаются безумолчно над гробницею Святителя панихиды. В 4 часа того же дня в Соборе будет совершена Соборным духовенством малая вечерня в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 5 часов начинается во всех храмах г. Тамбова, по первому удару колокола в Казанском монастыре, звон ко всенощному бдению. Начинается оно во всех храмах в 5 ½ часов. В Соборных храмах и на Соборной площади всенощное бдение совершается архиерейским служением, с участием священнослужителей из белого и черного духовенства по особому назначению. Перед началом всенощного бдения в Соборе старейшие священнослужители, с благословления Владыки Митрополита, износят гроб с мощами Святителя на середину Собора, где и поставляют его на особо уготованном возвышении, по углам которого помещаются четыре возженные свечи, а по бокам становятся два диакона с рипидами и два диакона с трикирием и дикирием, и затем тотчас же начинается всенощное бдение. До полиелея церковная служба отправляется в честь Смоленской иконы Богоматери. После первой кафизмы, в Соборных храмах произносится слово одним из архипастырей, по их взаимному соглашению, а в приходских храмах слово произносится лицом по назначению настоятеля. Всенощное бдение в верхнем Соборном храме и в приходских храмах г. Тамбова в этот день совершается с таким расчетом, чтобы начало полиелея совпало со временем его в нижнем Соборном храме. При начале полиелея все священнослужащие выходят царскими вратами на середину Собора, становятся перед мощами Святителя и возжигают свечи; одновременно зажигаются свечи и всеми богомольцами в Соборе и на площади. Во время пения «Хвалите Имя Господне» Митрополит трижды кадит вокруг гроба со св. мощами, затем шесть старших священнослужителей, по его благословению, открывают крышку гроба, которая и относится в алтарь и поставляется на горнем месте Никольского придела диаконами. Засим священнослужащими поется величание Святителю по окончанию которого, гроб со св. мощами поднимается ими и износится западными дверьми Собора наружу, где поставляется на особо уготованные носилки, после чего, совершается вокруг Собора крестный ход со св.мощами в преднесении светильников, хоругвей и святых икон по расписанию, составленному ключарем Собора и утвержденному Тамбовским Архиепископом. За святыми иконами следуют певчие и духовенство. Пред самым гробом с мощами несутся иконы Богоматери Девпетерувская (келейная икона Святителя Питирима) и Тамбовская (икона данная Святителем Питиримом в благословение граду Тамбову), причем, каждая икона несется двумя архимандритами или протоиереями, в сопровождении двух диаконов с рипидами и двух с трикирием и дикирием. Хоругви, прибывшие с крестными ходами из епархии, устанавливаются по пути следования процессии вокруг всего Собора, по указанию ключаря. Архимандриты и протоиереи несут на раменах гроб со святыми мощами. За гробницею следуют Преосвященные Архиереи во главе с Митрополитом. Все стоящие вокруг Собора богомольцы, с зажженными свечами в руках, поют величание Святителю; на Соборной же колокольне, а равно и во всех храмах г. Тамбова производится торжественный звон. По возращении крестного хода, святые мощи поставляются на прежнее место посередине Собора, совершается чтение св. Евангелия от Иоанна, зач.35, а затем поклонение св.мощам священнослужащих и богомольцев. В дальнейшем совершении всенощного бдения служба Святителю Питириму соединяется с Богородичною. По окончании всенощного бдения в течение всей ночи беспрерывно служатся особо назначенными священниками молебны, и доступ богомольцев к мощам Святителя прекращается только к 6 часам утра 28 июля. 28 июля, в 3 часа утра, в приделе Смоленской иконы Божией Матери в нижнем Соборе, совершается ранняя литургия для причастников. Таковые же литургии в 5 часов утра совершаются в приходских храмах г. Тамбова. В 6 часов утра начинается средняя литургия в Благовещенском алтаре нижнего Собора архиерейским служением, при участии монашествующего и белого духовенства по особому назначению. По отпусте литургии, при пении тропаря Святителю, священнослужащие подъемлют гроб с честными мощами на рамена и переносят его в верхний храм, где и поставляют на уготованное возвышение. После сего, сотворив поклонение пред св. мощами, отходят в нижний храм для разоблачения, а на Соборной колокольне начинается звон к поздней литургии. По первому удару Соборного колокола начинается тот же звон во всех храмах г. Тамбова. Через четверть часа после начала благовеста прибывают в верхний храм Собора архипастыри, имеющие совершать Божественную литургию в сем храме и на Соборной площади, и сотворив все вместе входные молитвы, в мантиях со славою, следуют на свои места, облачаются и совершают Божественную литургию. На малом входе с Евангелием, при пении «Приидите, поклонимся» архипастыри и старейшие служащие поднимают гроб со св. мощами и на руках внесут его, через царские врата в алтарь и поставят на горнем месте, лицом к престолу. Четыре иподиакона в продолжение всей литургии будут держать над мощами с обеих сторон рипиды. Литургия затем продолжается обычным порядком. Слово за Литургией в Соборе произносит Преосвященный Митрополит, а на площади проповедник по особому назначению. И в Соборе, и на площади Божественная литургия оканчивается одновременно. Духовенство, совершавшее литургию на площади отходит в верхний храм для участия в молебне Святителю Питириму и крестном ходе, с обнесением честных мощей вокруг Соборного храма, при участии всего городского и прибывшего на торжества духовенства. Начало молебну полагается пред гробом со св.мощами в алтаре верхнего Собора, и при пении тропаря гроб со св.мощами приемлется архимандритами и протоиереями на рамена и износится к западным дверям Собора, где поставляется на носилки. На сей раз крестный ход совершается в том же порядке, как и накануне сего дня, только с остановками: а) против южных дверей храма, б) против алтаря, в) против северных дверей и г) у западной стороны Собора. При остановках произносится: перед южными дверьми – сугубая ектения, перед алтарем – малая ектения, против северных дверей читается св. Евангелие и у западной стороны – заключительная ектения. Здесь же и заканчивается молебен чтением молитвы Святителю и произнесением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, служащим архипастырям и всем православным христианам. После сего св. мощи вносятся в нижний храм и поставляются на уготованное место у южной стены собора. Архипастыри и все духовенство разоблачаются в алтаре нижнего собора, а особо назначенные очередные священники начинают неумолчное совершение молебнов пред ракою Святителя и народ допускается к лобызанию честных мощей. Во всех храмах г. Тамбова производится за сим целодневный звон. Торжественные Богослужения, с целодневным звоном, совершаются 28 июля и во всех храмах епархии. В 7 часов вечера 28 июля в верхнем соборном храме, в приходских церквах г. Тамбова, на Соборной площади и в местах расположения народа совершаются всенощные бдения в честь Святителя Питирима. В Соборе и на площади всенощные совершаются архиерейским служением. 29 июля в 3 часа в верхнем и в 5 часов утра в нижнем храмах Собора совершаются ранние литургии для причастников. В этот же день, в 7 часов утра, из всех городских церквей Тамбова приходят к собору крестные ходы, которые по окончании ранней литургии, идут отсюда в два порядка по следующим направлениям: первый крестный ход идет из Собора по Питиримовской улице, через Студенецкий мост к Вознесенскому монастырю; после остановки у монастыря движется по Никольской улице, направляясь к Троицкой церкви, от которой идет к Архангельской церкви по Моршанской улице, от Архангельской церкви по направлению к Подъяческой или Шацкой, и по Подъяческой или Шацкой до Базарной улицы, по Базарной до Студенецкой, по Студенецкой до Христорождественской, по Христорождественской, с остановкою у церкви, до Дворянской, по Дворянской к Богородничной церкви, а затем выходит на Дворцовую улицу, по которой и возвращается к Собору, с остановками против Казанского монастыря, около Серафимовского духовного училища, Института Благородных девиц и мужской гимназии. Второй крестный ход направляется от Соборной площади по Питиримовской на Дворцовую улицу и проходит мимо Казанского монастыря к берегу, берегом идет мимо здания Духовной семинарии по направлению к Покровской церкви, отсюда по Покровской улице выходит на Большую и по ней прямо идет к Варваринской церкви, откуда мимо здания Епархиального женского училища по Приютской улице, Долгой, Покровской и Базарной идет к Введенской церкви, от неё направляется по той же улице к Базарной часовне, далее по Знаменской улице к Знаменской церкви, от которой крестный ход мимо отделения Государственного банка, или путем по указанию полиции, возвращается к Собору. В 8 ½ часов утра того же числа совершается освящение придела в Соборном храме в честь Святителя Питирима (начало благовеста в 8 часов утра) и Божественная литургия в новоосвященном приделе. В 4 часа крестные ходы, пришедши из епархии, провожаются с Соборной площади в обратный путь. Этими крестными ходами и освящением придела в честь Святителя Питирима и заканчиваются церковные торжества по случаю открытия святых мощей Святителя Питирима».25 По мысли Высокопреосвященнейшего Кирилла Архиепископа Тамбовского и Шацкого, для более торжественного и величественного прославления Святителя Питирима, ко дням его прославления и открытия мощей, был организован грандиозный большой мужской хор из священно-церковно - служителей Тамбовской епархии (по преимуществу, состоящий из отцов дьяконов и псаломщиков). Устройство этого хора и руководство им, а равно и подбор нотно-певческого материала для хора было поручено учителю пения Шацкого духовного училища Михаилу Степановичу Покровскому. Эта счастливая мысль привлечь к участию прославления Святителя Тамбовского Питирима, кроме обычных профессиональных смешанных хоров, мужской хор из клириков Тамбовской епархии, казалась многим весьма трудно осуществимою и, насколько известно, вызывала на первых порах скептическое, недоверчивое отношение к задуманному плану, как слишком трудно выполнимому, и к хору из клириков, как к такому, который при больших затратах, может оказаться не на высоте положения и не будет в состоянии оправдать возлагаемых на него надежд. Правда, даже лицам, близко стоящим к этому делу и знакомым с подробностями плана, на первых порах дело казалось крайне трудно выполнимым, особенно при недостаточности времени и отсутствия подходящего нотного материала для пения. Эта идея оказалась, однако, выполнимою, благодаря мудрой настойчивости одушевленного счастливою и плодотворною идеей инициатора и вдохновителя грандиозного плана Высокопреосвященнейшего Кирилла, благодаря умению выбрать действительно опытного, любящего, и практически знающего древнее церковное пение руководителя хора, каковым являлся М.С. Покровский и благодаря трудолюбию и любви к пению вызванных из разных концов Тамбовского края о. иереев, о. дьяконов, псаломщиков, учителей школьных и еще учащихся духовных юношей. Мысль исполнить на торжествах исключительно древнейшим распевом, а именно большим Знаменным и малым Знаменным, все песнопения Всенощного бдения, Литургии, панихиды и служения по парастасу, особенности архиерейского служения, насколько известно, в полном и целом виде нигде не осуществлялось на Руси от древних времен. Занятия в хоре шли так: разучивание по группам 1) с 8 ½ часов утра до 9 ¾ часов; 2) с 10 до 11; общая спевка с 12 до 1 ½ часу дня; вечерние занятия по группам: 1) от 5-7 и 2) с 7 часов 30 минут до 9 часов вечера. Общее наблюдение за хором поручено уездному наблюдателю церковно-приходских школ Тамбовского уезда о. Иоанну Лыкову. Он бессменно и постоянно находился при хоре, который помещался в духовной семинарии. Спевки хора неоднократно посещал Высокопреосвященнейший Кирилл, который с самого начала входил в малейшие подробности и детали, как по устройству хора, так и по подбору певческого материала для него; ни одна хоровая пьеса, ни одна работа не прошли в репертуар без согласия и указания Владыки, почти все взятое в репертуар хора сначала подвергалось предварительно пробе на голосах – в присутствии Его Высокопреосвященства.26 Список лиц, входящих в состав Епархиального хора ко дню открытия честных мощей Святителя Питирима. 1. Иеромонах Вышенской пустыни Валентин. 2. Иеромонах Вышенской пустыни Виталий. Тамбовского уезда. 3. Священник с.Татарщины Владимир Раев. 4. Диакон с. Рассказова Иоанн Соломонов. 5. Диакон с. Александровки на Свале Алексей Казмин. 6. Диакон с. Большой Липовицы Александр Грибановский. 7. Диакон с. Космодамианской слободы Сергей Магницкий. 8. Диакон с. Беломестной Криуши Константин Колчев. 9. Псаломщик-диакон с. Татанова Алексей Безяев. 10. Псаломщик Введенской церкви г. Тамбова Павел Тихорский. 11. Псаломщик с. Саюкина Иван Калинин. 12. Псаломщик с. Степановки Василий Чернецов. 13. Псаломщик с. Лаврова Александр Селиванов. 14. Псаломщик с. Кочетовки Василий Честнов. 15. Псаломщик с. Измайловки Виктор Сладкопевцев. 16. Псаломщик с. Троицкой Дубравы Виктор Добров. 17. Псаломщик с. Воронцовки Николай Павловский. 18. Псаломщик с. Коптева Алексей Челнавский. Козловского уезда: 19. Священник с. Сычевки Александр Добров. 20. Священник с. Вишневого Александр Преображенский. 21. Диакон с. Старого Юрьева Андрей Голубинский. 22. Диакон Соборной церкви г. Козлова Петр Сергиевский. 23. Диакон Ильинской церкви г. Козлова Алексей Петров. 24. Диакон с. Красивого Василий Горбачев. 25. Диакон с. Глазка Евдоким Рябчиков. 26. Псаломщик-диакон Пушкарской церкви г. Козлова Иаков Самарин. 27. Псаломщик Вознесенской церкви г. Козлова Василий Богодаров. 28. Псаломщик Соборной церкви г. Козлова Павел Герасимов. 29 Псаломщик с. Сабурова-Александровки Петр Петухов. 30. Псаломщик с. Сестренки - Скобелева Фома Брыксин. 31. Псаломщик с. Старого Гаритова Василий Митропольский. 32. Псаломщик с. Малой Верды Иван Богоявленский. 33. Псаломщик с. Чурюкова Александр Иванов. 34. Псаломщик Вишневого Григорий Проскуряков. Моршанского уезда. 35. Священник с. Верхней Ярославки Александр Скворцов. 36. Диакон Троицкой соборной церкви г. Моршанска Иван Шарошкин. 37. Диакон Вознесенской церкви г. Моршанска Николай Боголюбский. 38. Диакон с. Богоявленского Георгий Голубинский. 39. Псаломщик-диакон Феодоровской кладбищенской церкви г. Моршанска Петр Архангельский. 40. Псаломщик-диакон Феодоровской кладбищенской церкви г. Моршанска Николай Родников. 41. Псаломщик-диакон Александро-Невской приютской церкви г. Моршанска Николай Филиппов. 42. Псаломщик с. Сокольников Валентин Разумов. 43. Псаломщик с. Троицкий Росляй Степан Паринов. 44. Псаломщик с. Салтыкова Иван Иванов. 45. Псаломщик с. Земетчины Василий Кондюков. 46. Псаломщик с. Богоявленского Александр Тащев. Борисоглебского уезда. 47. Диакон с. Малых Алабухов Николай Сиринов. 48. Диакон Казанской церкви г. Борисоглебска Павел Гусев. 49. Диакон Преображенской соборной церкви г. Борисоглебска Павел Андреев. 50. Диакон с. Мучкапа Михаил Лебедев. 51. Диакон с. Мучкапа Павел Фиделин. 52. Диакон с. Ростошей Григорий Добров. 53. Псаломщик кладбищенской церкви г. Борисоглебска Димитрий Богословский. 54. Псаломщик с. Солдатской слободы Димитрий Лукин. 55. Псаломщик с. Березовки Димитрий Емельянов. 56. Псаломщик с. Чащина Павл Дмитриев. 57. Псаломщик с. Ростошей Алексей Косовский. 58. Диакон с.Полетаева Павел Добров. Усманского уезда. 59. Диакон Соборной Богоявленской церкви г. Усмани Стефан Преображенский. 60. Диакон Соборной Богоявленской церкви г. Усмани Тихон Попов. 61. Диакон Космодамианской церкви г. Усмани Константин Попов (ныне Троицкой церкви г. Козлова). 62. Диакон с. Крутчинской Байгоры Димитрий Загуменнов. 63. Диакон с. Средней Байгоры Александр Зорин. 64. Диакон с. Демшинских Выселок Владимир Вьюков. 65. Диакон с. Тихвинского Александр Попов. 66. Диакон с. Талицкого Чемлыка Николай Заполатовский. 67. Диакон с. Мордова Илья Преображенский. 68. Псаломщик с. Завального Иван Чернышев. 69. Псаломщик с. Ольховки Владимир Надеждин. 70. Псаломщик с. Березнеговатки Димитрий Троицкий. 71. Псаломщик с. Малой Даниловки Василий Колоколов. 72. Псаломщик-диакон с. Нелжи Димитрий Голубев. 73. Псаломщик-диакон с. Кривки Семен Молчанов. 74. Псаломщик-диакон с. Демшинска Александр Павлов. Липецкого уезда. 75. Диакон с. Сокольского Константин Козловский. 76. Диакон с. Ярлукова Иван Талинский. 77. Диакон пос. Грязей Константин Алешинский. 78. Диакон с. Новой Ситовки Григорий Вьюков. 79. Диакон с. Большой Избердей Федор Куприанов. 80. Псаломщик с. Кузовлева Павел Котельников. 81. Псаломщик пос. Грязей Алексей Добров. 82. Псаломщик с. Большого Самовца Павел Владимиров. 83. Псаломщик с. Ивановки Сергей Демин. Лебедянского уезда. 84. Диакон Николаевской церкви г. Лебедяни Петр Вальданов. 85. Диакон Казанской церкви г. Лебедяни Георгий Ларюшин. 86. Диакон с. Доброго Владимир Дмитриев. 87. Псаломщик Покровской церкви г. Лебедяни Сергей Чалых. 88. Псаломщик с. Ольховца Александр Поздняков. 89. Псаломщик с. Доброго Николай Ильинский. Кирсановского уезда. 90. Диакон Соборной церкви г. Кирсанова Александр Гаврилов. 91. Диакон с. Калаиса Иоанн Дьяконов. 92. Диакон с. Богданова Михаил Неунылов. 93. Диакон с. Рамзы Владимир Алешковский. 94. Псаломщик Соборной церкви г. Кирсанова Павел Ремизов. 95 Псаломщик слободы Голынщины Михаил Таров. 96. Псаломщик с. Дворянщины Николай Никаноров. 97. Псаломщик с. Вячки Василий Колпаков. 98. Псаломщик с. Новой Иноковки Михаил Никольский. 99. Псаломщик с. Полякова Александр Тарев. 100. Псаломщик с. Пущина Михаил Лукин. 101. Псаломщик с. Лукина Димитрий Кольяков. 102. Псаломщик с. Сергиевки Сергей Щеголев. 103. Псаломщик с. Царевки Василий Нечаев. 104. Учитель Покровско-Глуховской церковно-приходской школы Сергей Гуров. Спасский уезд. 105. Священник с. Новых Выселок Михаил Вихров. 106. Диакон с. Красной Дубравы Димитрий Воскресенский. 107. Диакон с. Зарубкина Иван Цветов. 108. Диакон с. Старого Бадикова Василий Трандин. 109. Псаломщик-диакон Соборной Преображенской церкви г. Спасска Михаил Блинков. 110. Псаломщик с. Трех Липягов Михаил Буданцев. 111. Псаломщик с. Анаева Аркадий Короваев. 112. Псаломщик с. Пичкиряева Иван Сергеев. Шацкого уезда. 113. Диакон Казачьей слободы Александр Виндряевский. 114. Диакон с. Каверина Сергей Мальцевский. 115. Диакон с. Сыровеля Николай Саблинский. 116. Диакон с. Высокого Иван Кротков. 117. Диакон с. Печины Димитрий Никифоров. 118. Диакон с. Кермиси Иван Новоселов. 119. Диакон с. Черной слободы Василий Хитров. 120. Псаломщик Соборной церкви г. Шацка Евгений Орлов. 121. Псаломщик Троицкой церкви г. Шацка Иван Самохвалов. 122. Псаломщик Казанской церкви г. Шацка Алексей Никольский. 123. Псаломщик с. Борков Николай Лебедев. 124. Псаломщик с. Тарадея Евфимий Сазонов. 125. Псаломщик с. Казачьего Дюка Иван Преображенский. 126. Псаломщик с. Княжева Максим Зоткин. 127. Псаломщик с. Островки Иван Александров. 128. Псаломщик-диакон с. Дьячьего Алексей Кочемировский. 129. Псаломщик с. Лесного Конобеева Иван Балушевский. 130. Псаломщик с. Желанного Борис Вознесенский. 131. Певец из с. Дьячьего Константин Островский. Темниковского уезда. 132. Диакон Всесвятской церкви г. Темникова Иван Соколов. 133. Диакон с. Бутакова Феодор Третьяков. 134. Псаломщик-диакон Милостиво-Богородицкого женского монастыря г. Кадома Иван Константинов. 135. Псаломщик Преображенской церкви г. Кадома Георгий Лебединский. 136. Псаломщик-диакон с. Полховского Майдана Андрей Матасов. 137. Псаломщик с. Вознесенского Завода Иван Выгодин. 138. Псаломщик с. Сакаева Алексей Кондюков. Елатомского уезда. 139. Священник Соборной церкви г. Елатьмы Димитрий Константинов. 140. Диакон с. Пяты Михаил Задорин. 141. Псаломщик с. Богоявленского Погоста Ефим Кузнецов. 142. Псаломщик Ильинской церкви г. Елатьмы Алексей Сенин. 143. Псаломщик Соборной церкви г. Елатьмы Иван Захаров. 144. Псаломщик с. Веряева Валерий Орлов. 145. Псаломщик с. Нестерова Петр Трунин. 146. Псаломщик с. Каргашина Николай Веряев. Воспитанники Тамбовской Духовной Семинарии. 147. Алексей Архангельский. 148. Александр Жданов. 149. Иван Зиновьев. 150. Сергей Бакулин. 151. Иван Карельский. Бывшие воспитанники Тамбовской Духовной Семинарии. 152. Николай Ястребов. 153. Леонид Сиротинский. 154. Балыклейский. Воспитанники миссионерско-псаломщической школы. 155. Иван Мурлин. 156. Григорий Воронков. 157. Борис Купленский. 158. Василий Шарапов.27 На дни торжеств прославления Святителя Питирима были вызваны в Тамбов для проповедания Слова Божия, священнослужения, заведывания книжной, иконной и свечной торговлей многие протоиереи, священники, иеромонахи, диаконы, иеродиаконы и псаломщики. Список вызванных на служение при открытии мощей Святителя Питирима для проповедания. 1. Протоиерей Богородичной церкви г. Тамбова Сергий Бельский. 2. Епархиальный миссионер священник Василий Успенский. 3. Священник Архангельской церкви г. Тамбова Леонид Орлов. 4. Священник церкви Серафимовского духовного училища г. Тамбова Иоанн Знаменский. Борисоглебского уезда. 5. Протоиерей церкви при техническом железнодорожном училище г. Борисоглебска Петр Орлов. 6. Протоиерей Соборной церкви г. Борисоглебска Иоанн Романовский. 7. Священник с. Нового Архангельского Алексей Образцов. 8. Протоиерей церкви с. Сукманки Василий Владимиров. Елатомского уезда. 9. Священник мужской гимназии г. Елатьмы Сергий Златоустовский. Усманского уезда. 10. Протоиерей Соборной церкви г. Усмани Василий Сергиевский. 11. Священник кладбищенской церкви г. Усмани Петр Княжинский. Лебедянского уезда. 12. Священник с. Доброго Иоанн Добротворский. Козловского уезда. 13. Протоиерей Троицкой церкви г. Козлова Гавриил Саввинский. Липецкого уезда. 14. Протоиерей Соборной церкви г. Липецка Александр Суворов. Шацкого уезда. 15. Священник пригородной Шацкой Казачьей слободы Владимир Багрянский. 16. Священник с. Черной слободы Иоанн Борисов. Моршанского уезда. 17. Священник с. Рыбного Владимир Конобеевский. Для служения литургий, панихид и молебнов. Тамбовского уезда. 18. Протоиерей с. Рассказова Феодор Малицкий. 19. Священник с. Рассказова Георгий Константиновский. 20. Священник с. Татанова Петр Софийский. 21. Священник пос. Сампура Петр Космодамианский. 22. Священник с. Суравы Василий Тигров. 23. Священник с. Черненого Алексей Романовский. 24. Священник с. Комодамианской слободы Владимир Казанский. 25. Священник с. Лысых Гор Василий Покровский. 26. Священник с. Селезней Митрофан Умнов. Козловского уезда. 27. Священник Тюремной церкви г. Козлова Илья Песков. 28. Священник Соборной церкви г. Козлова Николай Архангельский. 29. Священник Старокладбищенской церкви г. Козлова Константин Политов. 30. Священник с. Ярославки Николай Успенский. 31. Священник с. Каменного Брода Николай Стефановский. 32. Священник с. Красивого Иоанн Виндряевский. 33. Священник с. Никольского-Бистрома Николай Полянский. 34. Священник с. Турмасова Виктор Покровский. 35. Священник с. Епанчина Михаил Елеонский. Моршанского уезда. 36. Священник Моршанской пригородной Феодоровской слободы Сергий Калугин. 37. Священник с. Мутасьева Матвей Молчанов. 39. Священник с. Старого Грязного Илья Воскресенский. 40. Протоиерей с. Большого Пичаева Николай Добровольский. 41. Священник с. Богоявленского Иоанн Архангельский. Борисоглебского уезда. 42. Священник Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска Василий Сергиевский. 43. Священник с. Чигорака Димитрий Каргашинский. 44. Священник с. Мучкапа Петр Магницкий. 45. Священник с. Мучкапа Петр Благонадеждин. 46. Священник с. Уварова Митрофан Лебедев. 47. Священник с. Костина-Отдельца Иоанн Алабовский. 48. Священник с. Бурнака Василий Смирнов. 49. Священник с. Архангельского Михаил Туманский. Усманского уезда. 50. Священник с. Нижней Матренки Александр Муравьев. 51. Священник с. Коробовки Леонид Гумилевский. 52. Священник с. Павловского Александр Климентов. 53. Протоиерей с. Мордова Стефан Воскресенский. Липецкого уезда. 54. Священник Соборной церкви г. Липецка Михаил Ястребцев. Лебедянского уезда. 55. Священник с. Каликина Алексей Скрижалин. Кирсановского уезда. 56. Уездный наблюдатель протоиерей Иоанн Ландышев. 57. Священник Ильинской церкви г. Кирсанова Виктор Феодосьев. 58. Священник с. Старой Иноковки Яков Смирнов. 59. Священник с. Булгаковки Феодор Соколов. 60. Священник Тихвинской церкви г. Кирсанова Василий Архангельский. Спасского уезда. 61. Священник с. Хомутовки Павел Кедрин. Шацкого уезда. 62. Протоиерей Соборной церкви г. Шацка Димитрий Алмазов. 63. Заведующий Вышинско-Куплинской второклассной школой священник Иоанн Богоявленский. 64. Священник с. Чернояра Петр Кудрявцев. 65. Священник с. Оксельмеева Василий Бельский. 66. Священник с.Кашкова-Ракова Павел Мальцевский. 67. Священник с. Лесного Конобеева Алексей Сретенский. 68. Священник с. Желанного Петр Конобеевский. Темниковского уезда. 69. Священник с. Шал Василий Светлов. 70. Священник Кадомского монастыря Александр Черменский. 71. Священник с. Аносова Александр Гумилевский. Елатомского уезда. 72. Священник с. Сасова Василий Голосницкий. 73. Священник с. Ключей Алексей Симонов. 28 | |
Просмотров: 1763
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |